Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ЭММА АНДИЕВСКАЯ
Поэзия Эммы Андиевской



 
Эмма Андиевская (1931) принадлежит к так называемой Нью-Йоркской группы (Б.Бойчук, Б.Рубчак, Ю.Тарнавський, П.Килина, Е.Андієвська, В.Вовк), хотя было такое время, когда она отрицала эту принадлежность. В ее творческом активе 12 сборников поэзии и 6 книг прозы. В настоящее время она более увлекается живописью, чем литературным творчеством.

Члены Нью-Йоркской группы поняли тщетность попыток свести литературу с социальной жизнью общества и отказались от этих попыток. Можно смело назвать их поэзию асоциальным, асуспільною. Поэзии Андиевской является ярким примером этого. Наверняка не последнюю роль сыграла в этом судьба украинских диаспорных художников. Живя в стране, которую воспринимаешь лишь как одно из многих возможных мест проживания, вполне естественно, что не проникаешься ее общественной жизнью. А твоя родина - это чужбина, потому что через ее социальный уклад там не нашлось места для тебя. Поэтому и выбрали эти диаспорные поэты путь созидания в своих произведениях собственной асоциального действительности.

В поэзии Андиевской, как уже отмечалось, трудно найти социальные мотивы. Она создает собственный мир, отталкиваясь лишь от своих внутренних переживаний. Как отмечает Тарас Возняк: " Зато правдивое поетизування происходит в более широких рамках - оно есть креуванням мира/языки, а соответственно и о-мовлюванням мира, прирощуванням этого мира через творческий акт поэта. И, понятное дело, не каждый поэт, в посполитому смысле слова, является таким поэтом - поэтом-креатором."(2.). Поэтесса пытается вырваться из уже существующего мира в мир, где нужно все создавать заново:

 


Что, когда мира существования - залет

Нам еще не известного вяжущего пустоты,

("Вигилии. Искушения святого Антония")

 

Мир еще не известен, его еще нужно познать , и поэт является посредником в этом познании. Читатель воспринимает этот новый мир через восприятие поэта. Мировосприятие Андиевской позволяет нам посмотреть на привычные вещи с неожиданной, необычной точки зрения. В этом и состоит задача поэта-креатора: открыть читателю другой мир, создать его для читателя. На мой взгляд, открытие и созидание в данном случае являются синонимичными.

Логика Андиевской-поэта часто не соответствует нашему понятию логики. Эта ее алогичность и является попыткой вырваться из будничной действительности в воображаемый мир, где она может создавать действительность по своим представлениям.

 

Возможно, вечность - вход в сліпучість каны,

В ячейки запаха и цвета лимона...

Возможно, вечность только с искры напиток,

Единственный излучину домики слизняка?..

Возможно, вечность - небытие хамелеон,

Из ядовитых смотрит на нас лиан.

("Вигилии. Искушения святого Антония.")

 

В традиционном понимании Вечность - это нечто абстрактное, не имеющее ни начала, ни конца, темнота, пустота. А тут вдруг - искры, улитка, хамелеон. В этих образах - сравнениях отражается субъективное, личностное мировоззрение. Именно к субъективного, индивидуального мироощущения позже обратятся украинские поэты 80-ых.

Эмма Андиевская живет и работает в Мюнхене, Германия. Однако ее поэзия имеет "глубинную "украинскость"[1], несмотря на то, что в ее произведениях трудно отыскать патриотические мотивы. Вся ее творчество глубинно русский, пропитана украинскими реалиями, украинскими мотивами, чрезвычайно близки украинцам. И все это очень естественно, органично.

 

Пол-селедки, бокал, коньяк...

 

Чисто украинский натюрморт с традиционной национальной закуской.

Но ее "украинскость" проявляется не только в сфере быта, но и в сакральной сфере. В частности в отношении к Богу как к чему-то существующему, но недостижимого и неуловимого:

 

Я пою о Тебе,

Оно же берется тыквенным цветом, окапиною, деревом.

Ты рядом - весь неоспіваний.

("Я пою о тебе. Песни без текста")

 


Литература:

 

1.Андієвська Эмма. Поэзии.

2.Возняк Тарас. "Небытие-хамелеон" в поэзии Эммы Андиевской.// Сучасність.1992 №5.

3. Миро-Вид . 1996 №11.

 

 

________________________________



[1] Богдан Рубчак. Каменные бабы или световид?//Миро-Вид.1996 №11.