Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Как правильно говорить: «сюжет и композиция» «сюжетно-композиционное единство»?

Сюжет и композиция в художественном произведении органично взаимосвязаны, взаимопроникаемы, но в то же время качественно отличаются. Сюжет - это развитие, действия, а композиция - расположение и соотношение частей произведения. Поэтому правильно говорить «сюжетно-композиционное единство», а не «сюжет и композиция», что указывает на сосуществование понятий, их сумму, их присоединение друг к другу.

Термином «сюжет» обозначают один из элементов художественной системы, а термином «композиция» - способ организации всей этой системы, то есть произведения. Писатель выбирает определенный тип повествования: в хронологическом порядке или с его нарушением, от лица героя («Институтка» марко Вовчок) или автора («Город». Пидмогильного). В построении конфликта выделяются следующие его элементы: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Однако, как уже отмечалось, такое традиционное расположение сюжетных элементов может нарушаться. Итак, композиция охватывает сюжетно-повествовательный аспект произведения, а также систему персонажей, которая раскрывается приемами контраста, противопоставления и сопоставления, что является также выражением сюжетно-композиционного единства. Так, например, главный герой романа В. Подмогильного «Город» Степан Радченко демонстрирует глубже свою человеческую сущность в отношениях с женщинами: Наденькой, хозяйкой, Зоською, Ритой. Противопоставляются друг другу сыновья Марии из одноименного произведения В. Самчука, в вихре социальных потрясений выбирают разные жизненные пути.

Значительную роль в композиции произведения играют описания природы (пейзажи), художественные детали. Они не просто сопровождают сюжет, иллюстрирующие его, но и углубляют действие. Неразрывность сюжета и композиции оказывается на практике: анализируя сюжет произведения, мы не можем абстрагироваться от наблюдений над его композицией и, наоборот, изучая композицию, лучше понимаем его сюжет.