Сочинение
ТАРАС ШЕВЧЕНКО
Романтизм произведений молодого Тараса Шевченко (баллада "Причинная")
Наблюдаю стремительный красивый осенний закат. Еще зеленые деревья, но уже с пожелтевшими листьями накрывает большая тень передвечірніх сумерек. Она медленно надвигается, словно поглощает в себя все, лишая солнечного света. Солнце последними лучами прощается с землей и скрывается за горизонтом.
Осенью все подводят итоги: люди собирают урожай, животные запасаются на зиму - все готовятся, чтобы правильно и достойно встретить новый оборот жизни, то, что может многое изменить. Любовь тоже ставит точку или переходит на новый этап в эту спокойную, но определяющую время года. Природа всегда отражает состояние человека. А может - наоборот? Существует ли вечная любовь, а оно исчезает с окончанием земной жизни?
"Ревет и стонет Днепр широкий" - известный начало одного из самых первых произведений Тараса Шевченко. Сила и мощь разбушевавшегося природы - широкие уверенные мазки молодого талантливого художника. Грозный широкий Днепр ревет, словно раненый зверь, горы-волны, зловещий зов сычей. Только слова, но невольно склоняешься перед силой стихии, сердце сжимается в предчувствии неотвратимой беды. "Еще не утро, но уже и не ночь". По-старославянски легендам именно в эту пору все существа потустороннего мира выходят на землю...
В "Причинній" я открыла для себя совсем другого Шевченко. Любовью к. Украины так же насыщенный каждая строка, но оказывается патриотизм не в прямом розмірковуванні о ее судьбе, не в твердости и непоколебимости, а в воспроизведении удивительной культуры, верований, восхищении природой, людьми. Находясь в Петербурге, молодой, тогда еще будущий, писатель стужився не только с родным языком: за всем, что было таким близким. Активно общаясь с художниками-ро-мантиками, он и сам пишет сочинение в соответствии с их традициями, очень близкими к фольклорным. Естественно, что в строки на бумаге выливаются воспоминания о крае, где осталось сердце автора, и перед нами предстает окутана грустью, но яркая и неповторимая в своей красоте родина.
Грустная история вечной любви - это не только "Ромео и Джульетта", "Юнона и Авось" - самая актуальная тема в мировом искусстве, много кто пытался постичь и выразить глубину замечательного невероятного умения людей находить друг друга и любить всю жизнь, и даже вне жизни оставаться вместе навсегда. Конечно, множество народных песен воспевает красоту чувств влюбленной пары.
Романтическая, но трагическая история влюбленных не оставила равнодушным и Т. Шевченко. Девушка-сирота необычайной красоты (даже русалки долго не могли отвести взгляда от нее, как утопающий за соломинку, держится за единую родного человека, единственного любимого в ее жизни, она ждала бы на него годами, а то и десятилетиями:
Если бы-то дались орлинії крылья, За синим бы морем милого нашла. Писатель любуется на "белое личико, карие глаза" девушки и будто из глубины души вырывается крик сочувствия:
Такова ее судьба... О боже мой милый! За что же ты наказываешь ее, молодую? Когда исчезла последняя надежда и даже гадалка не смогла помочь и лишь притупила тоску, превратив девушку в призрачную белую тень, влюбленная отдала свое тело земле, а душа взлетела на небо. Можно считать этот образ трагическим. Казак, который тоже имел искренние чувства и так спешил, умер вместе с ней. им не суждено увидеться на земле, но они, любя друг друга, встретились на небе. Лишь явор и калина - символы верности, постоянства и девичьей красоты, - щебет соловья на могиле и русалочки, которые ночью выходят из Днепра греться, напоминают о необычную историю. Жизнь продолжается.
Странно, но у меня это произведение вызвало не грусть, наоборот, только надежду, что и в наше время может существовать такая любовь. Тарас Шевченко уверенно ступил на литературную стезю, которая потом станет широким путем. И принес с собой ощущение тончайших нюансов человеческих переживаний и умение их искусно воспроизвести. Глубокое знание народного творчества, традиций (что дало тему и манеру изложения для баллады: оскорбления, постоянные эпитеты, ласкательные слова, народная символика), верований, демонологии (гадание, русалки, способны защекотать). Писатель умеет видеть окружающий мир и передавать его красоту в разнообразии красок и звуков: "укрупненная", как у всех писателей-романтиков, преимущественно ночная природа, создает эмоциональный фон. Все эти особенности творческой манеры дают нам право назвать балладу "Причинная" романтическим произведением и заметить, что ее автор - настоящий художник, художник слова.
|
|