Сочинение
УЛАС САМЧУК
Голодомор 1932-33 гг. в романе "Мария" Уласа Самчука
1933 года мировую общественность потрясло неслыханное в истории лихолетья, которое пришло в голову украинского народа - организованный сталинско-большевистской системой СССР голодомор, который привел к уменьшению украинцев на одну пятую, - современные исследователи вычисляют количество жертв порядком 7,5-8 миллионов. Психические отклонения мертвых канули в небытие вместе с их истощенными телами. Израненная психика живых осталась на всю жизнь. Ее же они передают своим потомкам, даже тогда, когда бы им этого не хотелось.
Улас Самчук принадлежал к литературе украинской диаспоры, поэтому вспомним определяющие черты эмиграционных произведений. История украинской диаспоры распределяется на три основных периода: 1921-40 гг., когда Западная Украина находилась под властью Польши: 1941-45 гг., когда дети первых эмигрантов возвращались на Украину, надеясь на национальное возрождение под фашистской властью, и 1945-54 гг., период основания литературного объединения "Художник кий Украинское Движение" (МУР), которое дало начало систематизированном литературной жизни в эмиграции. Главными целями диаспоре было создание "великой литературы", то есть произведений мирового уровня и органического, национального литературного стиля. Они пытались в полной мере пользоваться преимуществами свободного мира. Отличались воинствующим нравом, смелостью, азартом борьбы.
Диаспорным писателям была присуща глубокая религиозность. Они понимали историю украинского народа в духе страдницького пути Христа на Голгофу, поэтому, в отличие от светских историко-политических толкований поэтов-шестидесятников, Самчук предложил религиозную версию трагедии голодомора.
"Мария" - самый сенсационный произведение писателя и первый художественный документ украинской литературы о голодоморе. Для раскрытия темы автор использовал жанр Жития Святых. Самые популярные источники этого жанра - древняя поэма "Хождение Богородицы (то есть Девы Марии) по мукам" (о чем говорит и название романа) и страданиях и подвигах христианских Святых (Зосимы, Савватия и др.)
Начало произведения - обычное крестьянское жизнь с ее ежедневными заботами и радостями. Любимого Марии Корнея забирают до российского флота, где он пробыл семь лет, став за это время участником нещасли вой для России войны с Японией. Не получив от своего любимого ни одного письма, Мария подала полотенца Игнату, парню тихой, но упорной натуры, неугомонному хозяину.
За годы службы Корней нахватался того, что стало определяющим в характере его среднего сына Максима, - пренебрежения к родному языку, бездумья и жестокости. Но любовь Марии (после возвращения Корнея она покинула Гната, вышла замуж второй раз за того, кого любила по-настоящему), неусыпная работа на земле - вернули его в обычное крестьянское русло.
Здесь сюжет скрепленный тайной. Когда Корней и Мария сп'ялися на ноги, кто-то в Пасхальную ночь поджег их новую избу, гумно, хлев - все подворье. Перед самой Маріїною смертью приходит к ней старенький монах, бывший ее муж Игнат, и просит у нее прощение за свое преступление. Осознавая необходимость отчитаться о нем перед Высшим Судом, Игнат ощущает потребность в искуплении.
В финальной сцене происходит довольно частое в украинских произведениях действо: Корней рубит топором своего сына-отступника, который пьянствует с подобными себе в то время, когда его мать умирает с голоду. В поступке Корнея отразилась жизненная позиция Самчука, его вера в человеческую волю к жизни вплоть до последнего вздоха.
Таким образом, голодомор в понимании писателя - закономерный зверство сталинской власти. Он является также и расплатой за человеческие грехи: пренебрежение Марией брачным долгом, сделанный ею аборт, поджог Игнатом Корнієвого хозяйства, а самое главное - роковую привязанность Максима до большевистского строя. Написан "по горячим следам", роман не содержит четких рецептов выхода из кризиса. Но Самчук полагается на силу самой жизни, которое не позволит людям потерять подобию Божию.
|
|