Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

НИКОЛАЙ ХВЫЛЕВОЙ
М. ВОЛНОВОЙ: МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР ЛИЧНОСТИ В ТОТАЛИТАРНОМ ОБЩЕСТВЕ

Николай Хвылевой (1893-1933) является одной из самых выдающихся фигур в украинской литературе XX века. Родился он в Харьковской области в учительской семье. Характер и взгляды писателя сформировались в сложных условиях; страдания семь?, бесконечные поиски работы, окопы первой мировой войны, грандиозные социальные катаклизмы в большевистской Украине, свидетелем и участником которых он был. Свою литературную деятельность Волновой начал как поэт. Сборники стихов «Молодость» и «Предрассветные симфонии» привлекли внимание читателей яркой самобытностью творческого дарования автора, свежестью образов, імпресіоністичною манерой письма. Но по-настоящему талант Волнового реализовался в прозе. Дебютировал он как прозаик сборником новелл «Синие этюды» (1923). В появление стало знаменательным явлением в украинской литературе. Анализируя первые прозаические произведения писателя, Александр Белецкий назвал его «основоположником новой украинской прозы». Среди других важных художественных достижений Волнового - сборник новелл «Осень» (1923), повести «Санаторійна зона» (1924), «Иван Иванович» (1929) и другие, а также неоконченный роман «Вальдшнепы», который писатель уничтожил перед смертью.

Непростым оказался жизненный и творческий путь Николая Волнового. В его судьбе трагически отразились противоречия революционной эпохи, ее прекрасные и жестокие моменты. Когда в 1917 г. к власти в России пришли большевики, то ли не первое, что они сделали, стремясь утверждение нового общества, была отмена норм морали, которые сегодня мы называем общечеловеческими. За тысячелетия своего существования человечество поняло: зло, насилие, зависть убивают не только тех, на кого они направлены, но и тех, кто их порождает. Божьи заповеди «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй на ближнего своего», «не желай дома ближнего своего» стали незыблемыми моральными законами для людей разных эпох и стран. Но только не для революционеров, которые с присущими им холодной рассудительностью и прагматизмом считали, что строгие моральные запреты будут лишь препятствовать деле построения счастливого общества. Они, как древние язычники, верили, что, принеся в жертву своему божеству - революционной идеи - человеческую кровь, станут победителями, достигнут желаемой цели.

Самая главная моральная запрет всегда касалось жизни человека, которое считалось и считается самой большой ценностью. Но для революционеров здесь не существовало большой проблемы. Задолго до событий 1917 г. большинство из них, исповедуя известный принцип «Цель оправдывает средства», готова была использовать насилие как средство достижения мечтах цели. По воспоминаниям известной революционерки Марии Спиридоновой, Ленин во время разговора с ней сказал: «Морали в политике нет, а есть только целесообразность».

Давно кто-то подметил: «революции Задумывают идеалисты, осуществляют их фанатики, а к власти приходят негодяи». Одержав победу, революционеры вряд ли догадывались, что время расплаты придет очень быстро. Зло, посеянное ими в душах людей, вскоре дало свои ядовитые всходы. Позволив убивать и убивая других, они и не догадывались, что вскоре начнут убивать их самих. Одни преждевременно сошли в могилы от страшных болезней, вызванных разрухой и гражданской войной, других убили соперники, некоторые, не выдержав мук совести и отчаяния от утраченных иллюзий, ушел из жизни добровольно.

В этом трагическом ряду встает и имя М. Волнового. Гражданская война расколола Украину на два враждующих лагеря. Захваченный революционной романтикой, М. Волновой стремится утверждения в обществе идей братства, равенства, свободы. Он становится большевиком, с оружием в руках борется за будущую «загірну коммуну». Хвылевого, как и многих других, привлекли большевистские лозунги, обещания дать народам мир, землю, волю. Он мирится с насилием, считая его обязательным атрибутом революции. Но Волновой не только революционер-романтик, но и писатель, любит жизнь и людей, глубоко чувствует трагичность судеб тех, кто попал в водоворот гражданского противостояния. И, как писатель-гуманист, он не может не видеть всей жахливості братоубийственной войны, самой идеи насилия.

Проходят месяцы и годы, меняются и мысли и чувства Николая Хвылевого, другой становится тональность его произведений. Ранние стихи и новеллы, полны оптимизма и светлой веры в лучшее будущее, заслоняют прозаические произведения, в которых появляются новые ноты разочарования, горечи, безнадежности, отчаяния. Уничтожающая сатира вполне заменяет романтический пафос в новеллах Волнового. Писатель не мог не видеть, как гаснут идеалы революции, как морально деградирует общество. Интуиция подсказывает ему, что нельзя построить счастье одних на страдании и смерти других. Он начинает понимать, что идея насилия, которая лежит в основе всех революций, бумерангом возвращается к тем, кто ее исповедует, и наказывает безжалостно и неотвратимо. Волновой глубоко страдает. Как революционер он должен прославлять насилие, как писатель и человек - осуждать его. Николай Волновой оказывается в заколдованном «двойном круге», из которого не может найти выхода.

В подобной ситуации оказался герой новеллы «Я(Романтика)». Это произведение часто называют новеллой-предвидением. В основе его лежат события, которые происходили в Украине во время революции и гражданской войны. Чекистские трибуналы, массовые расстрелы, слезы и отчаяние обреченных на смерть - все это Волновой видел на собственные глаза. Впечатления от увиденного и пережитого вызвали у него горькие размышления о революции и революционеров " и побудили к написанию новеллы.

Герой произведения - настоящий революционер-фанатик. Он чекист, его ежедневной работой является убийство людей, заподозренных в инакомыслии. Молох революции требует все новых и новых жертв. Герой новеллы верит, что эти жертвы приблизят всех к «загірної коммуны». И когда очередь доходит до его собственной матери, он, отбросив колебания, «в неге, охваченный пожаром какой-то невозможной радости, забросил руку на шею своей матери и прижал ее голову к своей груди. Потом подвел маузера и нажал спуск на висок». Так замкнулся кровавый круг.

В новелле «Я(Романтика)» ярко проявились те стилистические особенности, которые и отличают произведения Хвылевого от произведений других писателей. Это, в частности, использование таких приемов, как переплетение воображаемых и реальных эпизодов, введение образов-символов, деталей-символов. Ранней прозе писателя присуща особая музыкальность, которая, несмотря на композиционную хаотичность, сознательно выдержанную писателем (нехватка последовательности в изложении событий, временные смещения, акцентирование внимания на сиюминутных настроениях и впечатлениях, будто врываются в ход событий), проявляется в строении предложений, диалогов и монологов, подборе слов.

Новелла «Я(Романтика)» является образцом романтической, с выразительными элементами импрессионизма, манеры письма. Лексический анализ произведения помогает проследить, как появляется, по словам Ю. Пригорницького, «аромат притчи, ее всечасовості». Слова «ревком», «штаб Духоніна», «чека» напоминают о времени и месте недавних революционных событий, участником которых был Волновой. Из далекого часового мрака появились и живут в произведении не всем понятны «версальцев» (контрреволюционеры), «инсургенты» (от лат. повстанцы), «синедрион» (верховный суд в древней Иудее). Эти слова, став символами эпох, давно прошли, помогают понять мысль Волнового: времена меняются, но люди, к сожалению, не всегда, и каждое новое поколение должно вновь и вновь искать ответы на вечные вопросы.

Новелла «Я(Романтика)» посвящена «Цвітові яблони» М. Коцюбинского. И это не случайно. Ведь Волнового называют наследником лучших традиций Коцюбинского, чье творчество отличалась глубоким проникновением в психологию героев.

Широк круг тем, раскрытых в новелле. Автор изображает жестокий чекистский террор в Украине во время гражданской войны, его беспокоит мысль о том, что преследование и уничтожение инакомыслящих всегда сопровождают изменения общественных формаций. В центре внимания Волнового - тема раздвоения человеческой личности, что берет на себя ответственность перестраивать мир путем убийства других и теряет собственную сущность, свое «я».

Проблематика произведения достаточно сложна. Одна из важнейших проблем новеллы отражена в словах, сказанных и про лирического героя, и самого Волнового:«Я - чекист, но я и человек». Другими словами, как совместить общечеловеческие ценности с их общеизвестным «Не убий!» и ценности классовые, революционные, которые отразились в хрестоматийной фразе Максима Горького: «Если враг не сдается, его уничтожают»? Эта вечная дилемма каждый раз неумолимо жестоко представала перед революционерами разных стран и эпох, и каждое поколение пыталось решить ее по-своему. Но проблематика новеллы не ограничивается только этой проблемой. До какой степени самоотречения должна доходить преданность идее? Оправдывает ли цель средства? - вот те вопросы, ответ на которые пытался найти М. Волновой.

Размышляя вместе с автором над нарушенными им проблемами, приходим к однозначному выводу, к главной мысли, которая пронизывает все произведение: тот, кто ради идеи, пусть даже и лучшей, лишает жизни других, неизбежно подвергается моральной деградации и опустошению. Никому нельзя безнаказанно убивать, выстрел в другого человека - это каждый раз выстрел в самого себя, в самое святое, что есть в душе у каждого, - в доброту, любовь, человечность, то есть все то, что делает человека человеком, а не двуногой биологическим существом с низким лбом и примитивными инстинктами.

Предчувствуя, до чего может довести человека фанатизм, в частности революционный фанатизм, М. Волновое еще в одном своем произведении изображает ужасную картину матеревбивства. Это новелла «Мать». Женщина, что вырастила двух сыновей, становится жертвой одного из них, охваченный ненавистью к родному брату, что исповедует другие политические принципы.

В новеллах «Кот в сапогах» и «Иван Иванович» писатель прослеживает за изменениями в характерах и поведении своих товарищей по партии. Одни из них, как товарищ Жучок, теряя индивидуальность, женственность и доброту, превращаются в партийных роботов. Другие, как Иван Иванович, прикрываясь революционной фразой, своими манерами, действиями, поведением все больше и больше напоминают аристократов, с которыми они так упорно боролись во время революции.

Внимательно наблюдая за изменениями, которые происходили в обществе, за крахом революционных идеалов, М. Волновой увидел, что «с размаха революционного ничего не получилось» («Вальдшнепы»), он, как герой его рассказа «Я(Романтика)», «шел в никуда, без мысли, с тупой пустотой на згорблених плечах».

Предать идеалам свободы, правды, равенства означало для Волнового моральную смерть, отстаивание своих убеждений угрожало физической гибелью. В одной из своих статей Дмитрий Донцов, исследуя творчество М. Волнового, написал о нем: «...между физической и моральной смертью Волновой выберет первую, как менее страшную». В отличие от главного героя новеллы «Я(Романтика)» Волновом хватило мужества отвести револьвер от сердца матери-Украины и, разорвав замкнутый круг насилия, поставить точку в своей революционной биографии. Он сделал трагический выбор, ценой которого стало его жизни.

В течение многих лет велись острые споры вокруг имени Николая Волнового. Словно предвидя их, писатель в поэме «Электрический век» написал слова, которые помогают нам понять тайну его жизни и творчества:

Так испокон веков было.

Одни упирались с тряпкой в руке,

а вторые тянулись к стяга зари

и шли за хвостами комет,

раскусив орех бытия.

И разве посмеет вечность

швырнуть в мое лицо

упрек.?