Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

9 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИВАН ТУРГЕНЕВ

Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

«Отцы и дети» - одна из вечных книг русской литературы и не только потому, что новые поколения читателей по-разному воспринимают сложную позицию автора, но и потому, что книга показала вечный и неизбежный для истории момент смены поколений, столкновения идей, ростков нового и не всегда понятного.

«Отцы и дети» создавались в тревожную эпоху подготовки и проведения крестьянской реформы 1861 года.

Мир раскалывался. В воздухе пахло революцией. Каждый должен был решить, что он выбирает, с кем он. С классом дворян, который уже отходит, или с навальным и мощным движением революционеров, который только - только рождается, с новой реалистичной правдой жизни. И Тургенев выбрал: как истинный художник, он остался верен правде жизни.

На протяжении всего романа внимание читателей сосредоточено на отношениях дворян-помещиков Николая и Павла Кірсанових и сына бедного врача, приехавшего к ним на каникулы, будущего врача Евгения Базарова.

Бросается в глаза их резкое отличие во внешнем виде, одежде, прическе, манере поведения, их споры, касающиеся основных проблем бытия.

Ухоженный Павел Петрович, добрый и романтический Николай Петрович несовместимы с равнодушным к своей внешности, грубоватым и бесцеремонным демократом Базаровим. Антипатия, которая появилась, у них еще больше усиливается под влиянием пылких непримиримых споров.

В споре раскрывается их отношение к общественному строю, религии, к народу, говорится о путях переустройства мира, о роли искусства.

Павел Петрович вынужден признать, что в обществе не все в порядке. Но Базаров считает, что мелкое разоблачение ничего не дает, если прогнили его основы. «Исправьте общество» - только в этом он видит пользу.

Узнав от племянника, что они с Базаровим нигилисты, которые не уважают ничьих интересов, авторитетов и все отрицают, Павел Петрович с негодованием восклицает: «Нам дорога цивилизация. Нам дороги ее плоды...». В этих словах и есть главный предмет спора между «отцами» и «детьми». Но, в отличие от аристократов, сидят, «сложа руки», нигилисты не склонны заниматься пустыми разговорами. Поэтому так и взволновался Павел Петрович, когда поверил в их намерении «действовать, ломать».

Но Тургенев объективно показывает и слабую сторону нигилизма: человек, не имеющий положительной программы, очень уязвима в своей позиции не только в споре, но и в жизни. Необходимо точно сказать, что будет построено на развалинах старого мира.

В споре о русском народе правда, безусловно, на стороне Евгения Базарова. Павел Петрович любуется отсталостью, патриархальностью. Базаров же, трезво увидев, как «грубейшее суеверие душит страну», не мирится с этими недостатками. Его любовь к народу - любовь истинного шестидесятника, без сентиментальности и идеализации мужика. Базаров умеет общаться с мужиками и, если считает нужным, умеет их просвещать.

Он связывает свое направление с «народным духом», представляя себя выразителями интересов народа. Герои спорят о том, кому из них мужик «скорее признает соотечественника».

В спорах сталкиваются и эстетические позиции Базарова и Кірсанових. Взгляды Кірсанових неодинаковы: Павел Петрович равнодушен к искусству, Николай Петрович любит и знает литературу и музыку. Базаров думает, что читать Пушкина «никуда не годится», «пора бросить эту ерунду», что играть на виолончели мужчине «смешно», что порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.

Отношение к природе героев романа также разнообразна. Тут еще против Базарова выступает Аркадий. Это в ответ на его вопрос: «И природа - пустяки в том значении, в котором ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Однако в душе Базарова все-таки есть немало из того, что он отрицает: и способность любить, и умение чувствовать красоту.

Любовь к Анне Сергеевне раскрыло бездну собственной души: страдания отвергнутого сердца не объяснить. Душа его кипит от неиспользованных возможностей и неизведанных чувств, и это в полной мере раскрывается на пороге смерти.

В истории же Павла Петровича любовь, ради которого он бросил все, зачеркнул свою карьеру, все-таки вытеснила из жизни всю «силу» человека и привело к духовной гибели этого по-своему хорошего человека.

Таким образом, в романе «Отцы и дети» Тургенев показал идейную борьбу двух поколений, борьбу старого, что отживает свой век, и нового мира, который рождается, новых идей и убеждений.

Но ни в коем случае нельзя отбрасывать наследие предшественников. Прочная нить должна связывать одно поколение с другим, только нечего возможна преемственность лучших традиций, возможно следования вперед.