Статья
Поэт Арон Копштейн
В науке существует своя мода так же, как и в музыке, политике, киноискусстве, как она существует и в бытовых вкусах людей. Законы ее действия универсальные.
В литературоведческой науке есть темы престижные (ходовые) и не модные (не престижные). В ней есть проблемы, темы, на которые существует спрос, а есть такие, которые мало интересуют научные центры и журнально-издательские структуры.
Все зависит от приоритетов времени.
Было время А.головко, И.кочерги, Микитенко, а. малышко, а. корнейчука, м. стельмаха. Был период О.Гончара. На репрессированных, эмигрантов, а тем более на диссидентов внимания почти не обращали. Если же их и упоминали, то в негативном контексте.
То время сменился эпохой О.Олеся, Хвылевого, е. маланюке, О.Ольжича, в. Стуса. Изучают и популяризируют художников, критически, оппозиционно относились к советской власти. Те же писатели, что ее поддерживали или не выступали против нее, сейчас часто остаются "за кадром".
В украинском литературоведении традиционно исследуют тех, кого с социально-ситуативного стороны удобно, выгодно исследовать. Свобода в литературоведении нередко вытесняется логикой очередной конъюнктуры.
Реальная свобода для ученого является свободой незаангажированных приоритетов. Для объективного исследователя все имена, произведения, культурно-эстетические позиции имеют абсолютную рівновагомість. Важным является не столько материал исследования, сколько угол зрения, исходные принципы исследования. Не существует тем более выигрышных и менее выигрышных. Как не может быть тем "запрещенных", так не могут существовать и темы "разрешенные".
Литературоведение должно иметь статус постоянно открытой, незагерметизованої научной сферы. Каждое имя достойно внимания, тщательного анализа. Актуальным является то, что глубоко проанализировано, осмыслено. Для исследований (монографических, диссертационных) открытым есть все, что существует в искусстве. Литературный процесс - это палитра разнообразия. Литературоведение не только отражает, но и формирует литературный движение. Оно должно исследовать различие, а не сходство писателей.
Тенденции нивелирования в интерпретации писательского наследия, образа художников, их интеллектуальной и духовной позиции постоянно имели место в украинском литературоведении ХХ века. Это закономерно приводило к тому, что со сменой социально-государственных, идеологических векторов обязательно начиналась "переоценка ценностей" - просмотр (точнее, "чистка") литературного процесса, отдельных писателей, произведений.
Литературоведение превращается в сумму исследований без постоянных величин, без эстетической платформы, без долговременных оценок. Оно перестает быть наукой, а становится совокупностью временных взглядов, которые фатально зависят от ценностей новой (очередной) власти.
Украинский литературный процесс требует устоявшихся концепций без завышений и недооцінок, которые бы служили двум основным аналитическим меркам - беспристрастности и глубине взгляда. Под этим углом зрения особый интерес вызывают фигуры, что сейчас устранены не только с центральной арены литературного развития, но и вообще из литературоведческого обихода. К ним принадлежит и поэт Арон Копштейн.
Он родился в Очакове 18 марта 1915 года. Период войн и катаклизмов жестоко отразился на его детстве. Рано оставшись без родителей, А.Копштейн воспитывался в херсонском детском доме. С подростковых лет Арон, как раньше принято было говорить, начал трудовую деятельность. Он работал учеником в ремонтном цехе завода Петровского, сотрудничал в заводской многотиражке. Тогда же, в подростковые годы, в Херсоне начинает писать стихи.
В 1931 году, когда ему было шестнадцать, переезжает в столицу. В Харькове юный поэт активно включается в литературный процесс.
Поэтическая деятельность А.Копштейна прошла в наиболее тяжелый для украинской литературы период и продолжалась в пределах десяти лет - с начала 30-х до начала 1940-го года.
Еще не так давно (лет пятнадцать-двадцать спустя) этот период легендарно воспевался в советском обществе как период небывалых и неслыханных свершений, здания и достижений. Сейчас он так же легендарно уничтожается как эра государственного террора и преследований. Но кроме названных качеств это был и период обычной жизни, когда люди создавали, изменяли, ошибались, любили. И это также отражено в художественном движении того времени.
Арон Копштейн прожил неполных двадцать пять лет. При жизни он написал и выпустил шесть поэтических книг. По смерти увидело свет еще четыре сборника поэта - "Синее море" (1941), "Избранные произведения" (1941), и значительно позже - "Избранные стихи" (1955) и "Поэзии" (1966).
Названия его прижизненных книг точно передают специфику поэта отношение к жизни и к своему месту в нем.
Первый сборник "Хотим, хотим, можем" (1933) обозначена юношеской увлеченностью всеми проявлениями окружающей жизни. В ней нет места сомнениям, колебаниям, любым колебаниям. Она проникнута безоговорочным оптимизмом, романтической поэзией быта, производственных действий, духовных порывов. Эти качества сохраняются и в следующих книгах Копштейна - "Разговор" (1934), "Улица Щорса" (1936), "Источник" (1937), "Государство солнца" (1938). В первом сборнике заложены основные мотивы, которые прошли через все творчество поэта. Далее появлялись новые мотивы, образы, но ведущая тональность поэзии сохранялась неизменной.
Арон Копштейн - это поэт, который жил одной жизнью со своим лирическим героем и поэтому почти весь отразился в нем. Лирический герой если и не альтер эго поэта, то по крайней мере его единомышленник.
Главная отличительная качество лирического персонажа А.Копштейна - вера. Он любит жизнь, потому что оно для него красивое и хорошо, потому что он не замечает темных и горьких его аспектов. Он наслаждается каждым днем, каждым мгновением, как это делает художник, когда видит волшебный пейзаж, когда наблюдает и ощущает в своем сознании неповторимые краски природы. Лирический герой полностью и безоговорочно принимает окружающие общественные процессы, не пытаясь их анализировать, а тем более отрицать. Его позиция - это тождество тем светлым, оптимистичным краскам, сценам, которые он наблюдает. Лирический герой верит в то, что мир устроен именно так, как он его видит, воспринимает, чувствует, что мир не может быть другим, что повсюду царят добро и красота.
В поэзии "Как и всегда, цветение торжественно..." лирический герой А.Копштейна однозначно утверждает:
Значит, верить можно и нужно, За городом - широкие поля, Что земля обернулась на небо, А над небом - опять земля.
Он верит в правильность того мироустройства, общества, в котором живет. И эта правильность для него является непоколебимой, признаком гармонии, синонимом истины. Ему к сердцу те духовные институции, каноны, по которым живет он и еще много таких, как он. Для него является счастьем жить в понятном, ясном, четком мире:
Все розкреслене, вписанное в графы,
Понятно, как первый снег, -
с гордостью отмечает лирический герой в поэзии "Биография осени".
Лирический персонаж А.Копштейна верит, что человек - это вершина природы и творец своего собственного счастья, своей судьбы. У него нет сомнений в том, что человек является всесильной. Ее всесилие лирический герой связывает исключительно с сознанием. Всесильная сознание ведет к всесильной воли, что способна преодолеть все препятствия.
Стихи Арона Копштейна присуща изрядная волевая энергия. Настроения, порывы, мысли пронизаны большим енергетизмом, в котором звучат авторские желание, страсть, убежденность.
Лирический герой Копштейна не довольствуется малым - он хочет всего: быть счастливым в личной жизни, полезным друзьям, приятелям, востребованным на производстве, военной службе. Он стремится жить для того, чтобы отдавать себя другим, чтобы развиваться в унисон с обществом. Он может всего, чего хочет и стремится.
Жизнь для лирического поэзии Арона Копштейна - это разговор со своей эпохой. Он исповедуется ей в любви, преданности, несменяемости и незаменимости этических симпатий, убеждений. Его духовным идеалом является "улица Щорса", которой он пытается неизменно идти. Лирический герой верит в святость идей революции и гражданской войны. Он считает, что, хотя жертвы были большими, они были необходимыми. Для него без минувшую крови нет сегодняшнего и будущего счастья.
Лирический герой - сторонник переустройства мира. При этом он не задумывается над тем, есть ли в этом необходимость для всего мира. Он из когорты "вечных революционеров". Ему нравится революционный пафос, в котором сосредоточено бесконечное движение. Он разделяет революционные лозунги, потому что они эмоциональные и не дают жить в покое. Его душа дышит перманентной революцией, и в 30-е годы для лирического героя революционный процесс, начавшись еще в позапрошлом десятилетии, не прекращается. Для него источником этого процесса является октябрь 1917-го.
Сознание лирического героя постоянно озарена непреклонностью отношение к окружающему миру. Он убежден, что в окружающей реальности темные краски могут идти только от темных сил, которые еще встречаются в жизни, однако уже не способны изменить ход истории. Он не имеет сомнений, что живет в большой солнечной стране, как не имеет их и в том, что сонцедайність - основной и крупнейший достижение того общества, которое он и немало таких, как он, строят. Во второй половине 30-ых годов лирический герой А.Копштейна вокруг себя, вокруг таких, как он, видит победную государство солнца, и совсем не задумывается над тем, а есть ли это государство на самом деле, она - романтический фантом его наснажених представлений. Неслучайно в последней прижизненной сборке Копштейна уславлюється образ Сталина и его значение для "государства солнца". Лирический персонаж увлекается масштабностью действий, организованностью и упорядоченностью общества.
...Пахнут сосны в голубых іголках, Лошади в лагерях тепло сопят. И спортсмены в пестрых футболках Стадионами улиц идут.
("Как и всегда, цветение торжественно...")
Лирический герой - юная по возрасту личность. Отсюда ее непринужденный максимализм, простота выводов, органическая экспрессивность.
Лирический герой - это эмоциональный фотограф побуденності. Он каждую мелочь, каждый штрих своей эпохи стремится опоэтизировать, подать в романтическом свете собственных непосредственных впечатлений. Он как будто ходит с фотоаппаратом и фотографирует действительность.
Молодость - движущая сила его натуры. Она вдохновляет его на весенние чувства. Лирический герой А.Копштейна проживает каждую секунду как первую и единственную. Он живет сегодняшним мигом и мигом будущего. Он переполнен радостными эмоциями, чувствами, которые предоставляют персонажу некоторой экзальтированности. В сборнике "Источник", выпущенной памятного 1937-го года, находим характерные строки:
Весна!
Апрель!
Юность - весна!
Обильный цветет Украины!
Я познал твои приметы,
Что сыновья твои пронесли:
Убежденность и искренность.
Полный стремлений, полный веры, -
Буду вашим я поэтом,
Город, горы и долины!
("Весна" (с М.Талалаєвського))
Поэт и ученый Степан Крыжановский в разведке 1955 года писал: "Арон Копштейн был поэтом-лириком". Представляется, более точно было бы охарактеризовать А.Копштейна как поэта экспрессий, у которого встречаются и чисто лирические интонации. Очевидно, в приведенной фразе из предисловия к избранных стихотворений А.Копштейна скрыто мнение, что его основной талант выразил себя в классически лирических стихах. Это было бы абсолютно справедливо, поскольку художественно сильнейшие стихи Копштейна является преимущественно елегійними. К ним относятся "Письмо", "В середине месяца апреля...", "синие грозди Винограда...", "Осень" и другие, где жизнь поэта сердца переплетается с нюансуванням души природы.
Черты вечного искусства присущи тем произведениям Арона Копштейна, где поэт и его лирический герой находятся на расстоянии от эйфорического социума, где они живут трепетными движениями сердца, нежными воспоминаниями, ощущением единства любви и природы.
Любовь для лирического героя связана с минорными интонациями. Ностальгійність чувств к любимой, ее воображаемого образа, тех мест, с которыми переплетены воспоминания, отчетливо звучат в поэзии "Письмо". В ней отражены самые сильные качества Копштейнової музы - органическая задушевность, элегическая исповедальность, притягивающая мінорність, нежная смущение, поэтическая легкость строки.
Как живешь в разлуке, Клаво?
Я давно на Днепре не бывал.
От Каховки до Станислава
Вращается пароход.
Под кормой вода соленая -
Начинается уже Лиман.
Мы не ели давно паслена,
Уже и оскомины детства нет.
А вспомню Широкую Балку,
Серый вечер, тужавий снег...
Может и хорошее, может и не жалко,
Не виделись весной.
В стихотворениях "Письмо", "В середине месяца апреля...", "синие грозди Винограда..." лирический герой А.Копштейна живет не внешним, не соціумним жизнью, а внутренним, извечным, где переплелись волнение сердца, природа, воспоминания. В них выражено красоту интимных отношений - негромкую красоту, если не тихую, то притишену, мягкую и не шумную. Эти стихи входят в классической наследия украинской интимной лирики. Поэтому, перефразируя выражение-характеристику С.крыжанивского по Арона Копштейна как "поэта-лирика", уместно подчеркнуть: он был мастером интимной поэзии.
А.Копштейн - странствующий поэт и романтик путешествий. Он много путешествовал Украиной, другими республиками и краями тогдашнего государства. Он не мог писать, поэтически мыслить без путешествий. Они смущали его натуру, подсказывали ему поэтические темы, мотивы. Странствующий пафос отражено во многих стихах А.Копштейна. Это прослеживается даже в названиях - "Город Коростень", "Воспоминания о дожде в районе Садового кольца", "Стихотворение о Николаев и Херсон".
Поэт любил насыщать свои произведения географической конкретикой, которая была для него источником вдохновения и художественности. Творчество для него была неотъемлемой от местных и региональных названий селений, рек, городков. Он предельно конкретизировал места поэтического действия, "привязывал" к ним чувства лирического персонажа. При этом поэтическая реальность не становилась обезвоженішою, не приобретала рис сухой документалізованості, не перерастала в неяркую заземленість.
Арон Копштейн опоетизовував Украину, Грузию, Дальний Восток. Он четко, зримо вырисовывал поэтическую страну, в которой жил и которой путешествовал его лирический персонаж. В ней были свой интонационный климат, своя географическая романтика. Как для Александра Грина существовала Гренландия, так для Арона Копштейна - страна романтических надежд и таких же романтических действий. Поэтически красивая и гармоничная страна А.Копштейна так же соотносилась с окружающей реальностью, как сказания братьев Гримм, поэтические фантазии Гумилева, сказочные феерии Метерлинка.
А.Копштейн писал увлеченно, страстно. Он и не заметил, как его поэтически-сказочный мир стал эмоциональной альтернативой реальности 30-х годов. Свою Музу он видел поэтической тезисом окружающей действительности, художественным продолжением этой действительности, а она стала неожиданно и неосознанно для художника поэтической и светлой антитезой тридцатых годов.
Создан А.Копштейном мир является в определенной степени утопическим, фантастическим. Поэт всю свою стремительную жизнь искал идеальное место для жизни своего героя. И нашел его - в собственной романтической поэзии.
Арон Копштейн был поэтом легкого слова. "У него было огромное природное чувство ритма, мелодии, - писал о нем Крыжановский. - Стихи поэту давались легко - он думал стихами". Вот это "думание стихами" мгновенно чувствуется во всем, что и как А.Копштейн написал, - в лирических фотоснимках "с натуры", пейзажных эскизах, патетических призывах, романтических лозунгах, елегійній ритмике, непринужденной смене ритмостилю. Каждая поэтическая форма была для него органичной. Он легко переходил от традиционной элегической тональности до аритмической "лесенки" в стиле Маяковского.
Приснилось,
что до сих пор ты со мной,
Обжигаешь меня
тифозным зноєм.
Был вечер.
Смрад.
Ночь.
Умирала мать.
Зачем вспоминать?
Не вспомнить...
("Я на земле усеянной лечу...")
А.Копштейн неоднократно обращался к культурному прошлому. Жизнь художников и искусства становилось частью его художественного развития. Так, он изобразил портрет Пушкінових последних лет (стихотворение "Пушкин"), создал свой парафраз на один из мотивов знаменитого "Слова о походе Игоревом" (стихотворение "Плач Ярославны"). Он стремился установить свой художественный связь с этапными событиями искусства прошлого. Как добросовестный поэт, он видел в нем еталонність и пытался до нее возвыситься.
От рождения А.Копштейн был чрезвычайно одаренной творческой личностью. Он чувствовал, что ему не хватает основательной литературного образования, и поэтому осенью 1939 года уезжает в Москву учиться в Литературном институте. Лозунг "хотим, хотим, можем" было для поэта программой собственного развития. Он хотел, стремился, мог делать изменения на пути собственного творчества.
Сейчас, сквозь призму идей самоценности личности, художественной неповторимости, на рубеже ХХ - ХХІ веков непросто понять, почему Арон Копштейн и другие студенты-писатели элитарного и столичного Литературного института добровольно отправились на советско-финскую войну в составе лыжного батальона. Была ли в этом необходимость? Для А.Копштейна, видимо, была. Это было для него продолжением странствий и романтики - необходимых условий и качеств его поэтического творчества.
Неполных четверть века прожил Арон Копштейн. Однако спустя шестьдесят лет после его смерти мы вспоминаем поэта и пытаемся исследовать. А этот факт уже сам по себе многого стоит.
"Вечный творческий беспокойство никогда не покидал Копштейна", - вспоминал с. Крыжановский. Это удивительно меткая характеристика всей фигуры поэта. Он принадлежал к той художественной генерации, что могла быть вспыльчивой, некритичной, могла ошибаться, принимать экспрессивные и неожиданные решения, могла служить фантомам и фантомным лозунгам, но она не умела быть спокойной и жить в покое.
А творчество - это и есть беспокойство. Бесконечное беспокойство сердца и души.
|
|