Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Творческие работы наших посетителей


Автор: Литвин Виктория

Анализ повести И. Нечуй-Левицкого «Кайдашева семья». Образы и характеры героев.

Жанр: повесть (социально-бытовая) с элементами сатиры и юмора.

Год написания: 1878р.

Тема: автор поднимает тему семейных отношений; проблемы, ссоры между сім'янинами; трагедия тогдашнего села вообще.

Идея: автор повести хочет научить читателей “не растерять себя”, то есть не потерять свои хорошие черты характера, такие как: отзывчивость, человечность, искренность, уважение, сдержанность.

В разных условиях жизни, в разных ситуациях, с разными людьми оставаться самим собой, оставаться человеком.

Главные герои: Омелько Кайдаш, Маруся Кайдашиха, Карп, Лаврентий, Мотря, Мелашка.



Образ Омелька Кайдаша

Омелько Кайдаш - обычный крестьянин. Тяжкий труд, барщина подорвали его здоровье и силы. У него «здоровые жилистые руки, широкое лицо было худощавое и бледное, словно лицо у монаха».Омелько очень трудолюбив, никогда не сидел без дела, всегда что-то мастерил, чинил. От своих сыновей он также требовал трудолюбия. Но Кайдаш любил выпить - это, пожалуй, было его самым большим недостатком. Тяжелая жизнь сделало его нервным и суеверным.

После женитьбы сыновей, он постепенно теряет родительскую власть над ними, а Карп даже поднимает на старика руку.

Кайдаш спился до безумия и утонул, хотя всю жизнь боялся именно такой смерти.



Образ Маруси Кайдашихи

Маруся Кайдашиха - жена Емелю, имела двух сыновей. Она сварливая, бездушная женщина. Маруся хорошо готовила и в молодости служила у господ горничной, от них и сама «набралась немного панства». Кайдашиха с пренебрежением относится к более бедных от себя, любит хвастаться. Положительные черты ее характера - это то, что она трудолюбивая, заботливая хозяйка, любящая мать и бабушка. Но частная собственность, жадность к земле сделала ее жестокой, жадной. Это приводило к частым ссорам и разладам в семье, и даже драк.



Образ Карпа

Карп - старший сын О.Кайдаша и М.Кайдашихи. Карп был груб, неласкавий, сердитый, молчаливый.

"Его насупленное, желтоватое лицо не видно даже тогда, как губы осміхались."На селе его избрали десятським.



Образ Лаврина

Лаврентий - младший сын в семье Кайдашів.У него привлекательная внешность: «Лаврінове молодое продолговатое лицо было румяным, веселые, синие, как небо, глаза светились приветливо и добро». Парень шутливый, остроумный, веселый. Он во всем видит хорошее, доброе, уважает людей, восхищается красотой природы, имеет лирическую душу и играет на свирели. Но, к сожалению, в конечном итоге и Лаврин становится эгоистом.



Образ Матрены

Образ Мотри - один из самых совершенных образов повести. Матрена - жена Карпа. Девушка была из зажиточной семьи, но добрая и не хвасталась на селе. Взяв брак, погрузилась в тяжелые будни. Злая свекровь свалила на нее всю домашнюю работу. Ежедневная грызня сделала Мотрю злой, сварливой женщиной. А ярость его не имела границ. Виколола свекрови глаз и не переживала, а радовалась этому.



Образ Мелашки

Мелашка - искренняя, тихая, спокойная, ласковая, чувствительная. Она тяжело переживала беспорядок в семье. И постепенно и Мелашка втягивается в ссоры и драки.



В общем, Кайдаши и их жены - индивидуалисты, которые живут своими эгоистическими интересами. Они потеряли чувство достоинства и уважения.

Повесть «Кайдашева семья» заканчивается примирением двух семей.



Проблематика произведения:

- проблема родителей и детей;

- проблема воспитания;

- проблема любви и семейного счастья;

- проблема богатства;

- проблема веры в Бога и соблюдение заповедей;

- проблема народной морали;

- авторитет в общине и самореализация.



Как раскрывается проблема отцов и детей и воспитание в семье в повести «Кайдашева семья»?

Емеля и Маруся Кайдаши - трудолюбивые, своих детей они тоже воспитали трудолюбивыми, но те уже не хотят повиноваться родителям - и в этом одна из проблем родителей и детей в этой семье.

Дети хотели быть самостоятельными, независимыми, поскольку имели характер мелких собственников. Но старшие Кайдаши все время учили и наказывали, что не могло нравиться их детям.

Я считаю, что в этой семье ни старшим, ни молодым не хватило мудрости, культуры, взаимопонимания.

В сварливій семье вырастут и сварливые дети. Например, Карп и Мотря своих детишек воспитывают в ненависти к бабушки и дедушки, дяди Лаврина и тети Мелашки, двоюродных сестер и братьев. Дти должны расти в дружной семье, где царит мир, согласие и любовь, тогда и они вырастут не сварливые и не эгоистичны.

Дети должны уважать старших, а взрослые, в свою очередь - детей.



Как раскрывается проблема любви и семейного счастья?


Чтобы проследить за раскрытием этой проблемы следует сравнить пары: Карп и Мотря, Ларин и Мелашка.

Карпо и Лаврин очень разные, поэтому и жен выбрали по характеру совсем разные.

Пара 1.

Карп и Мотря любят друг друга, парень заступается за кохан, но счастье для них прежде всего состоит в накоплении богатства. Любовь их не романтическое, без поэтичности.

Пара 2.

Ларин и Мелашка безгранично влюбленные, они очень похожи, нежные, поэтические натуры. Для Лаврина было неважное материальное положение любимой девушки. Пара сумела построить свои семейные отношения так, что они счастливы, всегда поддерживают друг друга.