Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Купальские песни - вид календарной обрядовой лирики, которая со времен язычества сопровождала обряд величания бога плодородия, согласия и любви - Купала, или Купала. До новейшего времени этот праздничный обряд дошел фрагментарно, с введением христианства он сочетался с праздником Иоанна Крестителя (проходил в ночь с 23 на 24 июня по ст.ст.), стал называться в народе Иваном Купайлом. Это праздник продолжался до Петра (29 июня по ст.ст.). В это время пели только К.п. Кроме Купалы, в них упоминается еще Марена (Морена, Морина, Моряна, Мара),в которой по украинской традиции всегда связывали с Купайлом или и называли его женщиной. Марена мыслилась как богиня зла, болезней (мора), смерти. В весенне-летних обрядах делали чучела Марены и сжигали или топили. Характерными ритуалами купальского обряда было готовки, воспаление "живого огня" (от трения дерева о дерево), сплітання веночков и бросание их на воду, перепрыгивание через огонь ("очищение"), разные игры, гадания. К.п. (собіткові, как их называют на Лемковщине) славят вегетацию всего живого и животворного солнца (день в ту пору вдвое больше ночи), землю, на которой все растет, животворную воду, целебную росу и чудодейственное снадобье (таинственный цвет папоротника), любви и надежды на счастье. В них упоминаются Купало, девка Маринка, что утонула ("Купала на Ивана", "Наша Маринка-купалочка"), короткая для сна ночка ("Ой на Купала, Купалочка", "Ой молодая женщина"), зеленая дубрава со скошенными травами, тревожные волнения царевны, которую собирается сосватать "царойко" ("Ой ты зеленая дубровойко", "Черная хмаройка наступает"). Среди К.п. есть и шуточные пантомимы ребят, побуждение их к бракосочетанию ("Ой на огороде крокіс, крокіс", "Ой наши парни стрельцы, стрельцы", "Помощь кладочку", "Время тебе, вербонько, развиваться"). Большинство К.п. не имеют куплетної структуры, установленного порядка рифмовки. По форме они во многом подобны колядок, веснянок, русальные песни. Есть в них и общие мотивы, образы (Ярило, Кострубонько), что творят общий блок песенной обрядности украинцев. Ценную услугу для сохранения купальского репертуара сделала Леся Украинка. В 1893 она описала купальский обряд на Волыни, где в то время он, сравнительно с другими местностями, лучше сохранился, и подала при этом с мелодиями 49 К.п. Украшен песнями поэтический купальский обряд издавна привлекал многих писателей - Н.гоголя ("Вечер против Ивана Купала")» м. старицкого ("Ночь под Ивана Купала"), м. Коцюбинского ("Как мы ездили к Колодцу"), м. стельмаха ("На Ивана Купала"), композиторов - А.Вахнянина (песня "Эй, на Ивана, гей, на Купала"), Стеценко (хор "На Купала"), художников, кинематографистов.