Есть такие произведения, знакомство с которыми вызывает соблазн прочитать все или хотя бы как можно больше из написанного их автором. Именно к таким относятся «улыбки» Остапа Вишни. Они очень напоминают портрет писателя. Может, потому, что - «улыбки». Потому что хорошо приветливое лицо Павла Михайловича Губенко всегда вспоминается мне из фотографий просветленным неизменной мудрой півурмішкою.
О чем бы он не писал - писал, чувствуется, с теплом и любовью. Собственно, есть в творчестве Остапа Вишни и сатирические произведения, даже гротескные. Однако в моем сознании почему-то не они являются определяющими для его художественного мира, они не воспринимаются как визитка. Другие. Какие?
Те, в которых рассказывает о себе, свой род («Моя автобиография», «Если бы моя бабушка встали» и т.д.), потому что в них чувствуется симпатичная самоирония, всегда присуща разумному человеку, а еще - теплое отношение к людям, над маленькими недостатками которых писатель добродушно посмеивается.
Но больше всего мне нравятся «охотничьи вишневые улыбки» («Охота», «Открытие охоты», «Лиса», «Заяц», «О мудром зайце», «Бекас», «Волк», «Вальдшнеп», «Лось», «Бенгальский тигр», «Дикий кабан, или вепрь», «Гагара» и другие). Я с удовольствием прочла каждую из них, независимо от того, или этого требовала учебная программа. На уровне сюжета - это вроде такие себе охотничьи байки или анекдоты. Тут тебе и «заяц», что после выстрела с громким нявкотом царапается от підсліпуватого охотника на телеграфный столб; и мнимый кабан-секач, наконец человеческим голосом просит изрядно подвыпившего дяди слезать с дуба; и красавец-лось, что, устав от охоты, советуется с таким же усталым охотником (мол, уже или стреляй, или я пошел, потому вхекався от тебя по лесам бегать); и бенгальский тигр, который «ужасно боится щекотки», за что его так и подстрелить можно - щекоча, чтобы реготався, пока не потеряет сознание. И вся эта, так сказать, потенциальная добыча - домашняя. С ней разговаривают, советуются, шутят, ею любуются, и - что самое привлекательное - ее не убивают. Кстати, говорят, что Павел Михайлович в союз с Максимом Рыльским действительно отправлялись на охоту не ради собственно охоты, а чтобы пообщаться с природой, налюбоваться на тех живых существ которые, вместо того, чтобы быть убитыми, становились героями будущих произведений Остапа Вишни. Так ли это? Мне почему-то хочется, чтобы было так. В этих произведениях, кстати, практически нет сцен смерти. Звери и птицы счастливо ее избегают, а горе-охотники, чтобы не дать себя на глумление, покупают на базаре у какого-то дяди или тети ту же куропатку или зайца (как вариант - кроля) и т.п. Вот такие они, на счастье, «кровожадные» - герои охотничьих рассказов Вишни.
Один из моих любимых киногероев, барон Мюнхгаузен в исполнении Олега Янковского, говорил: «Серьезное лицо - это еще не признак ума. Все глупости в мире делались именно с этим выражением. Поэтому улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!» Нечто похожее, очевидно, имел в виду и Остап Вишня, даже когда иронизировал над современным ему литературным миром с его многочисленными «ізмами» («Писатели», «Гарт» и др.). Он еще и этим нравится мне. Тем, что ему как-то не надо было привязываться к одному «изму», не расходилось в какую-то почтенную эстетически-идеологическую платформу, чтобы быть собой, искренним и талантливым Остапом Вишней, которого знали и любили, знаем и любим...