Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

БОГДАН-ИГОРЬ АНТОНИЧ
Основные мотивы лирики Б.-И. Антонича

Мои песни - над рекой времени калиновый мост,

Я - влюбленный в жизнь паломник.

Б.-И. Антоныч



Творческое наследие Богдана-Игоря Антонича является свидетельством того, что большой талант обязательно реализует свои возможности за короткое время и пробьется через преграды на дорогу передовых мыслей времени, тот путь, который соединяет сердце художника и сердце его народа.

Первый сборник стихов поэта вышла в свет в 1931 году, когда он после многих мытарств учился на философском факультете Львовского университета. Она называлась «Приветствие жизни» и сразу же привлекла внимание читателя. «Приветствие жизни» - это экзамен на освоение стихотворной формы. Поэт был убежден в необходимости единения ритма, мелодии и графического изображения:

Поют дня все меньше, неровные,

піють до полуночи петухи

осты,тополя,

рой, ос

и вот

уже осень

и

в

осень

инь

нь

(«Осень»)

Стихи такой формы не всем понятны, а поэту казалось, что именно в них - его трогательные чувства. Автор писал своей лемковской языке (от названия поселка, где он родился). Она не похожа на тот язык, которым писали его земляки. И заслуга поэта в том, что в своих стихах он провозглашает единство лемков со всем украинским народом.

В сборнике «Приветствие жизни» немало стихов, написанных совершенной украинском языке и насыщенных гражданским содержанием. Так, в стихотворении «Песня о молодости» поэт рисует словесные картины из жизни молодого человека. В П. Тычины - «Эй, жизнь, выходи на бой, пошутим для развлечения», в Антонича - «Наши глаза далеччю гартуймо», «Полной грудью будем ветер пить», «Напрямик переедем все преграды». Для автора стихотворения быть вечно юным, вечно молодым - сладкая мечта.

Однако, если внимательно перечитать стихи сборника, можно найти в них и противоположные утверждения. Человек, которого знает поэт, несчастлива; будущее для него - за высокими горами.

Вот в стихотворении «Откровения» он говорит:

В молний пурпуре стоял на распутье

Заслушан, глядящими поэт - слепец.

Как видим, первая сборка полная противоречивых мотивов и они - зеркало души автора.

Думы о роздерту душу поэта видим в сборнике «Три перстня»:

и миру ты не схватишь.

Не вырвешь стихом корень зла.

(«Горная ночь»)

Шли годы, менялись обстоятельства, набирало новых оттенков общественно-политическую жизнь, а вместе с ним развивался и рос как художник Антоныч.

В поэзии «Счастье» он записал:

Я есть ружье, радостью набита,

Какой выстрелю в честь жизни.

У каждого человека бывает самый счастливый день в жизни, когда радуешься солнцу, тішишся его красотой, впитываешь в себя свежесть весеннего воздуха.

В сфере таких чувств жил Антоныч ««Трех колец». Появляются стихи пейзажной лирики как символ красоты родного края, родной Лемківки («Элегия о поющие деревья», «Село»). В этих стихах поэт говорит о своем единении с природой. Другие стихи («Довбуш») поэт посвящает исторической теме. Его Довбуш добрый, фольклорный и слишком впечатлительный на женские соблазны.

Оригинально автор рассматривает религиозную тему. Поэт признает некую высшую силу в образе того, кто «легкость дал сарни, а пчелам цветы золотые и когти сталені для рыся», хотя основной мотив вкладывает в строки:

Ты поклоняйся лишь земли, земли стобарвній... Антоныч идет по этому зову. Чтобы иметь хорошие отношения со своими богами, он изучает их «языка», то есть языки всего живого на земле. Его вера в жизнь становится по-человечески видющою и свободной.

В стихах о бессмертии всего живого поэт продолжает украинскую литературную традицию. Автор пейзажных стихов создает целый ряд стихотворений о море, морское дно. О поэзии он писал: «Поэт, пытаясь достичь дна, до самого корня, до ядра, « глубь природы, встречает воду, море, как правічну сферу природы». Он приказывал смотреть:

В дно, в суть, в корень слову, в лоно,

в недро слово и в недро солнца.

По мнению поэта, колодец человеческой жизни - это не происхождение человека, а происхождение духовной красоты и силы. И, говорит он, нет и не может быть края человеческому духу.

Вершина Антоничевої поэзии - книга «Зеленая Евангелия». В стихах этой книги поэт делает глубокие философские выводы - все должно падать, гнить, нищитися, становиться лоном для нового. И эти законы одинаковы для всех, кто населяет землю.

«Дерево музыки» - так можно назвать каждое стихотворение сборника. Так пение не только переходит в наводнение, не только в цветочную пыль, но оборачивается и запах, и кипяток мелодии.,

Сборник переполнена зрительными и слуховыми образами, которые придают ей оригинальности. Стихотворение «Концерт» из этой книги напоминает тичинівське «Не Зевс, не Пан, не Голубь - Дух...». И не только проблематикой, но и особым настроением и системой образов «Концерт» - это большой мир и для плотника, и для поэта, дерево жизни здесь «вселенная», а человек - отражение, лист того растения, которым является вселенная. Писатель приходит к философской развязки:

Не птица, не квит, это играет зміс

Это играют начальные вещей и действий,

Музыка существу, дно незглибле.

Д. Павлычко, осмысливая творчество Богдана-Игоря Антонича, писал: «С ветром веков приходим к поэту и берем его в ветер веков. Пройдет немного времени, и в мысль о украинскую поэзию войдет имя влюбленного в жизнь паломника, творчество которого будет усвоена его Родиной, той «вечной землей, куда ведут все пути и все дороги».