Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ОЛЬГА КОБЫЛЯНСКАЯ
Принцип контраста в изображении главных героев повести А. Кобылянской «Царевна»

Повесть о. кобылянской «Царевна» - это багатопроблемний произведение, где писательница ставит новые проблемы - формирование демократической интеллигенции, ее место в общественной жизни и обязанности перед народом, судьба таланта в условиях буржуазного общества. В повести четко проводится мысль о необходимости уничтожить всякий духовный гнет и насилие над человеком.

Мое внимание в повести «Царевна» привлекают в первую очередь главные персонажи - Наталка Веркович и Василий Орядин, помогающие раскрыть основные проблемы произведения. И если женский образ предстает сначала в плоскости психологически-бытовой, а потом уже через проекцию на социальные отношения, то образ Орядина интересен в плане реализации стремления к идеалам будущего. Орядин появляется в то время, когда Наташа осознала себя незащищенной, морально униженной, «лишним углом» в семье дяди, но одновременно она понимает, что нет права, как человек, соглашаться с отведенной ему пассивной ролью - члена семьи, которого хотят избавиться, выдав замуж за нелюбимого. Наташе предложили путь, обычный для женщины из мелкобуржуазной среды.

Орядин завладел вниманием Верковичівни. Ведь он говорит новые слова, которых раньше не слышала Наташа. Это слова о равенстве мужчин и женщин, справедливый социальный строй. Орядин выступает прогрессивным юношей, который прошел уже сложную дорогу жизни и увлекается социал-демократическими идеями. Он хочет сделать как можно больше добра для народа. Наташа любуется его бурной, полной высоких общественных порывов, молодостью, его решительностью, независимостью суждений, его поведением и т.д. К Орядина тянется молодежь, его ненавидят обыватели. Орядин считает, что для того, чтобы стать борцом за народные интересы, нужно самому постичь независимое положение и « сделать себе» образование. В тяжелой борьбе с обстоятельствами и с самим собой на пути к цели», Орядин деморализуется и знеохочується к высокой общественно-общественного дела. Он и Наташе советует бросить мечту о высоком призвании человека, потому что «самое мудрое заховуватися пассивно и дбахи прежде всего о себе». В образе Орядина видим представителя буржуазной интеллигенции, которая, хоть и выходила из демократических слоев общества и даже играла в демократизм, со временем благополучно устраивалась под крылом буржуазии и становилась защитником мощного буржуазного порядка.

О. Кобылянская противопоставляет социальную инертность и деятельное, творческое начало, что нашло свое выражение в образе Наташи, которая стремится доискаться причин многих явлений и в соответствии с «строгих законов» жизнь бороться против обстоятельств, влиять на них. ведь именно из-за того, что она женщина, была лишена права читать книги, общаться, в том числе с мужчинами, например с Орядином, избирать своего суженого или отказывать нелюбви, найти в себе талант и его раскрыть.

Слепое поклонение обстоятельствам Орядиним, вполне закономерно вело его к оправдание пассивности человека и приспособленчества. Показательно, что О. Кобылянская обрисовала нам два пути, две модели поведения людей хоть и разных за полами при выборе жизненного пути. Первый, связан с типичными для того времени намерениями молодежи служить интересам народа и который потерпел поражение из-за отступничество и моральную деградацию, воплощается в образе Орядина. Второй - с обороной человеческих прав, в том числе, женских, с созданием новой морали, воплощением новых идеалов, со служением народу. Таким «новым типом» является Наталка Веркович. Именно властью обстоятельств Орядин оправдывает свое сползание на позиции обывателя, измену благородным идеям и идеалам. Об этом он так говорит Наташе: «Когда я убедился, что в соревнованиях каждого кроется тайный план, что свидетельствует о личные интересы, я отвернулся отвращением от всей этой немой комедии, которую играет, к сожалению, так же молодежь, как и старцы, - и затосковал за уединением». Теперь Орядин не скрывает и того, что народу по-настоящему никогда не любил. Более того, пренебрежительно относится к «той грубой, необтесаної., хоть и добродушной, не испорченной еще массы, которой не поймет полностью тоньше думающий ум».

Композиционное расположение образов в «Царевне» так же, как и в «Человеке», определяется конфликтом между главной героиней Наташей и гнилым мещанским средой, которое ее окружает. Как указано выше, в начале повести Орядин противопоставляется мещанскому миру. Но со временем противоположность между ними исчезает и обнаруживается разительный контраст между Наташей и Орядином. Это противопоставление имеет большое значение для раскрытия образа главной героини. В образе Наташи писательница выделяет следующие основные черты: верность общественно-моральном долгу перед народом и страстное стремление к свету, добру, свободе. При создании образа Наташи наиболее полно проявились особенности манеры писательницы, ее творческого, реалистического метода. Одной из особенностей является углубленное изображение внутреннего мира персонажа. В произведениях А. Кобылянской замечаем стремление передать чувства и размышления героя на том или ином этапе формирования его характера. В «Царевне» это проявилось с наибольшей полнотой.