Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 20 - 30-х ГОДОВ ХХ ВЕКА
ЛИНА КОСТЕНКО

Жизненное и творческое кредо Лины Костенко

Лина Костенко из тех поэтов, которые способны сквозь общечеловеческое видеть национальное, а сквозь национальное просматриваться общечеловеческое.

В. Брюховецкий

Лина Костенко никогда не смотрела на историю как на иконостас. История для поэтессы всегда является фактором, который помогает познать истину. Это ключ к пониманию современного, ее нельзя изменить, трагические ошибки прошлого нельзя исправить, как не может человек заново пройти свой жизненный путь.

В своих произведениях Лина Костенко ставит проблему долга художника перед историей, перед своим народом, перед Богом, который подарил человеку талант. Во все времена талантливый мастер стоит перед выбором: зависеть от милости владык, проигнорировать дар Бога или идти своим путем, надев терновый венок. Художник, который променял свой духовный идеал на призрачные блага и роскоши, теряет талант, причастность к роду, племени, отечества.

Лина Костенко в далекие 60-е выбрала себе добровольное молчание на долгие шестнадцать лет. Удушливая атмосфера общественной жизни требовала от художника конформизма. Поэтесса противостояла ему, нарушая многочисленные табу, поддерживая диссидентов, печатая свободолюбивые произведения в зарубежных изданиях. Яркий талант поэтессы, ее независимый нрав стояли костью в горле у разных чиновников, но она защищала свое право быть самой собой, не давала цензорам и редакторам искажать свои произведения, чтоб не дошли они до читателя искалеченными. Но молчание поэтессы было красноречивее слов. Она считает, что настоящий поэт должен гордо нести свой крест, быть сознательным своего высокого назначения, не идти на компромисс, принимать суеты и приспособленчества. Мир не должен поймать художника, ведь сговор с собственной совестью, половинчатость разрушают талант. Мир нетающих скульптур могут создать только неистребимы.

В драме «Снег во Флоренции» Лина Костенко показала трагедию талантливого скульптора Рустичи, который когда-то был гордый, свободолюбивый, вдохновленный любовью к прекрасному, любовью к красавице Маріели. Но перед ним встала дилемма: «Одно из двух - или люби свободу или зависимость от милости владык». Он выбрал второе, и его художественный талант был загублен. Рустичи переступает через близких людей, отказывается от любви, а как следствие - изгнание, потеря горения, вдохновения и одержимости.

Сделал камею, посвященную королю,

Фигурку для аллеи Фонтенбло.

Так, тутти-фрутти, всякую всячину,

на что-то большое времени не было.

Он потратил свой талант на «леса возле пустоты», на прихоти сильных мира сего и умирает в горькой одиночестве, в покаянии, вспоминая великого Микеланджело, которого не сломали ни папы, ни тираны, ни кардиналы. («А дух его никому не подвластен, его талант покорный лишь ему».)

Для Лины Костенко всегда имела значение евангельская мудрость: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную...» Она продолжает творить и ни одной строкой не изменяет своего художественного таланта.