Статья
Анна Костив-Гусь. Поэзия
Сегодня это уже воспринимается, как аксиома: настоящая поэзия - всегда глубоко религиозная. Кто этого не понимает, не чувствует, для того объяснения бледные и бесполезны. Много об этом написано Валерием Ильей, хорошо об этом сказал Михаил Шевченко в предисловии к сборнику стихов Анны Костив-Гусыни "Страстная дорога": "Убежден, что бездуховной поэзии не существует, да и существовать не может. Ведь поэзия и есть выражение духовного состояния (движения) человеческой души". Сразу, будто мимоходом, теряешь интерес к тексту неверующего писателя, потому что ловишь себя на мысли, что нет глубины, что идешь по мелкой, а это утомительное и неинтересно. Анна Костив-Гусь всегда тяготела к духовной лирики, и даже во времена тоталитарной системы вопреки господствующей идеологии пыталась сказать больше о душе человека, чем призрачные трудовые достижения, наполнены религиозной тематикой также почти все без исключения ее новые произведения, вошедшие в двух последних во времени сборников "Голгофа" и "Страстная дорога" (обе изданы в известном тернопольском издательстве "Джура").
Мыслящий человек всегда живет в предвкушении большого награды - вечности, и не может не думать о том великом переходе, что ждет ее, не задумываться над мучительными вопросами бытия, терзатися сомнениями и доискиваться истины, стремясь дорасти до понимания Абсолюта. И тот, кто ищет, знает - все начинается с любви, она одна выведет из околичностей, поможет и опорятує душу, и невольно срывается с уст тихое просьба: Отче наш, любовь нашу насущную дай нам сегодня:
Моя любовь! Возраст горы мне.
И не згоряй, не згасни, и не стлій,
Не промайни, как дождик весной,
Не пролети, как в жару ураган.
Поэтесса все хочет обнять и прижать к сердцу, согреть теплом души, онімбити и облагородить. Ты чувствуешь силу этой любви, ибо она бьется через край, мир в ее сяйливій ауре и плену, а трагичность жизни с особым напряжением усиливает ее. Чувствуешь, что любишь эту радугу, потому что кто-то любуется ею в последний раз, любишь реку - кто-то купается в ней последний раз, любишь траву - в последний раз кто-то погружается в ее благоухание... Любишь землю - как на отходе...
Качнется день и звякнет камень!
На крышке - несколько комков.
...С траурными хоругвями
Души зметнеться голубок.
Земля кружит в безвестности и мы строим дом над пропастью. Но разве у нас есть выбор? Земля - ковчег. И каждый переживает свой конец света. Поэтому мыслящий человек живет еще и в постоянном страхе Божьем, и это не от слабости души, а от силы ее, от признания всемогущества Бога и осознание собственной ущербности и необходимости совершенствования. Не сильные духом обходятся без Бога, а слепые духом.
Читаешь эти стихи и переживаешь настоящий духовный подъем, перед внутренним взором встают картины волнующие и неперебутні: родные пейзажи и далекий Иерусалим, споришевий проселок, которым еще юная мать бежала на колхозное поле и та тропинка, по которой ходил Господь. Прячешь то сокровище в душе и хочешь ступать по земле, словно по воде.
В Назарете тишина аж густая.
Провинция далекая и глубокая.
Невыносимый ветер сжигает уста,
Горячий пыль неслышно глушит шаги.
...Вечерняя тоска этих святых небес.
Каминные дворики. Комната, стены.
Здесь Божий Дух благословил Тебя,
Здесь Ангел возвестил Тебе о Сыне.
Книга должна обогащать наш язык, и если этого не происходит, то ее лучше отложить в сторону, но можно и дочитать, если она оттачивает нашу совесть. И это случается редко, потому что каким-то странным образом язык и совесть взаимосвязаны. В Г.Костів-Гуси это чувствуется особенно и эти изысканные образы, художественные тропы будто озаренные горным светом. А еще поэтесса нередко будто пробует слово на вкус и проверяет на цвет, поэтому рождаются такие счастливые поэтические находки как: "густая тишина", "невыносимый ветер", "человеческой судьбы золотая слеза", "палящий аравийский ветер", она способна почувствовать как "скорбит слово", "как снег цветет, как пахнет мята-рута, как "сердце даже в радости щемит". И не только почувствовать, но и описать.
Поэзия Г.Костів-Гуся - это поэзия переживания, что рождается, как правило, с каким-неперебутніх душевных состояний, что выливается из глубины сердца. Конечно, она не чужда осмыслению, но выше от остальных чувства. Сердце - центр мира и вселенной, все сводится к нему и все озарено его светом, оно единственный надежный и незрадливий проводник, только оно способно приблизиться к Богу, почувствовать твердь света Господня. И стоит ли полагаться на разум, на логику? Право. Ведь человек не может ответить хотя бы на такие вопросы как: откуда мы пришли? Куда направляемся? Куда отойдем? Почему на долю каждого выпадает столько страданий и испытаний? А сердце говорит нам: блаженны не видевшие и уверовавшие и откровение нисходит на сердце искреннее и ласковое.
Поэтесса размышляет над такими категориями бытия как правда и ложь, любовь и ненависть, добро и зло, грех и искупление.
Спокутуєм грехи свои и чужие.
Но почему это невинные дети
Стоят с нами по эту сторону границы
И мы их не в силах защитить?
Это Божья кара или человеческая рука
Нависла над тобой безнаказано?
Течет человеческой помнишь река -
Местами - света, а местами - черная...
И мир она видит сквозь призму слезы, и все у нее освященное слезой, и сегодня уже можно говорить о архетип слезы в ее творчестве. Это не означает, однако, что порождает ту слезу простая женская сентиментальность или тонкосльозість, далеко нет, просто она имеет устойчивое убеждение, что исповедоваться Богу искренне можно только со слезой и мир представляется ей как слеза с Божьего лица. Осознание трагической сущности жизни в книгах "Голгофа" и "Страстная дорога" сквозное. Страдания Богородицы, Спасителя, принял на себя муки мира - не только высокий символ, они сущность земной жизни. "Действительно, жить на свете - это судьба", - отмечал Тома Кемпійський. Г.Костів-Гусь много пишет о человеческих страданиях, ее прежде всего интересуют личности, для которых жизненная дорога стала сплошной Голгофой, и ярко выделяются здесь образы Маркияна Шашкевича, Тараса Шевченко, Богдана Лепкого, Василия Стуса, Климентины Попович-Боярской и других. Что жизнь каждого из них? Что после каждого из них останется? Слово, как слеза окаменела.
Каждого ждет ужасный триптих: жизнь - смерть - страшный суд. Но у каждого есть также время его жизни, - чтобы совершить страшный суд нестрашным, одрятувати душу для вечной жизни.
Поэтесса болезненно озабочена тем, что человек готовит земле судный день, а земля - человеку. В одном из программных произведений "Черная боль" есть такие строки:
Этот черный боль никогда не пройдет
В душе земли, в душе моего народа.
Он зацепил своим крылом меня,
Мой сад, и небо, и пречистую воду.
Этот черный боль страшнее от проклятий -
И, словно смерть, торопливый, неумолимый.
Праздники земелько, как тебе болят
Невидимые радиационные раны...
Полураспад боли. Где его закон?
Кто установил на душу его мерку?
Полураспад боли... Не ужасный сон,
Потому что нам всем от него в горле горько.
Конечно, в мире тесно переплетаются грусть и радость, счастье и горе, они не могут существовать друг без друга, как тело без души, свет без тьмы. Мир, что его рисует поэтесса, никогда не возникает односторонним, черно-белым, а во всей гамме цветов. И, как по мне, ей лучше всего удаются те стихи, в которых воспевается красота и величие этого мира. Пить глазами красоту - наполнять радостью колодец души.
В споришах ночуют ежи.
Им во дворе так вольготно жить.
Они едят у меня с руки,
Я даже умею с ними говорить.
По стежечках, что знают лишь они,
Бегут торопливо, зблискуючи глазом.
И эти старые, ветвистые ясени
Без них были бы совсем одиноки.
Поэтесса проникнута тем как спасти свою душу, отбелить ее, но она наверняка знает, что стоит беречь не только свою, но и души бабочек, деревьев, аистов. А еще она умеет описать красоту росистої луговой тропинки, вкус красного яблока и горьковатого дыма, свет родительского дома на пороге сентября, дождь - автограф неба, оставленный на земле и много других земных чудес. При этом не покидает радостное ощущение, что она рисует пером, как кистью.
В росах тропа луговая,
Языков серебряную цепочку...
...Осеннее золото берез
Срывает ветер нетерпеливо.
Стоит такой печальный лес,
Едва душа моя не плачет.
Ощущение единства с природой, осознание того, что твоя душа - частица мировой души, дарит поэтессе трепетное осознание счастья и дара слова, потребность исповедаться перед миром, запечатлеть в слове проминальну мгновение.
Природо! У нас одна душа.
Мне сестрой эта калина.
И я не виновата, я не виновата,
Выросшая из ее куста...
Михаил Шевченко оговорился в предисловии, что поэзия Г.Костів-Гуся будто и не женская, а мужская. Здесь трудно с ним согласиться. Конечно, есть у поэтессы строки, проявляют исключительную силу воли, редкую для нашего времени устойчивость и даже мужество, но не они доминируют здесь, не они определяют поэтическое лицо автора, потому что в основном это поэзия по-особенному трепетное и щемящее чувство, сияющая добротой и нежностью. Только женщина может так стремиться обнять, согреть теплом своего сердца и любви, только женщина может так страдать без гнева и протеста, не кляня и не сетуя. Вместе с тем, в той поэзии чувствуется что-то хрупкое, беззащитное и детское. Только женщина, не растерявшая в душе дитинного начала может позволить себе публиковать вот такие стихи:
Те дни еще из памяти не стерты,
Не поросли еще травой.
Как я имела хотела умереть,
Чтобы мама плакала за мной.
Я объедалась красной смородины,
Оскомина курила зубы.
Я представляла, сколько лент
Мне в гробу прикроют грудь.
И будет мама сожалеть,
И не простит себе никогда,
Почему же оставила в доме,
Как бежала на колхозное поле...
Кажется, что лирическая героиня этих поэтических сборников (а это сама поэтесса, в чем нет сомнения) постоянно слышит пошум ангельских крыльев над собой, живет в неразрывной связи с Богом.
Когда останавливаешься над художественно-выразительными средствами, которыми пользуется автор, так сказать, ее поэтическим арсеналом, а также формой стихов, то может показаться, что все у нее слишком просто и незатейливо, однако это будет ложное впечатление, потому что по невероятной ясностью и сознательной неускладненістю строф чувствуется тяжелая работа души и мозга, сознательная творческая установка, что самое простое - всегда самое глубокое. Поэтесса умеет услышать по ту сторону света звук, и увидеть по ту сторону звука - свет, умеет жить так, чтобы каждый день становился осью судьбы, и главное - перелить это в чеканну форму классических строф.
...И придет судный час, и судный день
Захватит так неожиданно и внезапно,
Что уже и не выговоришь последнее слово,
Оно с тобой в небытие отойдет.
А там, для кого вещать его?
Тьма и мрак, непроглядны чащи.
По ту сторону грешники - все пропащие,
Или их очистит праведный огонь?
...Стою с последним словом на устах.
Оно во мне трепещет, словно птица...
-Люблю, - только видихну, потому что губы уже чужие,
в судну мгновение, на той уже предела...
Конечно, суть не в форме, не в способе построения фразы, а в глубине мысли, философском постижении действительности, силе чувств и переживаний. И понятно и другое: небуденні переживании и неожиданные мысли всегда ищут адекватной формы. Нельзя банальную мысль запереть в необычной фразе и наоборот: глубокая мысль тесно связана с формой, способом построения фразы, даже пунктуацией, а уж и подавно - графическим размещением.
Поэтесса много размышляет над неотвратимостью судьбы, действием высших законов, а еще перед ее внутренним зрением постоянно находится света и страдающая фигура Спасителя. Перед нами словно на экране кино проплывает вся его жизнь - от рождения в убогой яскин до трагического восхождения на Голгофу. Для писателя это сверхсложная задача - осмыслить земной путь Богочеловека, и здесь потерпели творческую неудачу даже выдающиеся мастера пера. Не все, конечно, удается и Г.Костів-Гусыне, не со всеми ее выводами и утверждениями, творческими интерпретациями и переосмыслением библейских истин можно согласиться, но большинство стихов из цикла "Терновый венец будет лучше, чем царская корона..." поражают обнаженной искренностью чувств, смелостью мысли и сложностью художественного замысла. Автор не выражает аксиоматических утверждений, не провозглашает прописных истин, а побуждает к размышлений, глубокого прочтения канонических текстов. Как пример, хотелось бы привести стихотворение "На Голгофе". Приходит время и ты вдруг будто спотыкаешься об эту строку, десятки раз перечитывал у Иисуса: "Господи, почему ты покинул меня?!" Делаешь печальное открытие для себя: оказывается, Господь может покинуть человека, забыть о ней. Все мы имеем, пожалуй, пройти через это нелегкое ощущение покиненості, если через него прошел сам Иисус. "Боже мой, Боже мой, почему ты меня покинул?"
Отче Мой, Боже Мой
Зачем Меня Ты покинул?
Или Ты уже отрекся
Единственного Своего сына?
Далекие слова Моего вопля
Не долетают до Тебя.
Смерть ложится на глаза, -
Не вижу двери до неба...
Философские размышления у поэтессы всегда тесно переплетены с лирическими, даже больше - все у нее в дымке лирического постижения мира, восхищения и изумления, где каждая мысль будто пойманная звезда.
Существует много определений поэзии и каждый художник, увочевидь, по-своему понимает задачи поэзии и ответственность перед дарованным ему словом. Поэзия для Анны Костив-Гуся - это попытка сказать что-то новое людям и Богу. С людьми вроде все понятно, а с Богом, возможно ли это? Вряд. Но тем и поражает поэт, что ставит перед собой сверхзадачи.
Библейская притча о талантах, которые господин раздавал своим слугам, конечно, прозрачно накладывается на писателей. И хоть не все так однозначно и просто, но как от возраста одни закапывают свои таланты, а другие приумножают. Автор "Голгофы" поставил подножием искусству неустанный и упорный труд, и хоть случаются у нее творческие потери и неудачи, и голос ее крепнет от сборки до сборки и на наших глазах вырастает ее величественный храм любви по имени Поэзия.
|
|