Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Краткое изложение произведения

ЛИТЕРАТУРА УКРАИНСКОГО РОМАНТИЗМА
ПАНТЕЛЕЙМОН КУЛИШ
Черная рада

(Хроника 1663 года)

 

И

Весной 1663 года двое всадников приближались к Киеву. Один был молодой вооруженный казак, второй по одежде и бороде - как поп, по сабле и шрамах на лице - как старый казак. Видно, что ехали они издалека. Не доезжая до Киева, завернули к Хмарища, Череваневого хутора. Черевань был богатым господином и веселым, из тех казаков, что обогатились за десятилетнюю войну с ляхами.

Было тихо и красиво, а всадники какие-то невеселые. Приехали к хутору и загрюкали в дубовые ворота. Открыл старый ключник Василий Невольник и очень обрадовался, узнав паволоцкого полковника Шрама. О его сына Петра сказал: «Орел, а не казак!» Провел на пасеку, где больше всего времени проводил Черевань и где любил принимать гостей.

Старый Шрам был сыном паволоцкого попа Чепурного, учился в Киевской братской школе и сам вышел на попа. Но когда подняться казаки с гетманом Остряницей против униатов, не усидел в приходе и пошел к казацкого войска. Поляки быстро тушили пламя всех восстаний, и в Украине продолжали твориться бесчинства и безобразия. Шрам остановился в зимовнике среди дикой степи на Низу, взял в жены пленную турчанку, проповедовал Слово Божие рыбакам и чабанам. Побывал везде, так закалился, что большая польза и подмога из него была во время Хмельнитчины. Пошрамовано его вдоль и поперек, поэтому получил прозвище - Шрам. Сыновья подросли, стали казаками; двое полегли в бою, остался только Петр. Почувствовав, что упадок его сила, Шрам сложил с себя полковничество и начал служить Богу.

Но опять начались на Украине неурядицы, ссоры и кровопролития за гетманскую булаву. Шрама мучила мысль, что погибнет от этого Украина. Поэтому правил мирянам: «Блюдітеся, да не порабощенні будете; берегитесь, чтобы вам не дано вас опять ляхам на поругание!»

Когда умер паволоцкий полковник. Шрам сам вызвался послужить обществу, и его выбрали снова. Задумался полковник, как Украину на добрую дорогу вывести. Пустил молву, что болен, а сам уехал на хутор для советы.

На пасеке у Череваня Шрам встретил Божия. Это был слепой старец - кобзарь. Ходил без поводыря, в заплатанной свитке и без сапог, а денег носил полные карманы: он скупал невольников из плена. К тому же умел лечить, заговаривать раны. Казаки очень уважали его еще и за песни.

Черевань обрадовался встрече, стал расспрашивать Шрама. Тот сказал, что едет на богомолье в Киев. В Божьего же Мужчины одна дорога - выкупать невольников. Слуга Василий Невольник и докинул себе слово, что именно благодаря Божьему Мужу он видит мир крещеный, а служит теперь верой и правдой Череваневі, за чьи деньги его освободили из плена.

Шрам расспрашивал старика, знает ли тот, что происходит за Днепром. Божий Муж грустно сказал, что нет согласия между казаками, старшину не слушают. Сомко мог бы гетманом стать, так ему не дают, потому что он не хочет кланяться московским боярам. Запорожцы же своим гетманом зовут Брюховецкого. Шрам удивлен этим. Как-то Сомко, приходился Юрасю Хмельницкому дядей, оскорбил Иванца Брюховецкого, а ночью поймал возле своей кровати с ножом. Военный совет присудил отрубить ему голову, а Сомко велел посадить Иванца на свинью и провезти по городу.

После этого стыда Иванец стал собирать деньги, угождать каждому. Когда Юра пошел в монахи, Брюховецкий обокрал гетманскую казну и отправился на Запорожье. Там сыпанул деньгами - и запорожцы избрали его атаманом.

Полковник Шрам признался, что едет не на богомолье, а в Переяслав, к Сомко-гетмана, надеясь, что именно он сможет объединить разделенную Украину.

 

III

Петр Шраменко сидел в пекарне и разговаривал с Череванихою и ее дочерью Лесей. Черевань, заглянув туда, порадувався и пошутил, что ему, мол, еще и жениха хорошего для дочки привезли.

Горница в Череваня хорошая, на полках серебряный и золотой сосуд, из войны, из княжеских замков привез. А молодому Шраменкові лучше всего показалось в пекарне, где цветы, душистый хлеб и замечательная девушка.

Черевань угощал гостей, а Череваниха, свежая и полнолицая, узнав, что Шрам едет на богомолье, вызвалась поехать с ним. Полковник спросил у хозяина, 6 он согласился отдать свою дочь за его сына. Черевань радостью дал согласие, а Леся будто испугалась, хоть Шраменко ей тоже пришелся по душе. Тут вошла Череваниха и сказала, что такие дела так не делаются, сначала следует сходить на богомолье. Итак, сватовство откладывалось, и Шраменко догадался, что Череваниха имеет на мнении другого зятя, да и Леся ним презрит.

Когда ехали в Киев, Петр прямо спросил Череваниху, а та ответила, что ей, когда она еще ходила беременная Лесей, приснился странный сон, что ясную панну забирает сам гетман. Гадалка подтвердила, что суженый дочери, которую она родит, будет самый красивый и самый знатный.

 

IV

Паломники ехали узкими переулками Подолу. им перегородили дорогу мещане, праздновали рождение сына у Тараса Трубача. Стали настаивать, чтобы путники с ними выпили - те не хотели, слово за слово, и вспыхнула ссора. Мещане, мол, за свой счет строят укрепления, платят налоги, а кармазини (реестровые казаки) только в дорогих одеждах разъезжают, пьют и гуляют. Наконец батюшки пропустили, а он тяжело задумался и понял, что здесь не обошлось без намовлянь Иванца Брюховецкого. Черевань, стремясь развлечь старого Шрама, сказал, чтобы тот так не переживал, ведь в них есть и хлеб, и к хлебу. Шрам разгневался и назвал его Барабашем. Черевань очень обиделся, потом сказал, что готов хоть куда идти вместе со Шрамом бороться.

 

V

Наши паломники походили по церквям, дали батюшкам серебра на нужды, но вот шум, музыка, топанье. Это какой-то из запорожцев с миром прощался. Пил, гулял, угощал общество, шел вприсядку до монастыря, потом все казацкое сбрасывал, оставлял богатство, которое было, надевал волосяную рубашку и шел в монастырь спасатись.

После того много бурсаков оказывались в запорожцах. Черевань сказал, что был бы неженат, сам пошел на Сечь. Шрам ему возразил, сказал, что обратилось казачество, теперь туда идут или воры, или тунеядцы, которые все пьют и величаються.

А возле кареты Череванихи и Леси закружились два запорожцы, хищно поглядывая на девушку. Один из них, здоровенный казак, сказал своему собрату Черногорцу, что ради такой девушки и Сечь покинуть не грех и что она обязательно будет его.

 

VI

Когда Черевані со Шрамами вернулись из пещер, на дворе они увидели высокого и красивого мужчину в дорогом кармазині, с большой свитой. Это был Сомко, и Шрам очень обрадовался. Гетман пригласил всех к себе в гости, а Лесю назвал своей невестой. Теперь Шраменкові ни на что было надеяться. Хоть был он казак знатный и красивый, Сомко все же лучший - «высокий, дородный себе господин, кругловидий, русый; голова в кудрях, как в золотом венке; глаза ясные, веселые, как звезды; и уж ступит, или заговорит, то действительно по-гетьманськи». Шрам назвал Сомка ясным соколом, а тот его - отцом. Сели за стол и заплакал старый полковник. Все удивились, а он объяснил, что не от своего личного горя плачет, а за Украину болеет: «У нас окаянный Тетеря торгуется с ляхами за христианские души, у вас десять гетманов хватается за булаву, а что Вкраина разодрана надвое, о том всем безразлично». А еще идут слухи о черную раду». Сомко сказал, что успокоит запорожцев, а чернь научит уважать гетманскую превосходство. Относительно других, то «пусть и мещанин, и простолюдин, и казак стоит за свое право; тогда будет на Украине и правда, и сила».

Далее Сомко сказал, что негоже ему без гетьманші. Тогда попросил благословения у Череванів на брак с их дочерью. Черевань был удивлен, сказал, что уже едва не просватав дочь за Шраменка. Но старый Шрам подошел, сказал, что они не будут стоять на дороге у гетмана, и благословил молодых.

Вдруг пришел запорожец Кирилл Тур, тот самый, что напугал Ночь ю, Сомко его поздравил, а старый полковник сказал, что не угождать я бы водиться с этими гультіпаками. Гетман отметил, что между запорожцами есть много хороших людей, как вот Кирилл: «Добрый он, И душа искренняя, казацкая, хотя изображает из себя ледащицю и характерника (волхва)».

 

VII

Сомко усадил гостей за стол, начал расспрашивать Тура, как тот оказался в Киеве, и показал свою невесту. Кирилл сказал, что отберет эту девушку и повезет на Черную Гору. Все смеялись, подумав, что это шутка. Леси аж нехорошо сделалось. Кроме того, она заметила, что жених за своими делами не очень-то и обращает внимание на нее.

Вечером позамикали все двери, а запорожец, выходя, сказал: «Дверь одмикайтесь, а люди не просыпайтесь!»

 

VIII

Казаки нагулялись и завалились спать, а Петру не спалось. Пошел он в дверь. Как слышит - едут всадники, Тур со своим собратом. Хотел бежать спасать Лесю, а тогда подумал, что у нее есть жених, так пусть и бережет ее. Когда снова послышался топот - всадники возвращались, но уже с девушкой в седле, которая сидела, как лунатик. Петр ухватил коня, саблю и помчался догонять похитителей. Долго гнался, вот мостик через пропасть. Кирилл перепрыгнул, потом разобрал доски и крикнул Шраменкові, чтобы тот прыгал и показал, достоин с Туром драться.

Петр перепрыгнул сам, ибо конь его побоялся. Начали драться на саблях, пока не сломались, на кинжалах, потом на ножах. А тут и погоня гетмана подоспела. Пока доскочили до пропасти, бойцы одновременно ударили друг друга в грудь ножами и повалились, тяжело ранены.

Черногорец бросился к своему побратиму, а Леся - до Петра. Забыв стыд, называла сердечком, пыталась остановить кровь. Шрам бросился спасать сына, а Сомко - запорожца. Полковник возмутился, а гетман сказал, что молодая нашлась бы и вторая, а вот Кирилла второго Тура не будет. Леся это услышала, и ее сердце навеки отвернулось от Сомика.

Запорожцы забрали Кирилла, а Черевані - Петра. Леся все копали зелье, лечила, сидела возле раненого. Вскоре казак начал оду жевать. Он понял, что и девушка его полюбила, вот только она уже помолвлена. Оба влюбленных от того скучали.

Сомкові пришла весть, что до Переяслава прибывают царские воеводы. Посоветовались и решили, что Шрам с сыном поедут к Сом а, а Черевань с Лесей - к жінчиного брата Гвиитовки под Ніжень Когда же соберется гетманское свадьбы, склонить старшину к походу на Тетерю и объединения Украины под одним гетманом.

Когда выехали, их встретил гонец и сообщил, что три полки Сомка перешли на сторону Ивана Брюховецкого. Теперь тот владеет половиной Украины и в почете у царя. Сомко хотел расправиться с предателями, но Шрам его отговорил - не время затевать распри между своими. Вдруг на пути поднялся шум. Возле дороги косили косари, один напился и заснул на дороге, то на него чуть не наехали. Косари истекли ся, стали ругать «кармазинів», угрожать им «черной радой». Едва старый Шрам их успокоил.

 

X

Путники приехали в Винтовки, а там пируют запорожцы. Хозяин радушно встретил гостей, а хозяйка - хорошая, но блідолика дамы - только грустно улыбалась. Увидев рыдван Череваня, упала в обморок. Оказалось, что она - бывшая польская княжна, в этом ридвані ее захватили, ребенка затоптали лошадьми, князя татары погнали в Крым. Теперь Гвинтовка ее «окозачує», стол застилают у него не слуги, а сама княгиня, она же и ужин подает.

Шрам расспрашивал Гвинтовку, за кого он. Тот сказал, что, конечно, за гетмана Сомка. А что с запорожцами водится, так это потому, что весь мир так перевернулся, напрямик не проедешь, надо приспосабливаться.

 

XI

Утром старый Шрам поехал в Батурин к Васюты, чтобы попытаться с ним договориться. Петр печальный бродил по роще, пока не наткнулся на хуторок. Там с удивлением встретил Кирилла Тура. Давней обиды как и не было.

Запорожец сказал, что готовится «черная рада», и там зададут перца «городовой старшине». Кирилл пригласил Петра позавтракать с ним, познакомил с матерью, сестрой. Вдруг за Кириллом пришли говорили, что его ждет казацкая расправа за стыд, который он наделал обществу. Мать Кирилла попросила Петра поехать за ее сыном и привезти какую-то весть.

 

ХП

В урочище Романовский Угол было людно, как на ярмарке. Собралось много черни, которой Брюховецкий обещал отдать Ніжень на ограбление. Все хвалили своего кошевого. Брюховецкий был «в короткой старенькой свитке, в холщовых штанах, сапоги шкапові попротоптувані...». Только «сабля аж горела от золота». «Так как мужчина простенький, тихо», а сколько бед в Стране наделал! Иван Мартынович называл всех своими детками, плакался, чем одеть своих казаков, как прокормить, он и сам вон как обносился. Горожане кричали, что всем его обеспечат, чтобы он сравнил их в правах с казаками.

Созвали всех судить Кирилла. Казака привязали к столбу, поставили водку, калачи. Каждый должен был подойти, выпить, взять и хорошо ударить им виноватого по спине. Начали бить, особенно старались деды. Кирилл держался мужественно, его оборонял собрат и еще несколько товарищей, отказывали других, кому грозили, кого отгоняли. Домой Кирилл вернулся чуть живой.

 

ХШ-ХІУ

Сомкові удалось расположить к себе Васюту, тот поехал с Шрамом на встречу с гетманом. В городе и в войске - полный беспорядок. Шрам ходил уговаривал казаков то словом Божьим, то воспоминаниями о хмельницкой области, а предатель писарь Вуяхевич «рассыпал горькие слова в казацкие души», подстрекал на «черную раду».

В доме Винтовки - свои проблемы. Черевань заметил, что Гвинтовка сделался совсем другим человеком, не таким, как был прежде, искренним и общительным казаком. Теперь он заботился больше о своем богатстве, до общественных дел ему безразлично. Даже сестре Череваня стало страшно у такого брата.

Когда утром одевались ехать на совет в Ніжень, им дали голубые стежки к воротам, а не красные, как привыкли носить казаки.

Перед городом толпа покрыла все поле. Видно царский шатер и московское войско с боярами. С правой стороны стал Брюховецкий, с левого - Сомко. Народ бурлит. Только теперь заметил Петр, красных лент на казаках очень мало, больше голубых. И понял, что задумано что-то недоброе.

Посередине было сделано круг - там поставили стол с бунчуком и хоругвью. Рядом гордо стоял Брюховецкий со своими запорожцами - в голубом кафтане, смотрит по-гетьманськи.

Вышел князь Гагин с думними дьяками, вынес подарки старшине, стал зачитывать царскую грамоту. Задние, сельская голытьба, ничего не слыша, стали выкрикивать Брюховецкого, другие - Сомика. Развернулись крик, драка. Запорожцы схватили Иванца, посадили на стол, дали в руки булаву и бунчук. Шрам пропихивает Сомика, а его не пускают, бьют всех, кто не с голубой лентой. Пришлось Сомкові отступить.

Прибыл Сомко в лагерь Переяславского полка, а тут новая беда - ніженський полковник уже не Васюта, а Гвинтовка. Несколько сотен быстро перешли на сторону Брюховецкого. Попросил Сомко у московского князя защиты и справедливости, а тот уже взял от Брюховецкого большие подарки.

Новый гетман Брюховецкий обрадовался, велел схватить Сомка и Ва-сюту, посадить в тюрьму, а Вуяхевичу сказал написать письмо царю, будто Сомко бунтует против него казаков.

 

XV

Крестьяне не знали, что у казаков творится. Когда Брюховецкий отправился к присяге в город, они решили, что все теперь равны и пора «барским добром делиться». Московская стража не пустила крестьян в города, а казаки уже грабили Сомків лагерь. Братья смеялись из черни и грозились сравнить всех плетьми. Они преследовали и шляхту - было бы и Череваневі плохо, если бы не голубая лента. Некоторым пришлось переодеться в крестьянскую одежду и бежать. Брюховецкий посватал у дяди Винтовки Череваневу Лесю за своего писаря. А тут еще Тур появился и сказал, что за нее его били, поэтому она его. Петр аж похолодел, напомнил Кириллу о дружбе, а тот ответил, что теперь все перевернулось.

 

XVI

Брюховецкий пировал в Нежине. Рядом с ним сидел князь Гагин, хоть и не положено так. Запорожские деды привели к новому гетману казака, который скакал в гречку, на суд. Брюховецкий сказал, что не годится из-за женщины забивать братика до смерти, посмеялся с дедов - ее разозлились, плюнули и ушли, поняв, что их одурено.

Иванец стал думать, как ему свести со света Сомика. Запорожец, которому он приказал лишить узника головы, отказался это сделать.

 

XVII

К Брюховецкому напросился какой-то мужчина и сказал, что сделает то, чего гетман хочет. У него вроде с Сомко свои счета - и за невесту, и за кии. Это был Кирилл Тур. Гетман дал перстень запорожце, тот прошел в тюрьму и открылся Сомкові. Предложил свою одежду и перстень, чтобы тот убежал. Но Сомко отказался, ибо не хотел чужой жизнью доставать себе волю.

 

XVIII

Старый Шрам, жалея паволочан, сам поехал к Тетере и принял на себя всю вину за то, что город взбунтовался против гетманской власти. Старого полковника казнили как бунтовщика, а город оставили в покое. Того же года казнили и Сомика с Васютой.

Петр Шрам шел на Запорожье, а ноги сами завернули в Хмарище. Везде было запустение. Только из пекарни что-то слышалось. Петр туда - а там Черевані и Леся. Те и не думали увидеть Шраменка живим. их самих «хорошо в руки взял» Гвинтовка, хотел отдать Лесю за Вуяхевича. Но приехал Кирилл Тур, показал какой-то перстень и сказал, чтобы ему выдали Череванів - везти в Гадяч к гетману. Те просили его, чтобы смилостивился, не вез. А запорожец снова: не повезу, как состояния с кралей на полотенце. А сам отвез в Хмарище и сказал, что ему вражьих баб не надо - от них бедствие на земле.

Петр остался в Череванів. Через полгода они с Лесей поженились.

 

Комментарий

Роман «Черная рада» П. Кулиша ~ многоплановый. В нем переплетается несколько сюжетных линий. Показывается противостояние сил государства (Сомко, Шрамы) и разрушения (Брюховецкий, Тетеря, Гагин, Гвинтовка). Носитель основной идеи - Человек Божий, который, будучи слепым и нищим, самоотверженно служил людям, выкупая их из неволи, излечивая телесные и душевные раны. Автору импонирует хутор, который он считает символом украинского образа жизни, а история любви Петра и Леси - это олицетворение семейной идиллии, символ неуничтожимости и Украины. Кирилл Тур - воплощение запорожской вольницы и казацкого рыцарства.

Основным историческим источником для П. Кулиша стал Летопись Самовидца, а литературным образцом - европейские исторические романы, в частности произведения В. Скотта. В «Черной раде» присутствует романтический мотив дороги.