Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Творческие работы наших посетителей


Автор: Роксолана

Василий Стус Своеобразие и сила художественного таланта В. Стуса

Народ мой, к тебе я еще верну,
Как в смерти обернусь к жизни
своим страждущим и незлым лицом.
Как сын, тебе низко уклонюсь
и честно взгляну в твои честные глаза
и в смерти с родным краем поріднюсь.


Жизнь и творчество Василия Стуса, одного из величайших поэтов ХХ века, похоже на вспышку - короткий и яркий.
Благодатная пора 60-х годов родила плеяду талантливых украинских поэтов-И. Драча, Л. Костенко, Д. Павлычко, М. Винграновский, В. Симоненко, В. Стуса. Она во многом определила и путь их эстетических поисков, тематико-проблемное наполнение литературных произведений. Но художественное наследие В. Стуса не перепутать с любой чьей другой, такая она оригинальная. Поэт долгое время был оторван от нормальной человеческой жизни, от современного ему литературного процесса, что в определенной степени и определило поэтику его произведений, художественный мир, но никак не сказалось на обще человеческом пафосе стихотворений, их совершенства и силе эмоционального воздействия на читателя.
Когда аналізум стихи Стуса мы понимаем, что лирический герой в его стихах - он сам. Поэтому его произведения такие пронзительно личные. Их ядром является позиция художника, позиция гражданина, патриота-сына - своей матери по крови и матери-Украины. Поэт стремится приблизить людей к идеалам добра, справедливости, гуманизма, правды - этих общечеловеческих идеалов, за которыми для него не терялись идеи национального самосознания родного народа.
Не сдай - веснам. Легче-зимам
не сдаться, Не сдай весне.
Спасительной держись льда,
пречистой держись тоски,
безумной держись муки
и так існуй, потому что это - жизнь.
Этой поэзии присуща философичность мысли и лаконизм формы, потому что автор как бы открывает и утверждает основной закон человеческого существования в его высших проявлениях. В целом для стиля В. Стуса характерно обращение к себе, к читателю, обращение-просьба, обращение-предостережение, например: "не спеши...", "терпи, терец тебя шлифует..." и другие. Поэт наполняет их собственным опытом, помноженным на жгучие размышления, что и придает им всеобщего значения.в Стус иногда обращается и к любимой, и к утраченной им родной земле, и к Богу, и к смерти, и к народу, и всегда это предопределяется поетовим задачей - обострить свои размышления, предоставить им эмоциональности, сповідальності:
О земле втрачена, явись
хотя бы во сне страдающего
и лазурно простелися,
пролийся мертвому мне!
И верни в дни забытые,
росой упоминаний окропи,
отдай усеблагій углу
и тихо произнеси: беда, спи!
Тема родной земли, Украины, как и мотивы неволи, воспоминания о родных, ведущие в лирике В. Стус. Интересно перевоплотился образ Отечества под пером поэта. В стихотворении 1952 года "Вокруг Земли мои кружились мечты" он видит родной край планетарно, зажатым в полушарии географических карт, его символом является мелодия песни, которая запала в душу с детства. Поэт гордится отчим краем, однако его увлечение отечеством меняется остро разоблачительными, драматическими интонациями, когда речь идет о прошлом украины
Сто лет как умерла Сич

Сто лет мучених надежд,
и надежд, и верь, и крови
сыновей, что за любовь клейменые,
сто сердец, как сто палахкотінь.
И вырастают из лаптей,
из шаровар, из курной избы
рабы растут до сыновей
своей Украины - матери
В "Палимпсестах" 1972-1979рр. эта эмоциональность усиливается. "Німує край", он -"царство немоти", "ему за трумну тьма кам"яна"- так метко характеризует поэт тогдашние реалии украинской жизни. С горечью, что идет от самого сердца, он провозглашает:
...Нет мне отчизны,
нет мне родины-ни-ни-ни.
Душа горит в смертельном огне,
отталкивает меня от запаха яда!

Нет мне любимой земли,
где-то под грудью печет горькая калина,
смеется сумасшедшая Украины
в смертном полете на чужом крыле.
Сколько боли в этих строках! Поэту стыдно за своих современников, за ту душную атмосферу обмана, фальши, попрание человеческих свобод, в которой они живут. Он утверждает, что у него нет отечества, и вместе с тем всем настроением стиха, опровергает эту мысль: душа болит за родной край, любимую землю, где даже калина-этот извечный символ Украины - сталагіркою. Оторванный от земли поэт часто вспоминает родной дом, выражая свои чувства откровенно, искренне.
Эти воспоминания дают поэту веру, надежду и силу "Отчизна, матере, се! Скорбь эта, если бы не ты, меня бы косой подкосила..."
Понимание трагизма жизни, предчувствие неосуществимости мечтаний и стремлений рождает такие пронизливощемливі строки:
Прощай, украина, моя Украина,
чужая Украина, навеки прощай
Моя и чужая... Это определение - антитеза несет в себе большой силы эмоциональный заряд: быть самым честным, самым горячим сыном своей земли и умирать, закончить свой жизненный путь на "чужой" земле забытым, ненужным своем Отечестве.
Поэт находит в себе силы жить, не потерять надежду, что подчеркивается обращением к распространенному народного пословица "жизнь прожить-не поле перейти".
Пусть жизнь - одно стернимте поле,
но перейти - не забуду.
Дотяну до края. Пусть руками,
пусть на локтях, ползком-зря,
душу пусть обшмугляю о камень -
все равно милішої енма
за эту утраченную и ленивую, равнодушную, постылую,
землю эту, которой только и значу
и какой барвиться слеза.
Для поэтики В. Стуса характерен многократный повтор слов "О боли, боли, боли, боли, боли мой..."
Вот так живу: как обезьяна среди обезьян,
Лбом прогрішним с клеймом печали
все бы"удар о твердые каменные стены,
как их раб, как раб, как жалкий раб.
Звуковой и интонационной выразительности, лирического настроения придает стихам звуковой повтор:
Посоловів от пения сад,
од соловьев"ел, и от надсад,
и от одинокой свечи,
и от жалящих звезд ночью.
Одной из распространенных фигур в поэзии В. Стуса есть градация, когда каждое следующее слово раскрывает смысл предыдущего, дополняет его. В поэзии "За мной Киев тянется во снах" имеем градацию, смысловое наполнение которой обусловлено реалиями жизни самого поэта:
... Не изменяйте, нервы:
впереди - твой край, твой крах, твой прах.
Поэтическое слово В. Стуса лаконичное, энергичная, полна большого чувства, и в этом его сила и красота.