9 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Думы и народные песни это социальная память народа его видение жизни и истории
Создателями и хранителями народного эпоса были кобзари. Источники свидетельствуют, что во времена Киевской Руси существовали певцы, которые исполняли произведения на исторические темы, «пели славу» воинам-князьям. Кобзари, потомки легендарного Бояна, и были охранниками боевой славы народа. Многих из них отдавали в обучение к старым кобзарей еще ребятами. Усвоив науку, они находились на Сечи как обычные казаки. В свободное время они пели для своих собратьев. Кое-кто приходил к кобзы, подорвав здоровье, а зачастую - потеряв зрение во время военных походов. Путешествуя по городам и весям всей украинской земли, кобзари своими песнями разжигали праведный гнев против поработителей, призывали молодежь вступать в армию, прославляли гетмана Богдана - «отца казаков».
Кобзарство - это своеобразное явление украинской народной культуры, выдающееся художественное достижение запорожского казачества. Насколько творчество кобзарей насыщена конкретным историческим материалом и верно передает характер событий, можно убедиться, сравнивая их произведения с историческими драмами, которые возникли именно в то время в украинской культуре. Большой шаг вперед в развитии украинской драмы сделал еще Феофан Прокопович, написав 1705 года драму «Владимир», посвященную гетману Мазепе. Однако найрозповсюдженішою в Украине тех времен была так называемая «вертепная драма».
Вертеп - это деревянная шкатулка в виде домика, с перегородкой на два этажа. Вместо актеров выступали в вертепе куклы, которыми управляла человек за вертепом, что провозглашала тоньше или грубее голосом - согласно роли - слова персонажей. Украинская вертепная драма состояла из двух частей: религиозной и інтермедійної. В религиозной части, которая происходила на верхнем этаже, преобладали евангельские сюжеты. В інтермедійній - на нижнем этаже - выступали фигуры из народной жизни: казак, поляк, литвин, москаль, цыган. Вертепные актеры (обычно это были бурсаки), не имея возможности открыто провозглашать свои мысли и мечты, пользовались «эзоповым языком», маскируя за образами религиозных и исторических сюжетов проблемы современной жизни народа.
Впоследствии этот скрытый, завуалированный стиль высказывания любых идей художественного произведения способствовал появлению в украинской культуре уникального стиля, который до сих пор во всем мире называется украинским или казацким барокко.
Следуя высокоразвитую и своеобразную культуру Киевской Руси, русская культура расцвела и окрепла в государстве запорожских казаков. Именно жизненность ее основных черт обеспечила украинскому народу возможность за тяжелых условий социального и национального угнетения под властью иностранных государств сохранить свое национальное достоинство.
|
|