София Киевская - не только строение, материальное
явление, но и духовная ценность, которую наама оставила история. Она влияет на наши
чувства, эт’связывает нас с
нашими предками, заставляет задуматься: кто мы, чьи
потомки?
Ученые доказывают, что строили и украшали Софийский собор греческие зодчие
вместе с местными мастерами. Вот так и возникает фигура местного мастера Сивоока,
перед тем побывал в византийском плену, где и научился архитектурных и
художественных см. На первом плане произведения - князь Ярослав, которому принадлежит идея
создание сбора, и Сивоок - исполнитель этой идеи; простая, бедная, талантливая
человек.
Сивоок тяжело переживает крещение Руси, ибо христианство, по его мнению,
губит родной души простого люда языческое искусство. Мужчина уверен, что
каждый народ имеет право на собственные, а не заимствованные у других обычаи. Сивоок знает,
которую надо строить сооружение, потому что ему было видение с будущим собором в часы
его первой встречи с родиной. Собор мастер строит для родной земли, для
современных и будущих поколений и работает вдохновенно, увлеченно. Сивоок - настоящий
великий художник из народа, которого Ярослав сравнивает с родным
землей.
Собор в Сивоока получается чудом-шедевром; Ярослав приходит к своему
триумфа, ибо задуманное осуществилось. Две человеческие драмы проходят перед читателями как
противоречия целой эпохи. Сивоок завершает свое дело и погибает, потому что судьба честного
и непокорного художника в этом жестоком мире не могла не быть трагичной; а
Ярослав приходит к своего апофеоза, твердо видя неприглядную нравственную наготу
самовластие.
Свой дар, свое горение, пониманию искусства и жизни как подвига Сивоок
передает векам, и София воспринимается не как жилище Бога, а как пристанище человеческого
духа. Поэтому нападки не хотели оставить ее нетронутой, разрушали, вывозили ее
ценности, фрески. А собор стоял и стоит незыблемо, вечно.
С историческими эпизодами в романе чередуются разделы с описанием современного:
1941-1942 гг., 1965-1966 гг. Всю жизнь посвятили разгадывании тайны Софии,
имени ее автора отец и сын Отавы.
София Киевская - это не только художественная сооружение, но и символ, твердыня
твердых ценностей украинского народа, и он будет стоять
вечно...