Творческие работы наших посетителей
Автор: Роксолана
"Солнечные кларнеты". Раннее творчество Павла Тычины
«Эта замечательная книга была и остается событием
в истории украинского писательства...
Лирика этой книги - чистое золото...»
Б. Якубський
Ранние произведения Павла Тычины были написаны на Черниговщине в очаровательном уголке , где поэт родился, где прошло его детство и юность.
Первый сборник произведений "Солнечные кларнеты" вышла в 1918 году и сразу стала выдающимся событием в украинской литературе. Она показала приход большого таланта, нежного лирика со своим неповторимым поэтическим голосом. Тычина с нежностью пишет о природе родного края, искренне поет о неповторимую красоту и силу первой любви. Он находит свежие образы, чтобы передать самые нежные человеческие чувства: "Говори, говори, моя милая: твой язык - певучий ручей".
В сборник «Солнечные кларнеты» вошло 44 поэзии. Лирика с пейзажными и любовными мотивами. Это поэзии «Рощи шумят», «О панно Инно...», «Солнце» и много других.
Первый сборник П. Тычины написана как бы на одном дыхании, столько в ней энергии, бодрости,восхищения миром, его гармонией. Прежде всего это характерно для пейзажных миниатюр, в которых звучит мотив восхищения человека природой с ее игрой звуков, красок, тонов и оттенков. Лирический герой остается наедине с ней и вселенной, за ними выверяет душевные движения, тончайшие, нежнейшие. Его внутренний мир открытый настежь солнцу, радости, многогранной изменчивости настроений рощ, полей, рассветов.
Рощи шумят-
я слушаю.
Облака бегут - любуюсь.
Сочетание в них слухового и зрительного образов разнює мысль о единстве человека и природы. Воссоздавая гармонию, поэт употребляет точные и меткие сравнения "купая меня, словно ласточке, ", "горит-дрожит река, как музыка" . П Тычина в этой поэзии щедро использует персонификацию. Колокол "мысли прядет", "мечтает роща над рекой", который еще больше усиливает соответствие пейзажного рисунка настроению лирического героя. Природа изменчива и подвижна,душа, которая крайне взволнована, ждет что-то неизведанное, поэтому и речь поэта-отрывочная, в ней наблюдаем сочетание иногда разнородных или же непосредственно не связанных между собой понятий. Поэзия "Рощи шумят" поражает и музыкальностью, и полной гармонией чувств человека и настроений природы.
Тревожным ожиданиям и чаяниям обновление является стихотворение "Арфами, арфами...", в целом построен на оптимистичных аккордах. Поэт чувствует себя в объятиях мира, и его лирический герой стремится познать себя, свое место в жизни, свою неразрывную, органическую связь с природой. Эмоционально выразительна персонификация весны, закосиченої цветами, жемчугом росы, пением жаворонка, звоном ручьев и музыкой рощ дополняется противоположностью - тогдашней общественной жизни:
Будет бой
Огневой!
Смех будет, плач будет...
Перламутровый...
Подобная настроения - оптимистическое восприятие мира и ожидания чего-то нового, незнакомого - присущи и поэзии "Там тополя в поле...":
Иду в просторы я, чуткий, тревожный
(Гаснет день, облетает, словно мак).
В моем сердце и бури, и грозы,
И рокотання - рыдания бандур...
Образ тополя, такой распространенный в народнопоетичній творчества, в этом стихотворении символизирует высочество человеческого духа, его стремление к свободе, к счастью. Поэт обращается к этому образу и в стихотворении "Светает...":
Так тихо, так мило,так нежно в поле.
Языков свечи потухшие в клубах фимиама,
в туман завернувшись, далекие тополя
в душе вигравають мінорную гамму.
В этих строках чувствуется определенный диссонанс: почему кротость и очарование летнего утра, картина его рождения вызывает грусть, минорные настроения, такие неожиданные? Поэт объясняет цев последней строфе стихотворения, оригинально используя образ мечей: "Лучи восток ранит ночь, словно мечами" - таким поэтическим выражением П. Тычина рисует "работу" солнца, -обладателя дня, сравнивая его лучей с мечами.
Нельзя не упомянуть еще одну поэзию раннего П. Тычины - "Ой не крийся, природо..." Эта лирическая миниатюра присв"ячена осени. Эта пора года в народной поэзии, и в сознании обычного человека олицетворяет зрелость и невосполнимую утрату сил буйство, расцвета, молодости; щедрость - отмирание всего живого, переход в другое состояние. Поэт использует эти контрасты, когда противопоставляет осень и лето с его бурями, громами и купальскими ночами. Зато - безмолвие, сон, грусть осенний, позолота кровавая, туманы, которые порождают тоску. И вдруг смена настроения:
Только звезда упала...
Ой там где звезда упала, как упоминание.
Засміялось сердце в тоске!
Плачут снова сычи... О, рыдай же, молись:
Ходит осень в тоске.
Да, осень - это грусть, но и ласковая пора раздумий и надежд.
Много произведений П. Тычины присв"ячені нежному чувству - любви:
Я Ваши глаза помню,
Как музыку, как пение.
Зимний вечер. Тишина. Мы.
Я Вам чужой - я знаю.
А кто-то кричит: ты родную встретил!
И вдруг - небо... шепот рощи...
О нет, то глаза ваши. - Я рыдаю.
Сестра или Вы? - Любил...
Павел Тычина хорошо играл на кларнете и гобое, в детские годы пел в лучших хоровых дирижеров, учась в семинарии, работал дирижером хора. Музыкальная одаренность понадобилась ему в поэтическом творчестве, ведь во многих стихах поэт применяет музыкальный образ литературного письма:
О панно Инно, панно Инно!
Я - сам. Окно. Снега...
Сестру я вашу так любил -
Ребячески, злотоцінно.
Любил? - Давно. Цвели луга...
О панно Инно, панно Инно,
Любви улыбка цветет раз - еще и тмінно.
Снега, снега, снега...
Следовательно, для П. Тычины необъятный духовно-эмоциональный мир человека созвучен миру природы. И в изображениях этой гармонии поэт оригинальный, он ищет свежих тропов, совершенной формы, музыкальных мелодий и интонаций. «Эта замечательная книга была и остается событием
в истории украинского писательства...
Лирика этой книги - чистое золото...»
Б. Якубський
Ранние произведения Павла Тычины были написаны на Черниговщине в очаровательном уголке , где поэт родился, где прошло его детство и юность.
Первый сборник произведений "Солнечные кларнеты" вышла в 1918 году и сразу стала выдающимся событием в украинской литературе. Она показала приход большого таланта, нежного лирика со своим неповторимым поэтическим голосом. Тычина с нежностью пишет о природе родного края, искренне поет о неповторимую красоту и силу первой любви. Он находит свежие образы, чтобы передать самые нежные человеческие чувства: "Говори, говори, моя милая: твой язык - певучий ручей".
В сборник «Солнечные кларнеты» вошло 44 поэзии. Лирика с пейзажными и любовными мотивами. Это поэзии «Рощи шумят», «О панно Инно...», «Солнце» и много других.
Первый сборник П. Тычины написана как бы на одном дыхании, столько в ней энергии, бодрости,восхищения миром, его гармонией. Прежде всего это характерно для пейзажных миниатюр, в которых звучит мотив восхищения человека природой с ее игрой звуков, красок, тонов и оттенков. Лирический герой остается наедине с ней и вселенной, за ними выверяет душевные движения, тончайшие, нежнейшие. Его внутренний мир открытый настежь солнцу, радости, многогранной изменчивости настроений рощ, полей, рассветов.
Рощи шумят-
я слушаю.
Облака бегут - любуюсь.
Сочетание в них слухового и зрительного образов разнює мысль о единстве человека и природы. Воссоздавая гармонию, поэт употребляет точные и меткие сравнения "купая меня, словно ласточке, ", "горит-дрожит река, как музыка" . П Тычина в этой поэзии щедро использует персонификацию. Колокол "мысли прядет", "мечтает роща над рекой", который еще больше усиливает соответствие пейзажного рисунка настроению лирического героя. Природа изменчива и подвижна,душа, которая крайне взволнована, ждет что-то неизведанное, поэтому и речь поэта-отрывочная, в ней наблюдаем сочетание иногда разнородных или же непосредственно не связанных между собой понятий. Поэзия "Рощи шумят" поражает и музыкальностью, и полной гармонией чувств человека и настроений природы.
Тревожным ожиданиям и чаяниям обновление является стихотворение "Арфами, арфами...", в целом построен на оптимистичных аккордах. Поэт чувствует себя в объятиях мира, и его лирический герой стремится познать себя, свое место в жизни, свою неразрывную, органическую связь с природой. Эмоционально выразительна персонификация весны, закосиченої цветами, жемчугом росы, пением жаворонка, звоном ручьев и музыкой рощ дополняется противоположностью - тогдашней общественной жизни:
Будет бой
Огневой!
Смех будет, плач будет...
Перламутровый...
Подобная настроения - оптимистическое восприятие мира и ожидания чего-то нового, незнакомого - присущи и поэзии "Там тополя в поле...":
Иду в просторы я, чуткий, тревожный
(Гаснет день, облетает, словно мак).
В моем сердце и бури, и грозы,
И рокотання - рыдания бандур...
Образ тополя, такой распространенный в народнопоетичній творчества, в этом стихотворении символизирует высочество человеческого духа, его стремление к свободе, к счастью. Поэт обращается к этому образу и в стихотворении "Светает...":
Так тихо, так мило,так нежно в поле.
Языков свечи потухшие в клубах фимиама,
в туман завернувшись, далекие тополя
в душе вигравають мінорную гамму.
В этих строках чувствуется определенный диссонанс: почему кротость и очарование летнего утра, картина его рождения вызывает грусть, минорные настроения, такие неожиданные? Поэт объясняет цев последней строфе стихотворения, оригинально используя образ мечей: "Лучи восток ранит ночь, словно мечами" - таким поэтическим выражением П. Тычина рисует "работу" солнца, -обладателя дня, сравнивая его лучей с мечами.
Нельзя не упомянуть еще одну поэзию раннего П. Тычины - "Ой не крийся, природо..." Эта лирическая миниатюра присв"ячена осени. Эта пора года в народной поэзии, и в сознании обычного человека олицетворяет зрелость и невосполнимую утрату сил буйство, расцвета, молодости; щедрость - отмирание всего живого, переход в другое состояние. Поэт использует эти контрасты, когда противопоставляет осень и лето с его бурями, громами и купальскими ночами. Зато - безмолвие, сон, грусть осенний, позолота кровавая, туманы, которые порождают тоску. И вдруг смена настроения:
Только звезда упала...
Ой там где звезда упала, как упоминание.
Засміялось сердце в тоске!
Плачут снова сычи... О, рыдай же, молись:
Ходит осень в тоске.
Да, осень - это грусть, но и ласковая пора раздумий и надежд.
Много произведений П. Тычины присв"ячені нежному чувству - любви:
Я Ваши глаза помню,
Как музыку, как пение.
Зимний вечер. Тишина. Мы.
Я Вам чужой - я знаю.
А кто-то кричит: ты родную встретил!
И вдруг - небо... шепот рощи...
О нет, то глаза ваши. - Я рыдаю.
Сестра или Вы? - Любил...
Павел Тычина хорошо играл на кларнете и гобое, в детские годы пел в лучших хоровых дирижеров, учась в семинарии, работал дирижером хора. Музыкальная одаренность понадобилась ему в поэтическом творчестве, ведь во многих стихах поэт применяет музыкальный образ литературного письма:
О панно Инно, панно Инно!
Я - сам. Окно. Снега...
Сестру я вашу так любил -
Ребячески, злотоцінно.
Любил? - Давно. Цвели луга...
О панно Инно, панно Инно,
Любви улыбка цветет раз - еще и тмінно.
Снега, снега, снега...
Следовательно, для П. Тычины необъятный духовно-эмоциональный мир человека созвучен миру природы. И в изображениях этой гармонии поэт оригинальный, он ищет свежих тропов, совершенной формы, музыкальных мелодий и интонаций.
|
|