Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

НИКОЛАЙ ВОРОНОЙ
Полемика Франко с Вороным.
Формирование артистического типа поведения в поэзии Николая Вороного




М. Вороной родился в 1871 году на Екатеринославщине, детство прошло под Харьковом. Мамины песни, «Кобзарь» и все такое. Окончил начальную школу, реальное училище в Харькове, а затем в Ростове. В Ростове читал много новейшей рус литературы, сблизился с народниками и вместе с драгоманівцем С. Ерастовим орг. «Украинскую Громаду». После арестов и трусов В исключили из 7-го класса училища с запретом учиться. Драгоманівець Вороной двинулся к Софии, где как раз преподавал Драгоманов, но, приехав во Львов, узнал, что Драгоманов умер. Выезжает в Вену, учится там в университете, а затем переводится в Львова. Именно во Львове В знакомится и сближается с Франком. Сотрудничает в его журнале «Жизнь и слово», помогает Франко в издании журналов «Гражданский голос», «Радикал», на некоторое время становится актером и режиссером театра «Русская Беседа».

Свои литературные взгляды Вороной высказал на страницах «Литературно-научного вестника» в 1901 году, призвав высылать для альманаха произведения «хоть с маленькой ціхою оригинальности, с независимой свободной идеей, с современным содержанием, где было бы хоть немножко философии, где хоть клочок сиял бы того далекого голубого неба, манит нас своей недосягаемой красотой. . .» Желал дать укр читателю альманах, содержание которого можно было бы поставить рядом с лучшими западноевропейскими образцами. Это обращение С. Ефремов назвал «манифестом украинского модернизма». Явно отдавал предпочтение эстетическому звучанию, изящной, совершенной форме, «штуке ради штуки», чем социальному, гражданскому стороны. Фактически он призвал к бегству от реальной жизни. Франко пишет Вороном «Послание», в ответ на которое Вороной пишет стихотворение «Ивану Франко», в котором еще раз утверждает: высокое, настоящее искусство должно объединиться с борьбой за гармоничное счастье человека. Поэт не может стоять в стороне от жестокой действительности. Его душа ищет отрады, забвение. Только строки высокой поэзии, что рождаются за независимыми законами творчества, «бремя жизни сбрасывают и душу раем вдохновляют», только такая поэзия не может оставить читателя равнодушным. Он не был сторонником «чистого искусства», не призывал бежать от реальности в мир мистики, не проповедовал бездійності в искусстве. Поэт творит по законам красоты. Поэзия - «свободный», творческий дух, который питается, наполняется реальным жизнью, никому не заковать в кандалы. Она не бездумная, не равнодушна к воле народа. Лозунг поэта: «идти по возрасту и быть цельным человеком».

И. Ф. «Посвящение Николаю Вороном»

Николай, мой давний дружище,

Ідеалісте неисправимый!

Навеял ты на душу чару

С дальнего Катернодару;

Динамики звук трембиты в долине

Потому, что блудит по долине,

Пустил ты слово резко, смело,

Что в сердце странно заныло:

«Песен давайте там, поэты,

Без тенденциозного приметы,

Без социального соревнования,

Без всемирного страдания,

Без ропота над толпой,

Без громких призывов к бою,

Без сварів мудрецов и дураков,

Без горожанських тех котурнов!

Песен свободных и безопасных,

Добытых из глубин сердечных,

Где бы то современных, горем битый,

Душой минутку мог заснуть».

Гай-гай, Николай, еще и с пеньками!

Только мид твоими пить устами!

Бей своим словом, бей первоначально

Котурн и фальшь, пустую фразу!

Гони их с песни на псю маму,

Как Иисус гнал менял из храма!

И не гадай, как фраза сгинет,

Уже современник здесь почиет,

Найдет тепло и нежность в паре,

Как в женском будуаре;

Найдет к ласкам приклонність,

И морфий на свою безсонність,

На раны пластри, счет на жале,

Языков в воєннім гошпіталі!

Нет, друг мой, не и час!

Современная песня - не перина,

Не гошпітальнеє лежания -

Она вся страсть и желание,

И вся огонь, вся тревога,

Вся борьба и вся дорога,

Искания, опыт и погони

К мет, что мчатся по небосклоні.

Не думай, как поэт покинет

Воспалительных вопросов море синее

И в тихий залив своего сердца

Погрузится, словно нурець забьется -

Что там он жемчуг и алмазы

Найдет блискучії, без сказки

Найдет тепло и роскошь рая,

И свет, и благовония без края.

А как найдет гидкії черви,

И горечь слез, разбитые нервы,

Упреки хорого совести,

Проклятие своего поколения,

Уныние черную, скрип розстрою,

То что начать с такой игрой?

Или должны нам мешать поэты

Огонь Титана и воду Леты?

Ах, друг мой, поэт современный -

Он современный, несчастный.

Поэт - значит, родился хорим,

Болит чужим и собственным горем.

В его чувствительность сильная, дикая,

Еольська арфа языков большая,

Что все звенит и не утихает:

В ней каждый встречный ветер играет.

А утихнет ветровое дыхания,

Звенит в ней собственных струн дрожання.

Негармоничный бы звук тот, дружище!

Он дразнить слух и нервы очень,

Наяві дразнить, сон тревожит,

Вертит укором, зло гадает,

Гонит тебя, где шагом двинешься,

Кленеш его, а слушать должен.

Так не желай же, друг милый,

Чтобы нас поэты мглой крыли,

Розовым ласк туманом,

Мистических видений океаном,

Чтобы опий нам давали в блюда,

Чтобы нам пели для забавы!

Пусть будут искренние, искренние, искренние!

И что кто в водовороте життьовому

Поймал - или радости, или муку,

Красочную рыбу или змею,

Алмазы творчества блестящие,

Раскаяния тернии колючие,

Или жемчуг радостей укрытых,

Или черепки разбитых надежд, -

Пусть все в свои песни слагает,

И сочувствия не дожидает.

Оно придет!

Слова - полова,

Но огонь в одежде слова -

Бессмертная, чудотворная фея,

Правдива іскра Прометея.

М. Вороной, «Ивану Франко».

«Предметом поэзии есть только она

сама, а не действительность.» Бодлер.

О, нет!Я, взяв в руки оружие,

Иду за гением к бою.

Рубаюсь с врагом, пою,

В песнях к бою призываю

Всех тех, вялые или больные

Или под навесом спят безразличны. . .

. . . Я не беру жизни безразлично.

Высоких дум святые скрижали,

Все наши радости и горести,

Все те боления и надежды,

И завораживающие красивые мечты -

Все, что от тебя в сердце упало,

Не потерялись, не пропало. . .


 

С. Ефремов: «Образец поэта-эстета, что больше всего любит в форме поэзии - жрец красоты, пурист художественного слова. «Какая красота! Всю жизнь в аккорды перелить, с высоких дум и чувства новую жизнь творит!» - мог бы сказать о себе поэт, если аккордом считать музыку стиха. Красота для В - богиня, «вдохновленная волшебница», которой он готов ставить храмы и все отдать за красоту. «Ее я славлю и хвалю, и ей каждую минуту готов оддать я без сожаления! Мой друг, я красоту люблю как родную Украину! («Красота»)». Поэтические произведения В действительно часто безупречны: легкий, чистый, музыкальный стих служит украшением даже иногда банальном содержании. Автор - певец идеалов, тех недосягаемых високостей, которых жаждет душа человеческая, и вместе певец сердца, разбитого любовью, в котором он видит также один из идеалов человека: он живет в основном мечтами и действительно может произнести, что не сокрушается тем, когда жизнь разбивает их, - «Потому что люблю солнце красное, Потому что люблю свет ясный, - Им живу, ему молюсь. («Икар»)». Большинство стихов Вороного посвященные любви и в разработке мотивов любви поэт действительно обнаруживает тонкое понимание прекрасного, художественный вкус и много искреннего непосредственного чувства (цикл «За вратами рая» и др.). Хорошо получаются у Вороного поэзии, проникнуты философским настоем, переплетенным с личными способностями, как и вообще мотивы личной лирики. Может, и отдаю за то некоторым диссонансом в поэзии Вороного те произведения, в которых он пытается разрабатывать гражданские мотивы. Раз в раз в них слышится больше пафоса, чем искренности, гордости формой в ущерб непосредственному почуванню. Даже наиболее популярен между такими произведениями «Евшан-зелье» местами напоминает прозаическое повествование».

«Штуки без идеи не бывает - она с ней составляет одно целое. Тенденция без штуки бывает, конечно, и с ней вместе не может быть. Между идеей и тенденцией лежит огромная разница. Вот против псевдоштуки, штуки тенденциозной, против рифмованной прозы я и произнес свою девиза.»

LV: "Каждый модернист начинает с оглашения своих намерений. Чувства и борьба. Направления: неоромантизм, импрессионизм, символизм. М. Вороной имел весь набор модерністичних традиций Западной Европы. Модернизм - городская поэзия. Читатель до того в Украине готов не был. Вороной утверждает, что хочет идти по возрасту. Хочет быть цельным человеком - то есть той, что имеет личные чувства. Образцы - Верлен, Бодлер. Любовный стих в украинской литературе развит не был. Авторы не освободились от социального детерминизма. Попытка противопоставить интеллектуальную, эстетическую поэзию народницькій. Народничество себя исчерпало, а формировалась поэзия красоты. Самым слабым местом модернистов была речь. Пропаганда гедонизма, что реализуется только на уровне призывов. Восстановлен забытый уже в Украине роман. Николай Вороной сформировал тип артистической поведения. К "Молодой музы" входили Вороной, Лепкий, Рубчак и М. Ильницкий. "Молодомузівці" вносили в украинскую литературу новые темы". Украинская литература ориентировалась на немецкий, а впоследствии на французскую литературу. Но разрыв с народничеством не произошло. О. Олесь и Вороной эмигрировали. Поражение модернизма на всех фронтак. Франко - между народничеством и модернизмом. "

Вороной призвал к "европеизма", поиска новых путей в поэзии. Альманах "Из-за туч и долин" призван хоть отчасти приблизить украинское литературное издание до новейших течений в направлении евр литературы. Модернизм Вороного был относительным и умеренным. Речь шла об отказе от народнического шаблона, грубой тенденциозности, преодоления эстетической глухоты. Несправедливы были обвинения в декадентстве, болезненном индивидуализме, бегство в мир иллюзий, которые преследовали от самого начале. На самом же деле он, уделяя большое внимание эстетическому обновлению поэзии и ее тематическом "раскрепощению", отнюдь не был лишен гражданственности и даже публицистического темперамента.

 

1. Живописный экспрессионизм сборники "Кровавое поле" О. Маковея.

2. Новаторство жанра и отличительные признаки стиля новелл Василия Стефаника.

3. Развитие драматургии конца ХІХ - нач. ХХ ст.

4. Неоміфологічні тенденции в литературе конца XIX-нач. ХХ веков ("Тени забытых предков", "Лесная песня" и др.).


5. Общие тенденции развития литературы конца ХІХ - нач. ХХ века (исторические условия, кризис народничества, новые формы, стилевые приемы, синкретизм направлений, творческих методов, стилей, расширение тематического, жанрового диапазона).

2)Своей экспрессивной манерой Василий Стефаник (1871-1936) начал новую тенденцию в укр літ. Оригинальность ее заключалась в передаче максимальной смысловой напряженности жизни коллективного подсознательного, народной «души», обнаруженной в образах, характерах, ситуациях, в индивидуальной психологии, истории и культуре «мужицтва» как целостного социокультурного типа. Предельная смысловая емкость самопознания и борьбы мира сочетается в новеллистике Стеф с словесным озвучкой человеческих, духовных голосов этого мира. Почти спонтанное словесное называние оказывается в монологических формах, молитвах, «психограмах» души. Переплетенность физического и идеального жизнь творит особую символическую основу художественного наследия Стеф. Следовательно разрушалась описательная, «закругленная» традиция украинского писательства, популярная еще даже в начале ХХ ст. При всей идентичности с символістською стилистике (особенно в стихотворениях в прозе) Стефаникова манера закрепляла в украинской литературе ескізність и фрагментарность, дискретность народнорозмовного стиля, выстраивая на этой основе модерна образность, возникающая благодаря сближению метафорических ключей-символов («дорога», «камень», «окна») и обыденного языка. Експресіоністська образность и экзистенциальная проблематика новелл Стефаника звучат в произведениях последующих поколений укр писателей.

"L.V.: В. Стеф творил в начале ХХ ст. Живописный экспрессионизм. Экспрессионизм - искусство города, что нивелирует человека. Крик - експресіоністська метафора. Стеф считает себя большим эстетом, но деестетизує действительность. Равнодушный, почти газетный изложение событий. Шоковый механизм. Импрессионизм - это изображение, экспрессионизм - отражение. Внутренняя дрма крика. Доминируют черный и красный цвета. Стеф чеканит слово, его новеллы сравнивали с музыкой Бетховена.

Єфр: «В. С. - миниатюрист преимущественно. Почти все его произведения - коротенькие образки, отдельные рисунки из жизни галицкого крестьянства, словно сфотографированы с действительных событий, но с глубоким, поистине символическим значением общего образа. Полная противоположность другим символістам, хотя изредка появляется чисто символический рисунок («Дорога»). Но это случалось только моментами, и манера Стефаника насквозь реалистична, рисунок отчетливый и прозрачный, он нигде ни словом не проявляет себя, своего отношения к предмету повествования. Просто, спокойно, без всякой аффектации и лишних слов, лаконично, почти одинаковыми словами нічимм себя не предавая, рассказывает ужасные вещи.»

3)М. Вороной: «Для развития настоящей, высокой драмы нужны очень выгодные, благоприятные условия, прежде всего надо, чтобы народ имел прочное политическое положение, высокую и своеобразную культуру, свободную национальное образование, которая могла бы развивать самые разнообразные признаки народной жизни, и, наконец, полную возможность черпать поэтический материал из всех своих нац и ист сокровищ. Если этих условий не будет, то драматическое творчество не выйдет за пределы пьес этнографического характера. . .» Таких условий укр драматургия не имела, поэтому начало ее существования был обозначен этнографизмом. Как произведение для театра укр драма существует с 90-х годов XIX века, начиная с пьес корифеев М. Кропивницкого, М. Старицкого и Карпенко-Карого, чьи ранние произведения развивали жанр романтично-бытовой мелодрамы, признаком которой были воспроизведения психологии внешних переживаний, наличие выразительных бытовых характеров и ведущей моральной или общественной идеи. В эпоху модерна начала ХХ ст мелодрама уже не могла удовлетворить публику. Оставаясь на укр нац почве романтической, она должна была стать одновременно новой драмой в евр смысле, обратиться к мифопоэтического воспроизведения мира в сознании человека, до экзистенциального понимания бытия и неординарных, измененных психологических состояний человека. М. В. :»Новая драма рисует борьбу индивидуума с самим собой, это драма чувств, передчувань, угрызений совести, драма беспокойства, колебания воли, страха и ужаса, се страшливий образ кровавого побоища в душе человека». Евр новая драма не только повлияла на укр драматургию эпохи модерна, но и получила дополнительную модификацию в творчестве Леси, Винниченко. Укр драматурги можерну не были тесно связаны с определенной стилевой орієнтаціє. поэтому в драматургии трудно различать неороматизм, неореализм, символизм. Для драм текста того времени были характерны деформация реальности и условности, литературность, вербальная орнаментальность, обращение к архетипов и мифологем, демонстративная искусственность формы, восприятие жизни как вечной игры человека, который постоянно выполняет множество ролей в театре экзистенции, пародирование и стилизация всего историко-культурного контекста прошлого, нарушение эстетических норм, которые казались незыблемыми. Классическая комедия К-К «Хозяин» стояла на изломе эпохи модерна. В полной мере развернуть поэтику смогла Леся. Она понимаю новейшую драму как драму массы, где снимается противоречие между индивидом и толпой, и сама масса предстает в виде организации отдельных личностей. Принцип, когда героя оставлено в своей среде, но среда именно перестает быть только фоном, а становится совокупностью различных по значению факторов («Ткачи» Гауптмана) Леся зовет новоромантичним. Нынешний герой, как на нее - не исключительная натура, а обычная человеческая личность, которая начинает осознавать свои права. Она подходит к одной из самых главных в ХХ веке проблемы одиночества с точки зрения соц-фил: бороться с этим явлением можно, только коренным образом изменив условия, которые его порождают. Позитивистское, рациональное публицистического направления взгляда на драматургию не подтверждается Лесиними драмами. Предлагая в статьях пути соц драмы, она ими не пошла, создав совершенно особый по стилистике неоромантичний, поэтический, метафорический, міфопоетичний театр, которому нет аналогий в евр драматургии. Она не столько усваивала опыт новой драмы, сколько сама творила одну из ее наиболее существенных отраслей. В наследии Леси есть драматические поэмы древней истории, и драмы на «экзотические» сюжеты, и мифологическая сказка. Это «Одержимая», «Кассандра», «Иоганна, женщина Хусова», «На поле крови», «На руинах», В пуще», «Руфин и Присцила», «Адвокат Мартиан», «Оргия», «Каменный хозяин», «Лесная песня». Все эти произведения объединяет специфический мифологизированный принцип отображения действительности, попытки художественно осмыслить реальность как миф, выделить в ней глобальные вопросы человеческой экзистенции. В этом она была пионерка. Интересуясь Метерлинков и символизмом, сама она этого не делала, оставив только одну попытку - «Осеннюю сказку», где символістська поэзия застросовується довольно непоследовательно и порой напоминает традиционную аллегорию. В ранней драматургии («Осенняя сказка», «Голубая роза»)слышны мотивы Ибсена. Отдав дань в первой пьесе «Голубая роза» (1908) популярной на рубеже веков идеи психического вырождения современного человека, Леся обращается в необычных психологических состояний не как к патофизиологической темы, а как к однаки неординарности, творческого потенциала человека. В драматической поэме «Одержимая» (1902) категории «веры-неверия» ставятся в непосредственную зависимость от люлсткого чувства. Мириам отдает свою жизнь за Мессию «не за небесное царство. . . нет, по любви!». Она любит его, даже мертвого, хоть и не может согласиться с его учением. За Лесей, любовь людстка выше любовь небесную. С жанровой стороны ранние поэмы Леси развивают трагедию в ее чистом виде. В этот высокий жанр Леся вкладывает современное содержание. Кассандра переживает трагедию внутренней несвободы человека. Это пророчество трагической судьбе украинской інтеліганції. Леся может считаться основателем драмы идей, пьесы-дискуссии в укр літ. Драматические диалоги в ее пьесах строятся как столкновения различных, порой противоположных взглядов. Но там, в отличие от евр образцов, нет уравновешивания «двух правд». Правда есть только одна. К теме «двух правд» Леся зверталачя в «Кассандре» и в «Оргии» (1913). Самая характерная пьеса-дискуссия - это «Каменный хозяин» (1912), где каждый отстаивает свой независимый и свободный взгляд, но оказывается, что итог для всех единый - общая несвобода, от которой не скрыться ни к высшей власти (как Анна пытается с помощью Хуана). Філососфська концепция «Лесной песни»(1912) не исчерпывается ни противопоставлением человека и природы, общественного и естественного человека, ни уславленням бессмертной любви, ни проблемой взаимосвязей искусства и жизни. Весь этот комплекс идей находится на поверхности міфологізованого сюжета о смысле и содержании человеческой экзистенции. Человек в пьесе - Лукаш, его фигура будто закрывается поетичнішим и трагичнее образу Мавки. Сложный философский время этого мифа, где сочетается время бытия и времени года - это же и время жизни Лукаша. Эта коловерть - тяжелый путь познания мира через предательство самого себя, через осознание своего места в мире. «Грустно, что не можешь ты своей жизнью к себе равняться», - говорит Барин. «Лесная песня» - мифологизирована трагедия. Трагедия пустой души, которая отреклась от творческих принципов жизни. Трагедия расплаты за отречение и обретения подлинной человеческой сущности ценой смерти. Шире - трагедия поколений эпохи мировых катаклизмов и катастроф. Высказать то можно было только в форме совр мифа, экзистенциального и синкретического, и именно синкретизм является важнейшей структурной особенностью поэмы. В ней сочетается живопись, музыка и поэзия. Музыкальная гармония в пьесе лежит в основе главной симметрии действия (возвращение музыки в смерти). «Боярыня» была написана в течение трех дней в 1910 году в Египте, вышла уже после ее смерти, в 1914 г. Долго не переиздавалась. Основной мотив «Лесной песни» - предательство самого себя - осмысливается в «Боярыне» в национальном масштабе. Собственно, это - национальная трагедия, что продолжает развитие жанра после трагедии мифологической. Менее всего «Боярыня» является историческим произведением. Это размышления, по аналогии, о украинскую интеллигенцию начала ХХ ст. Згідко с мнением поэтессы, нация существует только тогда, когда у нее есть «духовная элита». «У нас, в Украине, надо добыть себе интеллигенцию, вернуть нации ее мозг.» Гибель интеллигенции в «Б» происходит двумя путями: через предательство ради другой культуры (в данном случае москальской) и через духовную пассивность, что приводит к тем же последствиям, что и прямая измена. Собственно, внешнего конфликта в «Б» нет, никто не мешает счастливой жизни боярина Степана, потомка казацкой аристократии, и его жены Оксаны, дочери казацкого старшины. Но нет не только счастья, но и жизни на чужбине. Конфликт «Бы» внутренний: это осознание собственной нац измены. Гибель нации - Руина - починаєтья с гибели нац духовности, за которой идет вслед физическая гибель интеллигенции. Произведение Леси оказался пророческим относительно судьбы Украины. Из модернистов к драматургии («По дороге в Сказку») обращался Олесь, Черкасенко, Винниченко.

4)Почти одновременно с «Тенями забытых предков» (1913) Коц появляются «В воскресенье рано зелье копала» (1908) Коб, «Каменная душа» (1911) Хоткевича, «Лесная песня» (1911) Леси, что свидетельствовало модернизацию романтизма в украинской литературе ХХ века.

5)На рубеже ХІХ-ХХ веков происходила в европейском писательстве кризис только господствующей реалистической тенденции, построенной на основе позитивистских доктрин. Альтернативой строго логізованим художественным методологиям выступили интуитивные, суггестивные модели - новая «философия жизни» в ее различных современных трансформациях. Она очерчивалась в теориях свободного от общественно-практических потребностей жизненного, собственно, космического порыва А. Бергсона, преодоление Мировой Воли Шопенгауэра, утверждение «воли к власти» Ницше и т.д. С такой точки зрения окружающей среды является вместилищем свитотворчих иррациональных стихий, неподвластных аналитическому уму. Следовательно адекватными формами постижения действительности признавалась музыка, поэзия, творческое озарение, приоритетное значение отводилось артистической личности, предопределяя появление нового типа эстетического сознания, заделки на основе «философии жизни» основ модернизма. Еще во второй половине XIX века это движение проявлял себя в поэзии Бодлера и его последователей Рембо, Верлена и т.д, и довольно быстро закорінився в поэзии «Молодой Бельгии», «Польши», москальского «Серебряного возраста». Украинское писательство не стояло в стороне определяющих тенденций тогдашней художественной действительности, но в то же время давало о себе знать взалежнення укр литературы от практических потребностей, связанных с несчастными нац реалиями, от народнической идеологии, благородной по своей культурной-просветительской целью, но безусловно заинтересованной в служении литературы позалітературним общественным интересам и довольно равнодушного к ее внутренних свойств. Молодая творческая генерация, боясь застоя, тупиков и хуторянства, не только порывалась к европейским тенденциям, но и пыталась вернуть родной літературіїї удельные свойства. Это спороджувало ее ліризацію, а также заметные изменения в родовое-жанровых структурах. Франко: «Наша проза под пером Коб, Стеф, Черемш, Яцкива набрала поэтического полета, мелодичности, грации и разнородности». Такие особенности были типичные для тогдашних евр лет. Модернизм - не прихоть лет нового поколения нач ХХ ст., что решилось устами М. Вороного заявить свои права на искусство. Его ожидания, сформулированные в «Одкритому письме», вскоре реализовались в виде альманаха «Из-за облаков со долин» (Одесса, 1903). Но первые шаги в этом направлении были сделаны И. Франко - автором жемчужины украинской лирики «Увядшие листья», которая появилась вопреки его позитивистским воззрениям, благодаря непомильному эстетическому чутью, и містиоа в себе в зародыше признаки эстетически-идейных поисков «Молодой Музы» (1906-1914) и журнала «Украинская хата» (1909-1914). И. Франко, оппонент модернистов, одновременно сумел адекватно оценить склонность не к «объективного, протокольного полноразмерные, а до возбуждения в душе читателя аналогичного чувства и настроения всякими средствами, которые дает язык и связывающие с ней фантазии». Примерами того был стайный звукопис О. Олеся, артистический звуковой образ Вороного. Музыкальный принцип здесь определяющий. Художественное изображение приобретало серпанкового вида, таинственного намека, знака, иногда с мистическим нюансом. Здесь царили сформированы Бодлером «взаимной связи невидимые законы, разомкнутые в бесконечный, постоянно обновляемый мир». Возникает гармония как единство разнообразного бытия. Антитетично-синтетическая драматургия символистской эстетики сказалось и на прозе, прежде всего Ольги Кобылянской и Г. Хоткевича, частично - Стеф, Коц, склонных к интенсивному импрессионистического рисунке. Наряду с тем модернизм проявился в неоромантизмі, который в противовес классическому романтизму преодолевал благодаря волевым императивами противостояние между благородным воображаемым и банальным действительным, характеризовался подъемом, одуховненням униженных реалий. Наиболее отчетливо эта стилевая тенденция проявилась в творчестве Леси. Отстаивая принцип красоты, вне которого искусство является невозможным, новая генерация лет не отказывалась от своих гражданских обязанностей, понимая, что в украинской преследуемой и запрещенной культуре націотворчими делами надо заниматься только им. Поэтому наряду с благородными артистическими стихами встречаем и социально ангажированы стихотворные декларации. Сферой притяжения художников нового типа творчества появилась нация, но в только в онтологічній и морально-этической плоскостях, как у народников, но и философской и эстетической. Наибольшего обострения, сопровождаемого вспышками дискуссий и безосновательных обвинений в «упадочничестве», претерпело акцентированное модернистами вопрос о эст принципы, эст императив. Благодаря этой усиленной виду восстанавливались отвергнуты народниками кордоцентричні основы национальной ментальности (наследственные черты артистизма, лиризма и т.п.), обстоювалося право человека на прекрасное, ее влечение к высшей красоте. Модернисты настаивали на том, чтобы не любой, а только артистическая рука касалась народной лиры, они стремились раскрыть пригнічуваний духовный потенциал нации. Их кредо - сгармонировать до тех пор традиционно противопоставляемые критерии правды и красоты.

Мощная и широкая стилевая течение, наз неоромантизмом, представляла собой противовес народническом ідеалогізованому реализму и натуралізмові. Леся, Коб, Олесь, ряд произведений Франко «Моисей», «Похороны». Тут же появляются импрессионистские (Коц, Стеф, Яцкив), символистские (Чупринка), «протоекспресіоністські» (Стеф) краски. Общей чертой так широко взятого неоромантизма в его отталкивании от народнической литературы был остро обнаружен субъективизм и активизм, который выливался в актуализации формальных моментов и большую энергию личностной интерпретации действительности, в ориентацию на деятельное волевое начало в «национальной» человеку. Украинский неоромантизм представал как синтез национальных и европейских тенденций и стимулов, поэтики фольклора и модерна.

В противовес позитивистским світосприймальним представлениям, этнографически и дидактически закругленной стилистике об'єктивованої повествования и повествования от первого лица, присущим традиционному украинскому писательству, прозаиков новой волны характерны творческая субъективность, художественный intuitionism, эстетический синтетизм, внимание к вопросам философско-этического плана, психологический анализ индивидуальных характеров, сферы подсознательного, социальной и массовой психологии и т.д. Следовательно, появляются новые жанровые разновидности - визии, студии, акварели, эскизы и разнообразные стилевые проявления - от импрессионизма, экспрессионизма к символизму и неонатуралізму. Зучтріч литературных поколений на ниве украинского писательства, одновременное функционирование двух основных типов художественного мышления (отталкивания от традиций или их продолжение и модификация), наличие художественного творчества, укорененной в национальной этнокультуру с ярко очерченной реалистической тенденцией, которой уже не чужие индивидуальная рефлексия и психологизм, и художественного сознания, господствующим признаком которой был символизм, развитый на почве фольклоризма, который и стал, по сути, новой формой романтизма - это все и определяло внутренний «сюжет» развития национальной прозы того периода. На смену одномерном потрактуванню литературы как отражение жизни приходят новые уровни ее понимания, самовыражения и моделирования. С одной стороны, единство человека и макромира (Коц), с другой - анализ своеобразия микромира (Вин), лирический импрессионизм, сюрреалистические тенденции имели общим стилевым признаком процесс символизации детали или фольклорного образа, который был теоретически обоснован Хоткевичем в полемике с Ефремовым.

LV: "Время, когда Ницше определил "кризовость бытия". В это время литература отказалась от соц детерминизма и была переориентирована на философию человеческого бытия. Стремление возврата к античной гармонии мира, стремясь вновь соединить человека и мир. Писатели экспериментируют с жанрами малой формы. Литература граничит с другими видами мистецьва. Европейская традиция поэзии в прозе. Коб, Стеф, Хоткевич. Франко выводит метафору магической лампы. Литература дает эстетическую обсервацию жизни. Ударение ставится на личностном выборе. Герой замыкается на себе. Мотивация изменилась. Модная вне одиночества. Право на одиночество имеет только творческая, высокодуховный человек. Народничество скомпрометировавшее себя. Писатели писали, чтобы народ понимал, а не народ поднимали до своего уровня. Модерністична парадигма. Появляются писатели, которые стремятся выйти на евр уровень. В европе обладателем мыслей Ницше. Ніцшеанкою была Коб. Человек и мир - это единство. Жизнь и творчество - самодостаточный процесс. Ориентация на західноєвр школу. Жизнь - это игра. Наше сознание телесная. Процесс ремифологизации и античного и библейского. Украинская литература включается в загальноєвр контекст. "Мы сами себя открыли", говорит Франкло. Переводная деятельность писателей. Драматургия: Леся, Винниченко. Поиски новых форм приводили к синкретизму художников. Модернизм в Украине оформляется с появлением Леси и Кобылы. "

 

6. Вторая волна эмансипации в творчестве А. Кобылянской ("Валсе Меланколік", "Некультурная")

7. Новелістика О. Кобылянской и смежные виды искусств ("Валсе Меланколік", "Розы", "Імпромпто. . .


8. Неоромантична стихия в повести "В воскресенье рано зелье копала".

Фигура Ольги Кобылянской (1863-1942) оказалась в центре дискуссий. Начав писать еще в 90-е годы XIX века, она начала в украинской литературе новую, неоромантическую тенденцию. Разрабатывала типы и модели индивидуального характера, преимущественно женские ("Царевна"), открывала связи человеческой души и природной среды ("Природа"), прибегала к импрессионистической нюансировки человеческих чувств и мыслей ("Valse melancolique"), суггестии и анализа одновременно, вплоть до полемического переосмысления эстетически-моральной проблематики философии Ницше ("Он и она"). Порывая с народнической тенденцией побутовізму и описательности, Коб тяготеет к созиданию собственной индивидуальной философии, близкой к роматичної немецкой натурфилософии. Актуальную в украинской литературе тему земли ОК трансформировала в натуралистически-символістську драму духовности, которая противостоит инстинктам (собственности, зависти, "грубой" природы), хотя человек и фатально зависима от них ("Земля"). Социальные и родовые конфликты, столкновение судеб, характеров и темпераментов писательница обобщает часто за помощью библейской символики и мифологии, своеобразного духовно-мистического окраса ("Ниоба", "За готаро", "Думы старца"), в других случаях пытается развернуть неофольклорну мифологизированную прозу ("В воскресенье рано зелье копала"). В своих крупных прозаических произведениях ("Через кладку", "За ситуациями", "Апостол черни") писательница переосмысливает традиционную для украинской литературы воспитательную проблематику. Здесь внимание перемещается с характеров на идеи, мотивы, которые отражаются в зеркале саморефлексий, воспоминаний, устремлений героя. Тем самым украинская литература обогатилась новой формой психологической повести, отличной от традиционной повести-хроники. При этом ОК разрабатывает различные жанры, такие как лирический дневник, диалогизированная рассказ ("Ниоба"), бытовая история, насыщенная символикой ("Через кладку").

"L.V.: ОК - вторая волна эмансипации в Украине. Считала себя воспитанницей немецкой культуры. Одиночество от одиночества. Тема творческой личности. Неоромантичний образ цыган в "В воскресенье. . . ". Две традиции подачи образа цыган. Мировой мотив Офелии. Любимая тема - эмансипация женщины. ОК считала это произведение лучшим своим.

С. Ефремов считает Кобылу из всех укр пись нового времени ближайшей к модерністичних евр направлений. Уже в первых произведениях "Человек" и "Царевна" отчетливо отражается влияние Ницше с его ультра-індивідуалістичною философией, рисуя людей, преимущественно женщины, с "тоской по красоте", порывом в вышине, понимая их как специфический "аристократизм духа", что рвется залететь от земной куда-то в сферу надземного чувства и сверхчеловеческих переживаний. Герои Коб хотят вживить в себя идеал сверхчеловека, "быть прежде всего себе целью", "не заботиться о целом", для них "не могут существовать права". Сверхчеловек хочет изолировать себя от общества, пренебрегает ею и бросает ей полный позора и презрения вызов; между тем оснований для того в Коб нет, потому что ее герои ничем не высшие самом деле от толпы, презирают. Они проникнуты тем самым мещанством, и толпа, является его порождением. Их восхищение красотой, что якобы отличает их от толпы, приобретает карикатурные формы. Типичные эстеты, что все на свете меряют своей меркой красоты, ставят красоту на такой недосягаемый пьедестал, что она уже не является потребностью человека, а делается абсолютным, единственным кумиром, что требует уничтожения человеческих потребностей. Невнятные и худ средства Коб. Вместо худ образов - самые туманные схемы. Тяжелая, искусственная речь и запутанный стиль лишают произведения красоты, которую ищет автор. Такие произведения - "Матерь божья", "Покорность", "Нищенка", "Поэты", "Под голым небом", "Імпромпту фантази" и т.д. Зато автор умеет описать красоту природы яркими красками, почувствовать ее. В "Некультурній", "Природе", "Битве" видны хорошие стихи в прозе. В "Битве" это картина уничтожения людьми извечного леса. Природа здесь выступает словно живой, в борьбе человека с природой симпатии Коб принадлежат природе. Порой произведения и неплохие: "Банк рустикальный", "У св. Ивана", "На полях" а также реально-художественные сцены в повести "Земля". Повесть дает хорошую и широкую картину "власти земли", что сказалось на хліборобі, его психике, быту, нравах и переживаниях. Маковей: "у Кобылы как писательницы нрав насквозь поэтическая, полная мечтаний и тоски, почтенная, необыкновенно уязвима на красоту жизни и природы и еще больше на грубости их - именно те, что соприкасаются беспомощным, одинокой женщины среди наших досадных жизненных и социальных обстоятельств". Психологические повести "Через кладку", "За ситуациями" дают богатый материал, чтобы понять человеческую душу, особенно женскую, которую Коб подробно знает и умеет анализировать. Мастерское изображение любви.

 

1. Новелістика Коцюбинского и смежные виды искусств.

2. Красота как основной фактор формирования художественно-эстетического мира Коцюбинского ("Сон", "В грешный мир", "На острове" и др.).

3. Утопические мотивы повести "Фата Моргана" М. Коцюбинского.

4. Отражение кризиса народничества в новеллах "Куколка", "Неизвестный" Коцюбинского.


5. Психологизм как художественное явление в творчестве Коцюбинского

Михаил Коцюбинский (1864-1913) разворачивал немало своих произведений на сопоставлении воображаемого и реального миров героя, которое позволяет рассматривать не только возможны совпадения, проекции духовного, эстетического чувства, поиски гармонии, но и психические извращения, потерю идентичности лица. Его творчество способствовало утверждению психоаналитического письма, самоанализа, объективизации отчуждения. Наряду с імпресіоністичною манерой и попыткой созидания новейшего социального романа-мифа ("Фата-моргана") писатель ввел в украинской литературе темы эстетизма, массового человека, мещанства, в которых активно обращаться в ХХ ст. Специфическим свойством художественного творчества Коц стало переключение внимания на процессы и явления индивидуального сознания: память, впечатление, идеалы ("Интермеццо", "Сон"). При этом прозаик прибегает к экзистенциально анализа, то есть рассмотрения фактов повседневной жизни в свете переживания индивидом полноты человеческого существования в единстве с природой, окружающими красотами, со злагодоб с памятью души, эстетическими потребностями, зарождением творчества ("Цвет яблони") и др. Открытие новой, экзистенциальной проблематики, ее погруженность в инстинкты, сферу подсознательного, слияние с символикой опредмечених "следов" человеческого, которые в свою очередь вызывают новое прозрение ("Персона грата") - все это опирается в творчестве Коц на чувственно богатую образность, психологически точную и тонкую стилистику. Эволюция от бытовой до импрессионистической прозы, путь "борьбы" за обновление сюжета, в частности от экзотичности ("В сетях шайтана", "На камне") до поисков современных форм ("Смех"), и еще способность владеть тайной тихой исповеди, философичное умение останавливаться на отдельных предметах взглядом последнего прощания, постоянное стремление ритм предложения приводить в відповіднсть с нюансовою мнением и эмоциональной многозначностью обоснованно приводило критиков о гармоничности прозы писателя. Кроме того, мотивы "Сна", "Хвали жизнь", "На острове" и т.д привлекают непобедимым оптимизмом, влюбленностью в жизнь. Коцюбинском удалось, по мнению Евшана, "збороти хаос, побороть природу, воспитать высшего гармоничного человека".

"L.V.: Коц утвердил в укр лит україністичну парадигму. "П'ятизлотник", "Маленький грешник" и т.д. - дань народництву. Впоследствии его взгляды меняются, писатель ищет нового героя и дает нам образ творческого человека. Импрессионистическая техника оказалась благоприятной для показа психологизма. Миг как жизнь. "Цвет яблони" - маленький психологический этюд. Предмет анализа - "я". Жажда наблюдений. Критика одобряла этот рассказ. "Интермеццо" - мотив амбивалентности жизни человека, усиленный заходом солнца. Герой - творческая личность, занимающая срединное положение, как место встречи духа и жизни. Созидание и создано - два момента в творчестве Коц. Сбор собственного "я". Все его герои умеют читать великую книгу природы. "Интермеццо" (1908) - своеобразный идейно-эстетический манифест Коц.

«Фата Моргана» небольшая по объему, но исключительно богатая по содержанию, актуальностью затронутых соц, морально-этических вопросов. Новаторский подход к теме борьбы за землю и волю. Замысел произведения возник в 1902 году, когда Коц решил осветить сельские настроения, показать крестьянство в определенно дифференцированном, классовом разрезе. Такое восприятие села дало возможность увидеть не только стихийные беспорядки, но и организованную борьбу. В центре повести - разбужены рев борьбой укр крестьяне. «Вечные батраки» Андрей и Маланка Волы с дочерью Гафійкою, барский пастух Хома Гудзь, крестьянин-демократ Прокоп Кандзюба и его дядя Афанасий, недавний выходец села, возвращен из Одессы рабочий Марко Гуща. Им противостоят сельские богачи Підпара, староста Максим Мандрыка, Підпарин тесть Гаврила и разные паны и экономы. Первая часть произведений - изображение жизни Воликів на фоне крестьянства, не могло уже кормиться с земли и уходило на заработки и в пролетаріят. Типичные настроения безземельных батраков. Маланка любит землю, всем существом к ней тянется, всю жизнь о ней мечтала, хоть и вступила в брак с таким же, как и она, и хотела ради земли отдать дочь за хозяйского сына. Рисует в воображении картины радостного труда на собственной земле - и меняется физически, то непревзойденный образ крестьянки. Каждая бытовая деталь вокруг Маланки подчинена лирической теме: она радуется за появление землемеров на барском поле, готовится к весне, надеясь уже сеять на своей земле, достает семена. Андрей, наоборот, мечтает о лучшей жизни посредством промышленности. Ему нравилось на сахарном заводе, где платили настоящие деньги, хоть и пропивал их. Хома Гудзь, ненавидя свою судьбу, одновременно и угнетателей, и немых рабов, поджигает барское имущество. В образе Хомы обобщенно стихии, которые в слепом упорстве видели выход из мытарств - Коц того не одобряет. Во второй части произведения описываются разные пути крестьянской борьбы. Автор отдает предпочтение организованным, сознательным выступлениям: распространение листовок, читанян полет брошюр, подготовка и проведение забастовки в экономии, связь передовых крестьян из революционно настроенным городом, демонстрация под лозунгом «Земля и воля» и захват имения крестьянами. Образ Прокопия Кандзюби: хозяйский сын, что должен сам ходить на заработки, дает читать Гафійці книги, и именно против него направлен гнев Підпари как против бунтовщика народа. Когда арестован Марка Гущу, обязанности организатора взял на себя Прокоп, он делает всю підпільщину и возглавляет поход крестьян, именно его выбирают руководителем теперь крестьянской экономии. Это цельный, жизненный, привлекательный образ передового крестьянина и общественного деятеля. Он все свое время отдает на пользу обществу, мечтая о будущем. Прокоп встречает смерть с большой моральной устойчивостью. Гафійка - товарищ Прокопа, последовательница Гуще, что осознает все революционные реалии. Любила Марка, когда его арестовали, тяжело работала и приобрела большой опыт, так что Марко и не узнал ее, рассказывала, что «не те теперь люди». Вышивает красный флаг. Марко Гуща - социалист, считает, что погромами ничего не поделаешь. Отпугивал селян от разгрома и уничтожения барского-их добра. Широкие планы, которые в основном не удалось осуществить. Коц правдиво изображая стихийную, крупную борьбу, везде горят господа, Хома Гудзь призывает уничтожить все, что о них напоминает. Панас Кандзюба, дядя Прокопа, это колоритный образ мелкого хозяина, что хотел бы отомстить господам, но он сам боится мести, поэтому постоянно на стороне сильного: после победы капитализма он сам расстреливает мятежников и убивает Прокопа. Підпара ненавидит бедняков, клянется убить каждого, кто посягнет на его собственность. Организует самосуд, убивая Семена Мажугу, и поименно вызывает на казнь Фому, Прокопа и Волика. Сюжет произведения решения динамично, эпические описания чрезвычайно лаконичны, объективная рассказ неоднократно переходит в несобственное прямую речь, внутренние монологи, диалоги, полілоги.

С. Ефремов. Коц начал свою лит деятельность рассказами в манерах старших пись: «П'ятизлотник», «На веру», «ціпов'яз», «Для общего добра» - влияние Н-Л проявлялся не только в манере, но и в той мерке, с которой он подходил к объекту своих худ композиций. Эта этнографическая манера будто сдерживала его, не давала высказаться. Затем он увлекся франц натурализмом вроде Мопасана. Наконец выработал свою манеру: от укр реализма взял твердый определенный грунт и прозрачную ясность мысли, от франц натурализма - трезвый взгляд и безбоязненное искания нужной ему красоты повсюду, куда только можно заглянуть, от себя добавил глубокое общение с психикой героев, затейливость худ образов, умение передавать настроения и внутр переживания, бунт против засорения души ненужным, протест против мелкой рутины, аристократизм духа и неуклонном идти к свету, к красоте, к идеалу. Сначала он был реалистом, что пытался рисовать подробности того, что видел вокруг, позже - импрессионистом, что больше всего следит общего впечатления, не заботясь о деталях. Сначала интересовался внешними приключениями и сюжетом, позже - внутренним миром, психическими переживаниями, часто вне всякого выразительным сюжетом. Тайнами творческого синтеза Коц владеет безупречно. С одинаковым вниманием он смотрит и в жизни, психику человека, и в мощный процесс, что происходит в природе, и все это сводит к высшему синтезу, что выливается в Коц в понимание красоты. Как прежде всего художник, он записывает, часто бессознательно, все жизненные явления - «как материал» («Цвет яблони»), чтобы потом тот материал использовать, творит картины из минутных впечатлений, задерживает в душе отблеск идеала и клеймит позором то, что от него отклоняется. Идеал подлинной красоты светит ему, но тот идеал он не может прятать в себе, он - для всех. В «Интермеццо» изображается собственно это сбор материала. Художник смотрит на безвыходное беда соц неравновесия («ціпов'яз», «Фата моргана»), на первые зачатки протеста против него (то самое, «Под минаретами», «Неизвестный»), на дикие попытки тот протест погасить («Он идет», «Смех», «Персона грата»), на человеческую темноту, зверские поступки, хищные инстинкты, скудное прозябание, апатию, моральное непотребство («На веру», «В сетях шайтана», «На камне», «Хо», «Куколка», «Поединок», «В дороге», «Дебют»), на борьбу человека с человеком и с обществом («Пе коптьор», «Для общего блага»), на самом деле человеческие поступки, которые являются редкими («П'ятизлотник», «Отомстил») и показывает это все яркими образами , порой будто урваними в спешке фразами, которые создают полную картину. Одно из своих рассказов назвал Коц акварелью, но так стоило бы назвать много их, потому что в них есть что-то от акварельных рисунков с их мягкостью, прозрачностью, массой воздуха (бухания моря в «На камне», невыносимая скука героини в «В сетях шайтана»). Натура насквозь артистичная, Коц повсюду искал и находил красоту, но и за красотой не чурался других так же нужных и законных проявлений жизни, не замыкался в рамки искусства для искусства. Повсюду ищет ту красоту, изящество, филигранность, которой сам был образцом. Он был абсолютно естественным «аристократом духа», европейцем. В борьбе против жизненного помойки, против «мертвого покоя лужи», в протесте против загрязнения жизни человека мелким, ненужным грузом - весь смысл лет творчества Коц. Еще и чужое горе может играть на струнах его души.

«Тени забытых предков» (1911) - повесть, написанная под влиянием увлечения Гуцульщиной, величественный гимн красоте жизни. . . Судьба Ивана и Марички раскрываются в органической связи с неповторимой карпатской природой, окутанной самобытными легендами и верованиями.

 

 

9. Художественное осмысление периода руины в драматической поэме Леси Украинки "Боярыня" (летописи, Кулиш, Шевченко и т.д.).

10. "Поэзия одиночества" Леси Украинки.


11. Противостояние греческого и римского миров в драматической поэме Леси Украинки "Оргия".

Леся Украинка (1971-1913) была найпослідовнішою в отстаивании іманентних свойств поэзии, убеждена в том, что приспособить образное мышление к реальному, "фотографировать действительность" - то унижение таланта. Придерживаясь такой позиции, она спорила с и. Трушем и М. Гнаткевичем, такие мысли она высказывала, анализируя "Увядшие листья", поціновуючи сборник гораздо выше, чем всю остальную поэзию Ф. Особую остроту приобрела ее полемика с Ефремовым - убежденным сторонником народнических взглядов на искусство. Решительно настаивала на необходимости защищать флаг модернизму: "это будет последняя баталия, потому что я не думаю составить оружия и отречься от флага новоромантичного". Достаточно четко эта идея выведена в драматической поэме "В пуще", в которой через оппозицию Айрон-Годвинсон не только затронута традиционную для романтизма проблему противостояния художника и инертной масс, но и сделан шаг к преодолению такой популярности с точки зрения новой эстетической концепции (неоромантизма). "Настоящий новоромантик презирает не собственно толпа, а рабский дух, и поэтому стремится видеть "общество новых личностей"". Еще в стихотворении "Контра спэм сперо" 18-летняя Леся не только заявила свою четкую позицию, но и сфромулювала в поэтических образах основной принцип неоромантизма - преодоление оппозиции реального и возможного, действительности и идеала. Конструктивное преодоление, благодаря обострению воли к жизни, напряжению волевых императивов. Поэтому жажда героического чина возносит ее на второй сборник "Думы и мечты" (1899), третью "Отзывы" (1902), где "смелости меч обоюдоострый" не противостоит, а согласуется с тонкими интимными переживаниями, лишенными расплывчатости и расслабление. В наследии Леси все увиразнювалося притяжения к драматическому мировоззрения, к постижению действительности в ее неизбежных конфликтных ситуациях, нередко с трагическим решением. Поэтому вполне закономерно она эволюционировала от лирического самовыражения в драматических поэм, создавая свой вполне самобытный театр новейшего философского направления. Мощный духовный заряд поэзии Леси вдохновлял современников, а позднее - представителей расстрелянного возрождения.

"L.V.: Леся была благодаря Ефремову канонизирована как революционерка. "Поэзия одиночества", дух индивидуализма, идущий от Гете и Байрона. "Мои произведения относятся к вещам хвалимих, но не читомих". Входила в кружок переводчиков. Переводила только лет достопримечательности. Обвиненный в космополитизме. На словах не принимала Ницше, но на деле была носителем его взглядов. И. Светличный считал, что поэзия Леси очень политизирована. Концепция художника и поэзии. Перед нами не просто поэзия, а метафора поэтического творчества. Творчество - это труд, и работа ювелирная. Искусство для искусства, мотив сильного человека. Мировые мотивы. Письма и драматургия Леси является альтернативой для народности, за что Лесю обвинили в космополитизме. Сознательно уходит в античность, называет себя еллінкою. Это попытка вернуть современное в другие формы. Разрыв между идеалом и действительностью. Сознательно локализует время, героев. Для нее это борьба. Она, как никто, понимает опасность популизма. Ее драму надо рассматривать как драму модернизма, неоромантическую. Интерпретирует, трансформирует античный миф. Авторские мифы: "Адвокат Мартиан", "Оргия" - осмысление украинства через мировую литературу. "Лесная песня" - синтез античности и нац мифологии. Герои-символы: Прометей, Кассандра, Ниоба. Интерпретация и трансформация литературного мифа. Цветовая драматургия: "Танец роз", "Лесная песня", и некольорова: "Каменный хозяин", "Оргия". Проектирует состояние Украины и Москальщини на античные Грецию и Рим. "Оргия": застолье в семье Антея как вакханалия и оргия в господе римского мецената. Пир карнавалізується. Противопоставление греческой и римской оргии: Греция - культура, Рим - цивилизация. Сравнение домов Антея и Мецената. Проблема предательства. Искусство как космоутворююча сила. Искусство может указать пути к преодолению хаоса и дисгармонии. "Оргия" Леси переходит в тризну. Сугестивно Леся показала, что греческая культура погибла от рук римской цивилизации. Конец греческой культуры - естественный. Проблема укр нации станет для Леси ключевою. Для Леси необходима смерть героя. Антей заканчивает жизнь самоубийством - это типичный конец античной человека. Человеком является тот, кто смертен. Смерть для античности не была трагедией. Привилегия человека - умереть добровольно. Самоубийство - гарантия человеческой природы, доказательство ее достоинства. Мотив Дона Жуана использовали Тирсо де Молина, Пушкінґ, Мольер и т.д. От античности Леся перешла к проблемам христианской культуры, ее интересует раннее христианство. Идеи добра, человечности, свободы. Утверждение братства людей стало основой найбезперечніших гуманистических концепций. Осмысление проблем христианской культуры: Кассандра ("В катакомбах") и др. Проблемы раннего християнсьва: "Адвокат Мартиан", где Мартиал - раб идеи. Его дом опустошен, это символ царства мертвых. Идеи жертвенности. Все герои Леси - жертвенные. Наиболее полно эту идею воплощено в христианстве. Проблема дома в жизни человека. Для Мартиана настоящим домом является его вера. "Боярыню" написано в Египте. Единственная поэма, написанная на укр материале. Проблема формирования украинской нации. Противопоставление украинского и москальского миров. Герои олицетворяют маргинальность Украины. Украинский мир - свободный, москальский - несвободный. Осмысление собственной жизни в переводе на судьбу Украины. Мифологема руины. Образы солнца и луны как неизменный круговорот природы. Леся использует мировые образы и сюжеты. Вечные образы характеризуются тем, что в них отражены достижения человечества. Всегда способны к аккумуляции. "Дон Жуан": донна Анна - властная, Долорес - жертвенная. Амбивалентная природа камня. Мифологема пещеры. Танец как художественное універсалія. "Рождение трагедии из духа музыки": философия радостного танца-игры. Танец Перелісника - дионисийский танец, огневой и спиралевидный. К популярной темы танца обращались и Коб, и Коц. Мавка в "Лесной песне" - это духовная природа, Акулина - физическое.

С. Ефремов: Чрезвычайно тонкой организации, интеллигентная, слышала душа поэтессы одинаково отзывается как на гражданские мотивы, с большой силой оспіваючи боли родного края и надежды на победу в общественной борьбе, так и на интимные чувства души интеллигента-современника, что превращаются под ее рукой в кружево чистой лирики. Леся стоит в центре укр поэзии, с одной стороны, близка к старому поколению, для которого превалировали гром мотивы, с другой - создавая индивидуалистическую, на неоромантичній основе поэзию. Леся не одинакова в лирических и гражданских стихах. В гром - самые бодрые ноты, невпокорена и неподужана сила, не развеяны надежды (лучший образец - "Контра спэм сперо"), в лирике предпочтение берут "грустные думы". В первых своих стихах Леся бросала горькие упреки и вопросы землякам, зная, однако, что одними угрызениями совести не пробудить, путь для земляков не является ясным, но понимает, что необходимо говорить правду в глаза. "Да, мы рабы, нет худших в мире!"("Товарищу на память"). Видим настоящие муки слова, страдания от осознания всех несправедливостей москальского господства и невозможности спасения. Она знает, что ее поколение не сможет на живой, деятельный прогресс. Поэтому Леся то призывает к слову, как единственного оружия, то страдает, что нет сильных рук, огненных сердец. Леся была самая современная и лучше отбила признаки своего времени (высокие замеры и малые поступки - "мы паралитики с блестящими глазами"). Общественная и личная трагедия сформировала Лесину поэзию одиночества: ее герой - одинокий человек, его мысли и переживания в ней преобладают другие мотивы. Леся все ищет, кому бы отдать свое чувство, отдает, но ничего с этого не имеет, ее собственные переживания остаются неразделенными, она сама - одинокая. Понемногу гражданская лирика начала утихать, Леся все чаще уходит вглубь веков, в мир романтических событий и настроений. В последние годы жизни только в том мире она и творила. Оригинальный мир и взгляды отразились в тех произведениях на экзотические сюжеты, Леся сумела разгадать чужих и далеких людей и оживить их правдой глубоко почувствованной психологии. Но и здесь - те же проблемы истины и красоты, природы творчества, противопоставление индивида и масс, одиночество. Тревоги и страдания современного интеллигента слышать во всех ее произведениях, зато экзотические обстоятельства последних произведений позволили абстрагировать образы от совр действительности и выражать мысли в чистой, ничем не затемненной форме.

 

12. Трансформация библейских сюжетов в поэмах Франко ("Моисей", "Смерть Каина").


13. Сборник "Увядшие листья" Франко как образец интимной лирики.

Франко чрезвычайно волновала проблема обновления украинской поэзии. В первой сборке (1887) "С вершин и низин", в которой еще было немало традиционных мотивов и стихотворных деклараций, осуществил радикальное дисциплинирование поэтического вещания. Однако и в этой достаточно разноплановой и контрастной книге, и в последующих поэт постоянно чувствует внутреннее противоборство свободы творчества и общественного долга, который он трактовал как "не сантимент, не национальную гордость, а тяжкое иго". Художника, перегруженного социально обусловленной полифункциональностью его призваний и обязательств, перенимала мнение о дорогую цену такого пожертвования, постоянно сковывала возможности самораскрытия таланта. И. Франку принадлежит печальный образ - символ украинского поэта, запряженного в тачку жизненную, как наемник то наклонный", "с корнями рвал из сердца все иллюзии, все грешные чувства". Речь шла не только о личной драме Франко, вынужденного выступать Каменщиком, фигачить скалу, бороться и утолять свои интимные, сердечные переживания, но и о судьбе всего нац литературы. Все невідворотніше вставала проблема поиска другого пути. И первым на него вступил сам Ф. Несмотря на свои теоретические взгляды раціоналістського и соц направления, художник означал новые художественные ориентиры, которые открывали дорогу новой генерации. Первой ласточкой на основном однотонном небосклоне тогдашней украинской поэзии стала наполнена духом красоты и тонкого артистизма сборник "Увядшие листья" (1896), что засвидетельствовала появление нового эстетического сознания в нац писательстве. Животворная энергия этой жемчужины украинской литературы сказалась и на следующих сборниках Франко: "Мой Измарагд" (1898), "Из дней печали" (1900), "Semper tiro"(1906), но ни одна из них не имела такой внутренней целостности (композиционной, жанровой, стилевой).

"L.V.:Франко - олицетворение народничества и вместе с тем переход к модернизму. Закрепилась идея жертвенности, борьбы против любви. Украинский писатель и мученик - синонимы. Народничество стало идеологией. Путь был верный, но направление - ошибочный. Франко для укр лит олицетворяет ratio. Имеет основательное академическое образование: Львовский университет, историко-философский факультет. Знал кучу языков: английский, французский, испанский, литовский, польский, немецкий. Оставил 50 томов творческого наследия. Первый основал школу перевода. Но - НЕ КАМЕНЩИК!!! Центральной для Ф является фигура человека-универсума. Лозунг Ницше "Бог умер" начинает в 1882 году новую эпоху, что разрушает позитивистскую картину мира. Для Украины заспоєння этого тезиса предусматривало крах народничества, которое было как политической, так и культурной идеологией. Народничество с его идеалом народа, хождением в народ, стремлением писать доступно вытеснило с украинской лит возможные направления натурализма и психологизма. Переход к модернистской paradigma означал выход на личностный уровень бытия человека в мире, он высвобождает эмоциональную энергию субъекта и дает процесс рождения самоценности. Жизнь и творчество Ф охватывают эти два периода. Ф рассматривается с одной стороны как просветитель, идеолог народничества, а с другой - как художник, который впервые четко, в отличие от поэтов-модернистов, формулировал модерністичний закон. Его зрелое творчество вырисовывается в контексте философии жизни, особенно фил Ницше, с основным идеалом сверхчеловека ("Вечный революционер"), а также указание на эту фил есть в любимых Ф - дух, смех. Для Ф свойственно осмысление действительности в метафорической форме, за образами которого является широкая философская, культурная и художественная традиция. Сборник "ЗЛ" знаменует переход от народнической к модерністичної парадигмы, формирующейся в "Третьем пучка" в поэтической тезисе "Я сам себе закон". Критики отмечают, что в "ЗЛ" в украинской поэзии отсутствовал интимный дискурс, но он не мог состояться полностью, так Ф как поэт борьбы пытался говорить о своих субъективных интимные чувства объективной языке, поэтому в его стихах так много социальных элементов (лирический герои постоянно помнит, что он - сын мужика). Основным принципом построения сборника является принцип театральности (трехактная пьеса). По сути перед нами игра в чувства, театрализация поведения, которая в процессе сборки перестает восприниматься как таковая. Герой не разделяет игру и реальность. Функция игры, условности - стилизация, подчеркнуто в сообщении, что автор уподобляет историю жизни своего героя до лирической драмы, то есть моделью восприятия становится не реальность, а литературный жанр. Уподобление героя до юного Вертера обусловлено социокультурными реакциями, означает не повторение этой можели, а стремление поэта говорить о чувствах общепонятным образами. "Вівісекція" больной души современника дается серез расщепление души и тела, вечного и преходящего, верха и низа. В "Третьем пучка" осуществляется переход к буддизму, появляется образ нирваны, которая является желанной для героя. В сборнике сознательно вик некоторые понятия буддизма, создается эстетическая структура, подобная нового культурного синтеза. Исходная идея сборника - классические представления для гармонии общечеловеческого бытия, в котором індивідуальте страдания случайное и единичное. Этой идее подчинена и цикличность, заложенная в членении разделов ("Весенний" - "Летнее" - "Осенний" - "Зимний"). Содержание такого членения - сакральный, но стремление лирического героя выйти из природного коловорота свидетельствует о том, что он выходит на личностный уровень жизни. Все пучки сборки обозначены рождением и замиранием чувство творчества. Необходимый финал "смерти" можно рассматривать как аналогию смерти внешнего человека и рождение человека внутренней (фил Сковороды). Момент выбора героя - самоубийство - подан рационально (евр элемент), а не эмоционально. Этот сборник является своеобразным отражением разрушения позитивистской картины мира. Франко также интересует проблема поэта как пророка, которую он развивает в поэме "Моисей". Традиционная проблема "художник" и "народ", "пророк и массы", что, как правило, трактовалась с позиции народа, у Франка переосмыслена. Он ставит акцент на первой составляющей. Он отмечает творческой силе слова, с помощью которого можно формировать общественные настроения. Поэма "Смерть Каина" вроде есть продовденням Байронівської поэмы "Каин". Ф интересует проблема жизни и смерти, проблема познания. Грешник Каин становится воплощением человечества на путях. Финальная сцена поэмы - Каин умирает с улыбкой ребенка - является воплощением Франко мысли о бесконечности этого пути отдельного человека. Освобождение от страданий достигается героями Ф через страдания. То, что Ф идет в русле модерністичних течений, является доказательством того, что писатель в повести "Основы общества" в образе Антося Горского дает отчужденную личность, а в образе его матери - еще одну модификацию сверхчеловека Ницше.