Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Поэтика Веры Китайгородской




Природа настраивает звучное струну, которая зазвучит читателю словом - "скрипкой".

Подожди меня в этом лете,

Я еще не собрала все слова,

Еще мои слова на ясень - витти,

Еще мои строки - густая трава.

 

Или я найду то, чего ищу,

Или узнаю здесь, на быстрине ?

Пусть оно и под вечер засвітає,

Когда ты будешь светить мне (1,6).

 

Источником творчества для поэта является природа, которая дарит слова из "ясень - мир", с "густой травы", и еще чувство любви "говорит" на стихотворные строки. Тогда из - под пера выходят произведения, которые имеют успокаивающее действие или заставляют возвеличиться, стать человеком.

С большой нежностью и любовью В.Китайгородська пишет про свое родное село Нагоряны. В "Виноградной колыбели" цикл стихов, который так и называется "Долина". Здесь почти в двадцати произведениях автор воспевает свою малую родину, изображает радости и горе односельчан. "Трудно удержаться от соблазна, чтобы не сравнить лучшие произведения молодой поэтессы с полотенцами ее землячек - надднестрянский вышивальщиц"(10,122) - справедливо подчеркивает М.Казарук в рецензии. Примером сказанного выше является стихотворение "В моем селе".

Здесь бабушки - языков белые вишни,

А деды - молодые и чубатые,

В село на горбинку вышли

Тай остались там стоять (1,19).

А дальше поэтесса продолжает тему войны, которая забрала самых дорогих людей в расцвете сил:

Парнями - в братськім кругу,

Ясенями - в далеком лете,

И Героями - в родной школе,

И Звездами - в центре мира(1,20).

Поэзии В. Китайгородской часто напоминают народные песни. Примером может быть стих из рассматриваемого цикла "Песня для матери", написанный, как указывает сам автор, по народным мотивам. В произведении переплетается нежность и любовь к матери с грустью по былым годам, которые не возвращаются с дальнего юга.

Поэтесса рассказывает, как мать на весне вышла выглядеть, не возвращаются из ирия молодые лета:

Ой возвращались, не сели во дворе,

Только крилонька шумели вверху.

А дом не узнали, село,

Или боялись натужити крыло ? (1,16).

Мать просит: "Да садитесь, журавлята, в саду". Но "журавлята"- лета не слушают, высоко пролетают над садом, двором, над расстроенной женщиной.

Ой высоко седая стая проліта -

Не возвращаются из теплых краев лета(1,17).

Лирические героини стихотворения "Виноградная колыбель"(так названа сборник «не без конкретного образа: заботливыми движениями отца их [Китайгородських А.Н.-С.] подворье в Нагорянах на Кельменеччини действительно напоминает зеленый, виноградом соткано шатер, а талантливой душой мамочки расшитые вышиванки делают его горницей"(15,3.)) "кажется, я в детстве не была", - вспоминает свое детство, которое прошло между "виноградов, высоких казаков", что колихали ее "на ладонях". Но детство прошло, прошли годы, появилось малое "виноградоволточко", которое напоминает автору себя в детстве:

Моего детства виноградная весть

Протянулась через лета до меня -

Под домом стоит задумано

Мое виноградяточко зеленый (1,18).

Из стихотворения "Письмо от матери" звучит грустно:

Возвратись, Віронько, к себе,

Давно ты дома не была,

Тебе дождя напиться надо

И насмотреться села (1,18).

"Далее поэтесса разъясняет загадочную формулу "вернись к себе", - возвратись в "детскую простоту». Именно вернись, а не убегать, не заховайся от "будничных дел", "мелочей". "Детская простота" здесь - как стремление к духовному совершенству, непосредственного и чистого самовыражения.

М.Лазарук отмечает: "последние четыре строки, словно написанные другой рукой, выпадают из общей оркестровки". Потому что есть зачем возвращаться к себе, если дальше звучит такое, "не охолонь на белом свете, ты так горячо нашла (!) его. В жизни наивысшее надо уметь в сердце сохранить огонь" (9,8). "Это уже давно известные истины, что изжили себя в поэзии" (10,12). Прав Лаза рук, но "давно известная истина" в стихотворении В. Катайгородської имеет свое обрамление, которого не найдешь ни у кого. По нашему мнению, эти четыре последние строки совершенно для "рецензируемой сборки". Потому сохранить в сердце огонь любви к родине, уметь уважать его и чтить своих земляков, по-настоящему радоваться случайной встрече с ними - это истина, которую, к сожалению, помнят все, а часто и пренебрегают ею.

Глубокой интимностью проникнута "Идиллия" В. Китайгородской:

Моя ива колышет мир:

"Ой люли, мирке зеленый,"-

                               . . .

А я, а ты под небом этим -

счастливые, молодые крылатые.

Звонки капельки росы

вдвоем остановились на доме (1,22)

В родном доме эти всегда "счастливые, молодые, крылатые". Когда находились далеко от дома, то становится милой даже краплиночка росы.

В оригинальной и самобытной цикле "Долина" есть фрагменты озвученного киносценария "С голоса войны", где действующими лицами выступают Мама, Девушка, Зозулька, Вдова, Зима, Баба Ульяна, Ваня, Месяц, Звезда и др. Звучит тема войны, но голосом народной песни:

Лишь месяц в облаке

и голуби в паре,

а Ванечка выпекают

глазки карие.

 

А ромашка с любчиком

целуются горько

а Ванечка под челкой

вырезают звезду.

 

Лишь мантии снегом,

взвоет совой...

так она и именно

девушкой - вдовой (1,24-25)

Поэтесса нарушает ряд болезненных тем: прощание матери с сыном ("сын мой, Сын, боли мой, боли") "Черная похоронка", "Девушка-вдова", надежда на возвращение любимого и др. В VI фрагменте автор изображает женские "посидінки" на праздник Мелании. На Западной Украине существует обычай, что в інсценізованому действе, называемом "Меланкой", принимают участие только переодетые в разные образы мужчины. Но лирические героини фрагмента вынуждены сами выводить слова колядки, потому что мужчины погибли на фронте. От пережитых страданий у вдов "поседели черные пряди, как белина от росы."

"Баба Ульяна (говорят шептуха)" прилагает усилия, чтобы по-своему наказать ненавистного врага, "шепчет до каждого цветка":

                               . . .

А чтобы вы, убийцы, стали грибами,

а вы, пули, - похоронами! (1,27)

В этом же цикле в Канадцях украинского происхождения в музее Ю.Федьковича". Китайгородская использует образ журавлей как символ украинских эмигрантов. Как известно ввел его в украинскую литературу Б.Лепкий в стихотворении "Видишь, брат мой". Поэтесса обращается к эмигрантам, которые покинули именно Буковину.

Николай Лазарук в рецензии на сборник "Виноградная колыбель" указывает и на некоторые "традиционные для дебютантов пороки": "Канадцам..." не хватает глубокого проникновения в трагедии, постигшей людей, которые навсегда потеряли родину ("Если бы знала, что дома будет воля Буковина - будто в розы цвет, что будет столько хлеба и столько поля, и что гуцула слушали мир"). Неужели и вправду только это манит их на потерянной родине? Неужели в этом весь смысл трагедии? В данном случае поэтесса на поводке в необычной темы, не пережитой в себе по настоящему" (10,123). По нашему мнению, рецензент сконцентрировал свое внимание на слабом, второстепенном по эмоциональности месте в произведении. В целом же, стихотворение проникнуто грустью, образ журавлей, подчеркивает это: "Журавлики, журавли, как без родной земли?", "Журавлики журавли, седые перья на крыле..." (1,28). Автор акцентирует на монологе эмигрантов:

Не наша в том, хозяину, вина,

не грело нас в далеком краю лето.

потому что чужбина - как мачеха зима (1,28)

Очень важную роль в этой поэзии играет разделительный знак "!..", который означает, что мысль незавершена. Восклицательный Знак подчеркивает высказывание, а две точки прячут в себе продолжение перечня "снятия":

Если бы знала, что дома будет воля,

что Буковина - будто из розы цвет,

что будет столько хлеба и столько поля,

и что гуцула служили мир!... (1,28)

Следовательно, не только "это" привлекает эмигрантов на потерянной земле, смысл трагедии в том, что на чужбине жить трудно, ибо она - "как мачеха-зима". Трудно согласиться с Лазаруком, что тема "не пережитая по-настоящему", ведь для читателя понятно, что не только "хлеб и поле" вызывает сожаление за Буковиной.

С посреди тематического разнообразия находим произведения интимной лирики, в которых изображены разделено любовь, тоска лирического героя по своей половиной и др.

Все твое - и сверх всего еще будет,

Все приливы счастья и сожаления,

Все мои пожара и остуди.

Не делю, не правлю, - отдаю (2,49)

да, все в жизни женщина делит со своим "любимым мужчиной". Когда речь идет о любви, образование, профессия, как известно, значения не имеют (конечно, если имеется в виду настоящее чувство). Согласна с этим мнением и автор: "Я не поэтесса - я твоя".

В другом стихе В.Ктайгородська изображает лирическую героиню, которая в разлуке с милым:

Я затосковала по тебе,

как ружа, опадаю листьями...

                               . . .

Я затосковала до загиба,

как осень за дождем краплистим (1,46).

Женщина - как роза но когда она грустная, то напоминает поэтессе "розу, что опадают листьями", ибо "невладна над собой, сама такая непростая".

Современная поэтесса как женщина дает рецепт-совет "Как стать счастливой". Перед стихотворением подает: "Не сотвори себе кумира"(священное писание). А сотвори себе Его (Я)":

Женщина, не ищи себе работы,

Ни забав, ни славы, ни царей,

Лишь того, кто смотрит напротив,

И от жары в сердце загоров (2,50) -

ни веселые забавы, ни слава - "ласковая женщина", ни цари - высокопоставленные лица не принесут женщине столько счастья, сколько любимый человек сможет ей дать. Мало того, что кожаний, и еще кохаючий - "кто потерял разум чистый", "что в зиме ищет листьев и мороза просит огня", "не видит: ливень или туман", "не слышит: гром или тишина", "что таится вздох твой, колышет", то есть готов пойти на крайности ради тебя. Но чтобы продолжалось Это до конца жизни, женщина должна бутипокірною. Еще одно условие (очень важно), чтобы стать счастливой:

                               Не лови за слово, как за нить,

                               Не спрашивай, какая горькая вода,

                               не листай стяжания и нажитку,

                               Только целуй печати от сліда (2,51)

Очень уместно замечает поэтесса, ведь сколько женщин через свою придирчивость к словам, через любовь к «достоянию и нажитку» теряют покой, сон, становятся нервными, чем раздражают мужчин и с чего начинается семейная разруха. Поэтесса понимает, что иногда промолчать в повиновении моде далеко не каждая женщина, не каждая может «колінкувати, колоть себе колени, не подводить из повиновения головы», когда презирают собственное «я»:

Может сия работа не под силу

                               Ни тебе, никому ініде,

                               Но ты создай себя счастливую:

                               И молись, и нимб его упадет (2,51).

Поэтому женщина должна создать себя счастливой при любых условиях, ше «нимб» непонимание упал и наступила гармония.

К произведениям интимно-пейзажной лирики отнесем «Ясеня-ясеня», «Розвесніє-оселюсь в доме», «Месяц звезду здоганяв», «Растрепанная туча». Через применение усоблення віврші напоминают народное творчество - песню, сказку, которые повествуют о счастливой любви: «Ясень коснется светлого состояния [зарницы]», «[месяц] наклонился над самую холодную воду, чтобы зіроньока не плавала сама».

В. Китайгородская по-философски осмысливает жизнь в своих произведениях. Кукушка «прячет день в возраст», и ровесники, которые были «такие маленькие, как бабочки в мае», «как мачкове зеренце» вдруг поняли текучесть времени:

                               И прошло немало времени...

                               Мы услышали...,

                               Как обстебывается нить

                               Той дождливой пряжи,

                               Что ее извечная женщина

                               обрывает раз-у-раз (2,31)

«женщина» - это судьба сматывает раны в колобок. Пройдет время, и зима, « что держит серебряный перстень в редці» покрасит седым дымком виски уже зрелого человека. В поэзии «Этот человек; что-то в саду» лирический герой смирился с тем, что молодые лета остались позади и он с покорностью и уважением принял удар от природы целый сундук лет:

К мужу подошла зима,

И он поцеловал ее в руку (2,54)

Жизнерадостный лирический герой утверждает :

Человеко, а счастливы мы !

Целует нас в глаза лето,

и голубым, цветочным миром

кто-то едет белыми санями (1,11)

Словно продолжением до этого сказанного является «Стих без начала и конца», в котором лирический герой радуется жизнью, даже «хочется просто вдохнуть дыма из листьев». Хочется напиться произвола - весенней патоки сверху», делать то, что хочет твой хороший настрой.

Поражает своей правдивостью и актуальностью стихотворение о «Нардепов», в котором В.Китайгородська изобразила реально путь народного избранника от «раба земного и Божьего» до «странного іменіі: Нардеп». И если бы не зашкарубли своего времени «молодые медвежьи шкуры», то может бы «сыны своего народа» не бросали «своем роду в награду» только, к сожалению, «на соль и хлеб» и не всегда тех, кто помог взобраться вверх, только «мурашиним вертопом», над которым можно издеваться вволю:

                               Они - рабы земные и Божьи,

                               держат вас, вас колышут,

                               И вы на них лицом похожи,

                               Пока придет время прощания.

        

                               А он приходит. И за стены,

                               За терриконы каменные,

                               За молодые медвежьи шкуры

                               несет вас вверх от родни.

        

                               И вы - сыны своего народа,

                               И дар принимая Олимп,

                               Своем роду в награду

                               Бросаете на соль и хлеб.

 

                               И городо смотрите оттуда

                               На муравьиный наш вертеп,

                               Словно чужие собачьи дети,

                               С удивительным именем: нардеп (2,45)

Хотелось бы наверное всему народу, чтобы большинство «собачьих детей» перестали готрити свои гнилые зуб об старждання народа, его бесправие, а приступили к работе, подумали, почему и для чего носят звание народного депутата, и чтобы помнили, что терпение, как палка, имеет два конца: начало и конец, последний конец может стать кровавым, если не произойдет никаких изменений в лучшую сторону. Потому что народу уже напекло по самые венцы ожидания лучшего.

В стихотворении «К совітсті» поэтесса отчасти находит объяснение современного состояния общества:

                               Мы - мудрецы и слепцы,

                               Мы - красноречивые мэры,

                               Палачом в бумажки

                               Черной атмосферы.

 

                               Мокрой тьма плывет,

                               Идет словно вина.

                               Каин еще живет.

                               И имеет между нами сына.

Наступит время, когда исчезнет тьма, когда исчезнет слепота безразличия, и в свете правды увидим каина и сможем наказать их за содеянное преступление.

 

В. Китайгородская посвящает свои произведения братьям и сестрам по перу: Марии Матиос - «Мавка засыпает», Василию Герасимьюку - «Цветы уходят и гаснут», Владимиру Ивасюку - «Весна берет щовків на ризы», Ивану Миколайчуку - «Соловей-півничку», Василию Стусу - «зажгу тебе, мой ладо», Тарасу Мельничуку - «Реквием», М.Ткачу - «Заморозки, заморозки белые», Виктору Кушниру - «А в наших Нарогянах» и мастеру художественной украинской вышивки Ксении Колотило - «Светает сей ночной пейзаж», в котором, как будто устами эмигрантки, призывает: «не забывайте Украину», «Клюквинки-журавли».

Как видим, идейно-тематическая палитра творчества В.Китайгородської чрезвычайно разнообразна. Любой читатель имеет возможность найти именно те строки, которые придутся ему по душе, которые поддержат в трудные минуты, станут утешением и советом.

        

 

Выводы.

 

Ознакомление с поэтическими произведениями из сборников "Виноградная колыбель" (1986) и «солнце ночью" (1995) украинской поэтессы В.Китайгородської и просмотр рецензий и литературно-критических статей позволяет делать некоторые выводы.

Разнообразные по своему содержанию и идейной направленности стихотворения В.Китайгородської касаются важных проблем нашего времени. Она по-своему ищет ответы на нелегкие вопросы настоящего, человеческого бытия.

Природа врезанных аспектах, ответственность в жизни за свои произведения, источник творчества, буковинское село, философия бытия - круг проблем, которые волнуют писательницу.

Природа в разных аспектах, поэт и поэзия, родная Буковина, философия бытия, человеческие отношения, человек и чувства вот круг проблем, которые волнуют поэтессу.

Творческая палитра поэтессы, современницы довольно богатая. В. Китайгородская и упорно ищет такие формы, которые наиболее точно воссоздали бы ее творческий замысел. Все свои мысли, настроения, чувства поэтесса воплощает в самых различных обрядах и картинах, прибегая при этом к использованию различных средств художественной образности.

Язык нашей писательницы точная, интересная, богатая, разнообразная, потому что применяет различные пласты украинской лексики диалектизмы, элементы разговорного языка, устаревшие слова. Поэзия густо насыщена тропами (эпитеты, сравнение, персонификация, синекдоха, гипербола, літота, символы), которые точно и выразительно в полном взаимодействии работают на содержание. Эффективность их усиливается еще и структурными особенностями-ритмом, рифмой.

Довольно часто для создания виразнішої, а то и эмоциональной картины, автор прибегает к сочетанию разных средстве: сравнений, эпитетов, олицетворений, метафор, повторов, багатосполучникові. И, одновременно, она не злоупотребляет ими, не перенасыщает товры метафорними образами.

Поэзия богата на различные стихотворные размеры. С двоскладових стоп поэтесса чаще всего применяет хорей, с трискладових-дактиль.

В произведениях имеющийся широкий диапазон строфічної строения.. Удается писательница и до написания верлібра.

Основные положения работы можно использовать в школьной практике (на уроках литературного краеведения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Вера Николаевна Китайгородская родилась 5 декабря 1961 года в селе Нагорянах Кельменецкого района Черновицкой области. После окончания Кальменецької средней школы поступила в Черновицкий государственный университет на филологический факультет (1979). После окончания вуза - на журналистской работе: работала корреспондентом, редактором газеты "Строитель". Сегодня - главный редактор газеты "Буковинское вече". Член союза писателей Украины.

Стихи начала писать еще с десяти лет. Еще будучи ученицей, привлекалась к участию в работе республиканских семинаров начинающих поэтов. Уже тогда авторитетное жюри одобрительно відгукувалось о ее стихи. Поэтесса печаталась в журналах "Днепр", "Октябрь" (теперь "Колокол"), "Утро", альманахе "Паруса 81", сборниках "Звонкий источник", "Эхо", "буковинском журнале", газете "буковинское вече" и других изданиях.

В 1986 году В. Китайгородская издает сборник "Виноградная колыбель", которую хорошо воспринял читатель. Василий Фальварочний в предыдущем слове до дебютного сборника автора оценивает ее работу и отмечает, что молодая поэтесса умеет "очаровывать и очаровываться, письмо ее прозрачно-чистое, звонкое, дрожащее" (1,3). Приводит Фольварочный цитату из отзыва известного критика, Люди Федоровской: "в стихах Китайгородской живет и ощущение окружающей красоты, и духовная растворимость в ней - вплоть до общности судьбы человека и природы, и потребность в счастье, а следовательно, и воля к нему. Поэтому есть и общественно весомый смысл, ее поэзия воспринимается как светлый гимн душевному здоровью, естественно-здоровым основам бытия" (1,4).

В журнале "Октябрь" (1988, №5) Г. Лазарук вмещает рецензию на книгу и отмечает, что "сборка отличается от дебютантов последних лет. И не потому, что без размышлений отвергла самоцільне экспериментаторство, а за образец взяла себе народную песню. Она учится у нее не только простоты и доступности формы и глубины содержания. Этого нельзя не увидеть и не отметить" (11,121).

Указывает Лазарук и на некоторые, по его мнению, недостатки: "В стихах "Непочатый край", "Корень стучит в скалу", "Трава", "Канадцы украинского происхождения в музее Ю. Федьковича", "Эта ветка сейчас одцвіте"... проступает нарочитая однозначность. Здесь поэтесса вроде поет своим голосом, но под какой-то властный сопровождение ("Научи меня своего тепла, своего языка и любви, чтобы я тем цветом зацвела, как не в дереве - то в слове")" (11,122). Однако это мнение Лазарука, а читатель может поддержать или оспорить ее.

В 1995 году выходит второй сборник В. Китайгородской "Солнце ночью", о которой Тарас Шевчук сказал: "не версифікаторські игрушки и штукарство, а яркая, мощная метафоричность, багатозначуща символика пронизывает весь сборник, органично сочетаются. Это не скопированный, а созданный оригинальным воображением и самобытным талантом мир" (19,2).

В обоих сборниках арсенал выраженных средств разнообразен, неисчерпаем, неугомонный, разноцветная и языково-стилистическая стихия. В большинстве стихов прослеживается фольклорная струя, который следует из народно-поэтического мышления, глубокой осведомленности с древними традициями волшебного буковинского края .

Всем известно, что ни одна наука не сможет так точно повлиять на чувства человека, как искусство. Оно способно на все: сделать нас счастливыми, уподобить птиц или цветов, вселить веру в добро и прощение, разбить нас наголову, до самоотречения, пробудить совесть, натолкнуть на размышления, заставить смотреть на мир другими глазами, научить любить и ненавидеть, жалеть и быть беспощадными... такую силу имеет и поэзия Веры Китайгородской. Эмоциональная насыщенность его произведений, богатство образного мышления говорит о яркий самобытный талант поэтессы.

Цель нашей работы - рассмотреть поэтику В. Китайгородской в плане лексики художественных произведений, использование тропов, звукопису, синтаксического строения и особенностей стихосложения.

Работа состоит из введения, двух глав и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Раздел И

Художественные особенности поэзии В. Китайгородской.

        

Кроме своих идейных качеств, произведение должно производить и эстетическое впечатление. Именно поэтому одним из условий ценности произведения является его художественность. Богатство, красота, доступность и понятность языка - основное условие, что дает произведению право называться художественным. От того, какие слова найдет автор, зависит то, как воспримет его произведение читатель, как поймет, проникнется его мыслями и чувствами, взволнует его тот или иной образ, картина. А основная творческая задача художника - вызвать чувства, проникнуть в сердце читателя. Художественная речь является тем фактором, который пробуждает эмоции.

Вера Китайгородская использует такие поэтические средства, как тропы. Чтобы подчеркнуть определенное свойство или черту изобразительного объекта, широко используются эпитеты: " первая осень... затаєнна и пенная", "вторая осень... кпиниста, затруєна, соленая", "я... заоблачная, молодая, писана и лепленная лешим", "грусть перламутровый над Крутами", "мысль земная" (то есть свежая, новая, долгожданная, как весна), " осень терпкая, обжигающая, перелетная", "листья, настоянные на солнце".

Художники писатели смотрят среда, которая их окружает, но видит красоту, замечать различные особенности по своему. Для того, чтобы читатель увидел именно то, что видит автор, поэту приходится прибегать к сравнению, то есть "объяснение одного предмета или явления с помощью другого, подобного ему, в котором нужна автору черта выступает очень ярко" (12,327).

Сборник "Виноградная колыбель" начинается поэзией "Пердмова", в которой Китайгородская использует так называемое оспаривающее его сравнение:

Как не будут эти слова цветками,

Как не будут морем и крыльями,

Как не будут полем и женщинами -

Не прими их, земле, не прими (1,5)

Замечаем, что поэтесса выражает сравнение орудним падеже существительное. Этот прием встречаем и в других стихах: "сердце Станет полем диковинки" (1,12), "Вновь красівороном-птицей под дома октябрь прилетел"(1,18).

И рыжей русалкой,

И царевной лесной

Повертатиму к тебе,

Как кукушка до весны (1,51).

Видим, что поэтесса в этом стихотворении параллельно принимает форму орудного падежа и пользуется сравнительным союзом как. данное сочетание используется для подчеркивания чувств, экспрессивности выражения.

Анализ обоих сборников поэтессы показывает, что книга "Солнце ночью" и количественно и качественно богаче на сравнение; они более удачные лаконичнее более насыщенные:

Стою освещена, как день,

Как молодая перед венчанием.

.............................................

Иду захмарена, как ночь,

Тремка, как изморози нить (2,24).

Тема этого стихотворения - философская: взгляд поэта на время. Прослеживаем развитие лирического героя в произведении. В начале стиха - он смелый, не боится течения времени, радуется, что это понятие динамическое, "стою освещена, как день". Но в конце стихотворения, после некоторых раздумий, видим горькое осознание героев течения времени, который приводит к старости, гибели, исчезновения с земли памяти... И это понимание эволюции героя получаем через сравнение. К тому же пара слов "стою освещена" - "иду захмарена" являются контекстуальными антонимами.

В стихотворении "Я самая прекрасная, как Венера" встречаем сравнения:

Відмикаю душу, будто двери,

Для гостей - для бедных и святых (2,29)

Именно этим видом тропа лирический герой, за которым осознаем самого автора, утверждает какой должна быть душа поэта - широкой, открытой, приветливой, чтобы читателю хотелось зайти в те приоткрытую "дверь" - поэзии.

В стихотворении, из этой же сборки, "Ровесникам" Китайгородская использует развернутое сравнение:

Мы были такие маленькие,

Как бабочки в мае,

Мы были такие легенькие,

Как мачкове зеренце (2,31). -

сравнение применено, по нашему мнению, с целью передачи теплоты уставленні к прошлому. Это свидетельствует еще и пестлива форма слов маленькие, легенькие, мачкове, зеренце (обозначены суффиксы имеют уменьшительно-пестливу семантику).

Также фиксируем сравнения в форме именительного падежа существительного в стихотворении "Я проснусь в старости, как вуйна".

Я проснусь в старости, как вуйна,

Я проснусь человечная река (2,56)

Иногда сравнение является недостаточным для раскрытия или изображения определенного образа. Тогда писатели прибегают к такому тропу, как метафора, что позволяет раскрывать сущность одних явлений и предметов через другие по сходству или контрастностью.

В своих стихах поэтесса зачастую рассматривает тему природы. Поэтому самые удачные, красивые метафоры замечаем в этих произведениях. Вот как описывает автор пейзаж:

Кто придумал, что дикое сено !

Как ранняя наводнение потекла

хижинам и вишням по колени,

пахке, парное, как молоко (1,11)

Еще метафоры для обозначения природы: "созревает ласточками небо", "На Пути Млечному сивый конь / насобирал в гриву денницы" и др.

Первый дождь учил петь

серебряную скрипку во мне (1,33) -

так отзывается поэтесса, называя свой дар поэтически воспринимать мир "серебряной скрипкой", подчеркивая, что "первый дождь учил петь", то есть природа является источником и толчком к созданию стихов.

Сборник "Солнце в ночи", как уже отмечалось, богаче от "Виноградной колыбели" не только сравнениями, но и метафорами. В первой их больше и количественно, и качественно. В цикле "Злітніх офортов" встречаем такую метафору:

Гай в поле! Будем пасты лето,

Будем лето греть в гнезде (2,32)

В этих строках чувствуется призыв: люди! Любуйтесь природой, любите ее. Приносите и лелійте летнее тепло в своем "гнезде" - доме.

В этой же подборке автор описывает осень:

Раздевались с жару ясени

До листа, до побега, до ветки (2,34)...

или

И [осень] скраєчка поцелует окна,

Где должен остановиться на ночлег.

И терпкая, обжигающая, перелетная

Босой потеряет след в снег (2,38) -

метафора подобрана для описания переходного периода в природе между осенью и зимой.

"Хохлатка меня подтапливает под груши" - в воображении поэтессы ассоциируется течение времени. проходят годы, и однажды человек ставит себе вопрос: "А буду топтать ряст следующего года; есть ли доживет до следующей поры года, месяца, недели, дня. Выражение "под грудь" связан с некоторыми взглядами людей относительно местонахождения в организме человека души. Много книг, легенд утверждают, что она размещена в теле человека в груди, в сердце.

На эту же тему (времени) написано стихотворение "этот человек ищет что-то в саду". Показывая примирения наклонной человека со своим возрастом (ведь ничего невозможно изменить), поэтесса говорит:

К мужу пришла зима,

И он поцеловал ее в руку (2,54).

Очень интересным является стихотворение " Листья осыпаются с небес". Его мы отнесли к теме "Поэт и поэзия", уточнили, что в произведении идет речь о творческом наследии художника. В. Китайгородская использует такой ряд слов: "вино, окна веко, затем - рожь". Каждое слово имеет свое дополнительное, метафорическое значение. Мы считаем, что "вино" дар поэту от природы, "окна" - поэзии, через призму которых читатель отыскивает истину жизни, красоту природы и другие качества, описанные в произведениях; "вико" - символизирует биологическую смерть художника; "рожь" - то что остается после смерти писателя питает чувства, мысли читателя, что приносит пользу для души, настроения и т.д.

Из всех видов произведении В. Китайгородская чаще всего использует такие виды метафоры, как олицетворение и персонификация. Это делает поэзии, особенно рифмованные, похожими до народных песен, придает произведениям сказочности. Примером этого являются стихи "Яблоня", "Будут яблоки ночь-цыганку", "Подсолнухи", "Маленькая трагедия", "спой, же осене", "Лето", "перевозчика", "Сегодня десен - молодой диригенд оркестра", " Месяц звезду здоганяв Млечным Путем", "Цветы уходят и гаснут", "Тамаре", "Перешли дожди и не стояли", "Накануне" и др.

Он [снег] повисвітлював сады,

И підрумянив рябину,

И прижал себе следы (2,20)

Такую картину зимнего пейзажа рисует поэтесса, используя олицетворение.

В стихотворении "Лето" строки хоть и не рифмуются, но, напоминают нам народную песню или диалог с природой:

Вырос любисток выше меня

мальва пришпилила ему свадебный цветок,

и он вот-вот готов поклониться,

как молодой человек своей невесте.

 

Подсолнечник тоже выше меня,

обещает светить мне на окна и ночью,

чтобы больше о нем думать,

чтобы не забыть о нем и зимой (1,43)

Стихотворение "Напівбілі строки на огороде" можно назвать стихотворением - олицетворением. Данный вид тропа поэтесса использует для подчеркивания разнообразия живого мира "на огороде", для привлечения внимания читателя на многоцветье, которая доминирует летом в природе:

Петров кнут подгоняет шмелей на медуницу,

медуница собирает на солнце сладкую пену,

по звенели колокола в поцелуе,

вихлопнуло с покосов сено (1,29)

В стихотворении "Рождение" наблюдаем процесс появления на свет лирического произведения. Китайгородская с помощью олицетворение приблизила свой рассказ до сказки:

Мысли две

на шпачах сражаются

то веселая станет выше

и печальную ослепит блеском,

то грустная затмит первую,

надрываясь сама...

Долго так они соревновались.

И обессиленные и гордые

Не покинули поединка,

Пока проткнули лезвием одну и упали.

А на их руйновищі

Ворухнулось нечто живое (1,4)

Фиксируем олицетворение и персонификация в таких выражениях: "звякнула звезда в ворота", "Украина крылья подняла", тихий вечер в траве берет себе весну в жены", "зима загребает жар руками", "стоит весна раздута в кожухе", "весенняя блажь пускает на морозе цветы", "тернота лесная плетет венчики", "осень сентябрь из рощи не пустил", "во тьме плывет душа моя и смех мне ладит играть", "на вишняку листья собираются в стаю и через лето улетают", "время умел цветки писать среди рощи, кукурузе мыл росой косы, умел дождем смеяться в осень, менять на деревьях цвета", "купала ног мое село в мяте, ветры сливали росы на крышах", "колышет перепел родню" и другие, не менее интересные и оригинальные по содержанию и строению.

Для подчеркивания какой-признаки, предоставление изображаемому исключительной выразительности, с целью выявления эмоциональности, заостренности, захват поэтесса использует гіпербулу.

Например:

и цветы, как непрошеные наглецы

каінну площадь выпили до дна (1,7)

В стихотворении "Кто придумал, что дикое сено" поэтесса очень эмоционально описывает восхищение природой лирической героини:

И нет конца мне, ни края

в этой траве в этой воде (1,11)

В стихотворении "Антифрески" для подчеркивания разнообразия, бурности зеленые поэтесса говорит:

Забрызгала полнеба матиола -

И вторую половину достает (2,21)

в этом же стихотворении:

Уже сорвала берега люцерна

И миновала Тихий океан (2,21)

В сборнике "Солнце ночью" находим еще два стихотворения "Маме" и "К жизни", - в которых слово океан служит гіперболізуючим средством:

Там стоит моя хрупкая мама,

А за ней - цвета океан (2,18)

О, я была сама

Радости океаном (2,30)

В. Китайгородская использует также противоположный гиперболе вид тропу - літоту, как средство проявления нежности и любви. В связи с этим фиксируем такие слова: "лепесточков", "капельки", "душечка", "Ванечка", "любчик", "мачкове зеренце", "маленькие", "легкие", "виноградиняточко" "пташиняточко". Видим, что літота выражается на морфемному уровне языка, то есть с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов-еньк-, -есеньк-, -очк-, -к-, -чик-, -эну-. А в словах пташеняточко, винограденяточко, даже замечаем особые суффиксы-точк-, которые придают слову особой экспрессии.

В стихотворении "Они - рабы земные и Божьи" автор ведет речь о "Нардепе", а именно о его пути "раба земного и Божьего" к "Олимпу". Когда депутат в "дар примет Олимп", он начинает гордо и свысока смотреть на свой "род", то есть народ ("своємоу рода в награду бросает на соль и хлеб"). В. Китайгородская использует літоту "муравьиный вертет" с целью подчеркивания разницы, которая возникает между "Нардепом" и народом

Используя одно из средств выразительность поэтического вещания, основанный на количественном сопоставлении предметов и явлений, - синекдоху, автор в стихотворении "Колядка для моих земляков" говорит о всех жителей края как одно целое, неделимое, называет одним словом - "Буковина".

Розвидняється ночь, наклоняется мир,

Прижимает мою Буковину (2,7).

В стихотворении "Пиры" Китайгородская прибегает к замене множественного числа единственным с целью подчеркивания того, что песня легкоспівається, запоминается, внимание быстро переключается с восприятия одних образов песни к другим следующего произведения. Песен у украинского народа много, поэтому "марсіяни" имеют "перенимать":

Искреннюю песню перенять

у ленки на свадьбе (1,15).

К идентичного (предыдущем) приема удается поэтесса в стихотворении "Утешительная мысль":

Утешительная мысль, не прячься

За печальную наклонную иву,

Я тебя в саду веснянім

Посадила при дожде (2,35).

Конечно же, лирическая героиня "сажала" не одну мысль, а целый замысел какого-то произведения или темы.

В этом же стихотворении встречаем выражение "умывайся цветом, / Сим пелюстям белым". Слово пелюстям, по нашему мнению, образовано по аналогии к слову цветом именно в употреблении категории числа. И одно, и второе называют собирательное понятие.

Интересным также является слово бджолиння, которое означает собирательное понятие пчелы:

Эта ветка сейчас одцвіте,

А я не умею рисовать

Это бджолиння золотое,

Что получилось вишни целовать (1,34).

С точки зрения лексики слово бджолиння, как и пелюстя, можем назвать авторским неологизмом.

Находим в произведениях В. Китайгородской и символ - условное обозначение какого-либо явления или понятия другим на основе сходства с целью сжато и ярко передать определенную идею" (12,381). В стихотворении "Не стало чего-то" идет речь об осени. Именно она в произведении символизирует отлет "журавлей" - лет:

Чьи-то годы собирались в стаю,

И не хотели, и пришла пора (1,40).

"Свеча" в стихотворении "Се уже и пора" символизирует необратимый бег времени:

И прозрачную ледяную свечу

Нам уже никогда не держать (2,40).

Черный цвет в цикле "Фрагменты озвученного киносценария" "С голоса войны", как и в народном творчестве, означает печаль, горе, несчастье. Поэтесса называет взрыв "черным", потому что он приносит смерть, слезы.

Лишь скрипнула калитка,

Как черная ворона...

У белой тетки -

Черная похоронка (1,24).

В стихотворении "Канадцы украинского происхождения в музее Ю. Федьковича". Китайгородская использует символ, созданный Богданом Лепким (стихотворение "Слышишь, брат мой"), журавли. Он означает украинских эмигрантов:

Журавлики, журавли,

где вы летали малые,

и от родной земли,

седые перья на крыле (1,270.

Поэтесса прибегает и к своеобразных художественных средств, в частности к аллитерации по. "Самый длинный день. Наименьшая ночь мизерная". Частое использование в построении слов буквы н подчеркивает чередование дня и ночи; эти согласные звучат, словно стрелки часов, которые отображают секунды, минуты, часы.

Мне так по голосу тем банно,

дождь идет на него, не становится.

Может, то пересказала мама,

Что уже лето кончилась моя (1,22) -

видим, что частое употребление буквы е (асонанс) предоставляет віршеві печального звучания.

Частое повторение букв и и а в стихи эмоционально воздействует на читателя, подчеркивает боль при выполнении ужасной действия:

Лишь месяц в облаке

и голуби в паре,

а Ванечка выпекают

глазки карие (1,24).

Для того, чтобы выделить что-то важное в изображаемому предмету, писатели не только подбирают подходящие слова, но и определенным образом соединяют их в предложениях, используя различные средства поэтического синтаксиса.

Для предоставления высказывания нового оттенка автор использует средство перестановки слов в предложении. Это также способствует их увиразненню. Такая фигура поэтического синтаксиса называется іневерсією

Мысли две НА шпагах дерутся (1,14).

Смена мест подлежащего и сказуемого используется для подчеркивания, выделения нового слова, на которое падает логическое ударение: "умывался первый ветер", "похудела осень от разлук", "с них тает лед", "перешли дожди и не стояли", и др.

В противном случае нарушение порядка слов проявляется в том, что определение стоит после означаемого слова "стиральные порошки белая", "мед тройственный", "ангелятко белое, Боже", "рабы земные и божьи", "терриконы каменные", "радуги небе громкие", траву молодую" и прочее.

Очень часто, чтобы передать взволнованность речи, обратить сознание читателя на размышления, подчеркнуть сумм глубину мысли, поэтесса прибегает к пропусков в предложении словосочетаний, понятных из текста, а также к обрывам фразы. Наличие данной стилистической фигуры свидетельствует о глубокое внутреннее волнение героя. В частности в стихотворении, посвященном Владимиру Ивасюку:

Тулы в уста целуй эти струны,

Эту гордую линию небес (2,42).

В стихотворении, посвященном Ивану Миколайчуку, автор ставит многоточие под которыми мы понимаем все прелести жизни:

Найнатішиться судьбой,

Налюбуется цветом,

Накпається полем (2,47)...

Обрыв в стихотворении "Реквием", посвященном Тарасу Мельничуку, подчеркивает боль утраты поэта:

Его оденут в тернии, в венки,

Позліткою притрусять сбоку рану (2,58)...

В стихотворении "Солдатский письмо" читаем:

Не дописал, - готовлюсь вновь к бою,

а за спиной сожженные мосты (1,10)...

обрыв в данном случае означает, что "за плечами" солдата не только "сожженные мосты" а и взорваны и убитые враги, помощь раненым товарищам и т.д.

И нет конца мне, ни края

в этой траве, в этой воде... (1,11) -

пишет Вера Китайгородская в стихотворении "Кто придумал, что дикое сено", имея в виду не только траву "воду" но всю природу в целом, что навевает прекрасные мысли, становится источником творчества в разных сферах искусства.

Незавершенность описания событий в стихотворении "Фрагменты озвученного фильма"... указывает на горечь и большой сумм события:

Лишь скрипнула калитка,

как черная воронка...

У белой тетки -

черная похоронка (1,24).

В третьем стихотворении этого цикла насквозь выступает тема сумму, ибо погибает молодой парень "Иванко", уходит в небытие. В последней строфе незавершенность мысли побуждает читателя к представлению дальнейшей судьбы "девки-вдовы"; она, пожалуй, будет печальной:

Лишь мантии снегом,

взвоет совой...

Так она и станет

девушкой-вдовой (1,25)...

В сборнике "Виноградная колыбель" в последнем стихотворении фиксируем обрыв, ведь предложение можно продолжать и продолжать, потому что природа многогранна:

Где я имею здесь закончиться:

конец дороги, конец любви,

покінець густой ржи,

на окраєні дождя (1,50)...

довольно часто для выделения нужного слова или выражения, для подчеркивания его важности В. Китайгородская использует повторы одного и того же слова, морфемы или близких по значению слов:

Где я должен здесь остаться:

на полвздоха, полуслове,

в колокольчики перелита,

перешептана хвоща,

перенесена пчелой,

пересыпана грозой,

перестелен ветрами,

переведенная людьми. (1,51)

Употребление повторов часто делает произведения нашего автора похожими до народных песен. Например:

 

Сын мой, сын,

боли мой, боли (1,24)

 

Зозулько, зозулько,

что ты змене слышишь (1,24)7

        

Журавлики, журавли,

где летали, вы, малые (1,27)?

        

Заморозки, заморозки белые,

заморозки стелятся селом (1,18).

 

Повтор с целью подчеркивания признаков славы, которые являются обманчивыми, негативными использован в стихотворении "Слава - ся женщина ласковая":

Слава - ся женщина ласково:

Вот - ее грудь высокие,

Вот - ее крылья широкие,

Вот - ее слов диадемы,

Вот - ее длинные поцелуи,

Вот - ее пышные Эдемы...

Вот - ее мгновение и часинка,

Грудка глубокого глины.

        

Слава - невенчанная жена.

Ты - не набудешся с ней (2,59).

Очень часто в произведениях поэтессы слова, словосочетания или предложения повторяются в начале предложения или стихотворной строки или строфы - это анафора, которая используется для выделения определенных слов и предоставления стихотворению эмоциональной окраски и выразительности:

Оно ["белое полотно снега"] царевне - на свадебные ризы,

Оно прошачці на тонкие сумки,

Оно голубцы - на двор сизые,

Оно - туман забудку на грибы (1,11),

или

А мне тень - к сердцу.

А мне словом - идти в люди.

А мне по голосу - к морю.

А мне за правдой - к Правде, -

только она в засуху не мелеет (2,9).

Анафоричними повторами начинаются некоторые строфы лирического стихотворения. Это дает возможность подчеркнуть, выделить основную мысль. Например в "Стихи без начала и конца" именно с топомого повтора слова "хочется" в начале строфы плюс три точки, означают продолжение мысли, придает произведению бесконечности, что соответствует названию:

... Хочется просто вдохнуть дыма

Из листьев что было моим плащом.

Хочется зайти в беспокойная глину

Может мастером, может, лишь дождем.

. . .

Хочется утопить томные лекарство

В сладкую лоскітну реку.

И закрыть в траве веки

Среди мира - на муравейнике (2,42)...

Встречаем анафору и в стихах "Груша", "Кто-то поджег осеннюю сивизну", "Прощальная", "Не стало чего-то", "Маленькая трагедия", "перевозчика", "Спой же осене", "Предисловие" и др.

Спой же, осене, пора,

музыку записано для тебя,

созревает ласточками небо,

каждая - струны луча игра.

 

Спой же, осене, тебя

ждет давно сюита эта прощальная,

ласточка, как си минор, печалька

замыкает небо голубое (1,43).

Встречается также так называемая кольцевая анафора, когда какая-то фраза повторяется в начале и в конце строфы, как, например, в стихотворении "Собираю сумм":

Собираю сумм.

На вишняку

листья собираются в стаю

и через лето улетают.

Собираю сумм на вишняку.

 

Собираю лучи

Снопы

стоят как мудрые дідугани,

а голос, то веки не вянет.

Собираю лучи в снопы (1,6)

Более экспрессивным, эмоционально насыщеннее делает произведение такая стилистическая фигура, как градация. В произведениях В. Китайгородской находим антиклімакс - вид градации, - в котором слова и выражения располагаются в убывающем по интонации и содержания порядка. В стихотворении "Листья осыпаются с небес" перечень, о котором мы уже упоминали. "Вино, окна веко, затем - рожь" (2,60) имеет ниспадающее с каждым словом значение.

Тоже явление поэтического синтаксиса встречаем и в произведении "Я была сладкая, как медуница":

И дорога сужается моя.

Он становится с ней - тропа прядь,

Нитка шерсти, нить прядівна,

Луч, дыхание, волос ясна

С гривы от летучего коня (2,16)

"Багатосполучниковість" или полісиндетон (гр., рва - много, syndeton - связное) - одна из фигур поэтической речи которая заключается в повторении одинаковых союзов. Этим писатель достигает замедление рассказы, большего ее расчленение и вместе с тем усиливает ощущение связи между словами или группами слов, которые соединены союзами. Иногда багатосполучниковість - средство усиления лиричности и напевности или показа размышлений автора (12,41). Встречаем багатосполучниковість и в произведениях Китайгородской:

И распекает дальний горизонт,

И пригревает руки нам.

И всей прощальной процессии вольготно только цвіркунам (2,37),

или

И Евдокия меряет парчу,

И из-под льда достигает одеяния.

И прозрачную ледяную свечу

Нам уже никогда не держать (2,40).

Для подчеркивания важности слов выделение их, сосредоточение внимания читателя на явлениях природы, искаженных человеком также помогает полісиндетон:

Изгибалась и корчилась трава,

и трескало на костре семян,

и почернела седая голова,

и стала уже не скорбная осенняя (1,38).

Повторение связующего союза и предоставляет рассказы выразительности и эмоциональности.

Выразить свое отношение к сказанному автору помогают риторические фигуры, которые могут выражать самые разнообразные чувства - торжественную приподнятость, радость, гнев, возмущение, презрение, отчаяние, и т.д.

Восторг, прекрасное настроение поэтесса передает с помощью риторического утверждения:

Какие вздохи! Ночь какая!

Всем хочется шептать (2,14)

В стихотворении "Светает сей ночной пейзаж", посвященный Ксении Колотило, звучит призыв:

"Не забывайте Украину" (2,15)

С любовью поэтесса обращается к природе:

Природо красна, я тебя не скрашую,

Я лишь нарисую с тебя несколько черт (1,32),

или

Спой же, осене, тебя

ждет давно сюита эта прощальная,

ласточка, как си минор печальна,

замыкает небо голубое (1,43) -

в обращении звучит грусть прощания и с теплом, земным листьями перелетными птицами.

Применяет поэтесса и риторические вопросы:

В том мире, где лишь весной,

где только песни и соловьи,

или я умерла, воскресла,

или это уже в яблоки мои (1,.19)?

Лирический герой этого произведения размышляет о быстротечности времени, о, "літечка-лодки" поэтесса передает это с помощью вопросительного предложения :

А кто знает, кто скажет, они,

или плывут в небе літечка-лодки (1,16)?

В период войны на села почти не было мужчин все пошли воевать. Поэтому и не ходила по селу "Маланка", ведь участники ее - только мужчины и юноши. Вот как этот момент описывает эта поэтесса:

А за окном зима, белая нежная,

просится в дом с колядкой:

"Ой чин-чику, Васильчику,

посею же тебя в городчику..."

Или послышалось, или приснилось,

или же себе голосилося? (1,26)

В тоске по любимым женщина становится похожей на "розу" "что опадает листьями". И вот лирическая героиня спрашивает, видел ли кто такой глубокий сумм:

Видел ли кто, чтобы человек,

как ружа опадала листьями?! (1,46)

Спрашивая

Где та граница? Где те границы? (1,14),

лирическая героиня утверждает, что для счастливого человека мир безмерен.

В стихотворении "Я не судья" лирическая героиня хочет не замечать проблем мира, ибо от осознания их становится жутко. Но такого быть не может, потому зрячую и мыслящего человека не обойдут горькие размышления. Поняв это лирическая героиня спрашивает:

Я не судья?! Я свободна?! Я?

Я не закованная в доспехи (2,46)?

"Изменит до неузнаваемости время человека? - спрашивает себя лирическая героиня ("Я проснусь в старости") в такой форме:

Или меня познает эта дорога,

Ся калина признает или нет (2,56)?..

В стихотворении "Реквием" лирический герой спрашивает:

Куда летят си седые поезда,

Кого они несут в себе и откуда (2, 58)?

В этих размышлениях-вопросах сквозь призму сумму проступают философские осмысления жизни и смерти: одни движутся "поездами", озаботились, озабоченные, а других уже нет.

В сборниках В. Китайгородской встречаются стихи разные по своему звучанию. Поэтесса пытается подчинить форму стиха его содержанию, создает различные по форме строки, обозначающие ритм стиха.

Грустная стихотворная речь, в отличие отличие от прозаической, ритмически организована, что является одним из условий ее эмоциональности, выразительности. Соотнесенность с количеством ударных и безударных слогов, наличие рим, деление на стопы В стихах В. Китайгородской говорит о том, что ее поэзия творится в русле силабо-тонической системы стихосложения.

Ее поэзия богата на различные размеры. С двоскладових стоп поэтесса чаще всего применяет хорей, но постоянно, где это необходимо, использует пірихій - "замена ямба или хорея стопой из двух безударных слогов" (14, 549). Наиболее часто используемым является п'ятистопний или шестистопний хорей:

Стану я в мировом изобилии -

хоть бери и никогда не умирай,

потому что как раз весна в нашем доме,

ибо работы непочатый край (1,8).

 


 

Шестистопний хорей:

Ой веселик в небе громкие

И обронили на дворик песни.

Вышла мать выглядеть, как летят,

Может, из теплых краев возвращаются лета (1,16)?

 

В двух предыдущих примерах, как и в большинстве стихотворений фиксируем усеченные стопы.

Использует поэтесса и п'ятистопний ямб:

Холодный крест, безмолвный камень,

И тропа отошла в сторону...

Здесь, отгорожен веками,

Почил далекий человек (1, 13).



Пример п'ятистопного дактиля:

Цветы уходят и гаснут.

Цветы цвели - и нет!

Черные, задерганные пряди

Сушит на ветру зима (2,10)



Четырехстопный анапест используется в стихотворении "Мы в снегах":

Мы в снегах. И мы любим их,

Мы заметены снегом вожделения.

Может, плач, печаль, может, смех,

Что эта волна имела и последняя (2,52).


 

Встречается в поэзии В. Китайгородской дольник - "от рус. "судьба", "доля") - один из видов тонического стихосложения, переходный от силабо-тонического к тонического стиха. Дольники - стихи трехсоставную размера, отдельные стопы которых в середине строки сокращаются до двух, а то и до одного состава. Это явление называется "взысканием" (12, 114). В стихотворении "Хочу побыть лещиной в лесу" взыскание трискладової стопы - четырехстопный дактиль - компенсируется за счет паузы, которой требует синтаксическая конструкция осложненного предложения, ведь на месте двоеточия в устной речи следует соблюдать паузу:

Пусть там говорят: скифская осанка,

Баба потрескавшаяся и возрастная.

Я лишь минутку была и не спала.

Я к молитве искала слова (2, 19).

 


 

В этом стихе дольник имеет дактилічну основу.

Большое значение для мелодичности стиха имеет характер окончаний стихотворных строк. Созвучие ударных слогов в конце строк определяет характер рим. В зависимости от того, на какой слог в конце строки падает ударение, рифмы делятся на женские, или парокситонні, мужские, или окситонні, дактилічні, гіпердактимічні. В стихах В. Китайгородской чаще используется мужская и женская рифмы. Например:


Он засветил мне слова

 

А


Медвяным воском и росой.

 

Б


Томилась в луге ковыль

 

А


За косарем или по косой (1, 36)

 

Б

 

 

Видим, что рифмуются слова росой - косой, слова - ковыль.

В произведениях поэтессы можно встретить различные виды рифмовки: перекрестная, кольцевая, совместимое. Наиболее распространенным является перекрестной рифмовки:


Как не будут эти слова петь

 

Б


Все, что учили в лета и зимы,

 

А


Как не могут бедствия наказать -

 

Б


Не прими их, земле, не прими (1, 5)

 

А

 

Кольцевое рифмовки находим в стихотворении "Тяготеет ворота, языков тенетний сад":


Тяготеет ворота, языков тенетний сад,

 

А


А мысль перешла тенетні пределы,

 

Б


Остановилась на каміннім побережье,

 

Б


А зову - не возвращается назад (1, 8)

 

А

Стихотворные строки чаще всего бывают объединены в строфы. В произведениях В. Китайгородская чаще всего применяет четверостишие или катрен с перекрестной римуванням:


Будет поздний град и поздний гром,

 

А


И тепло, одолженное не в пору,

 

Б


Я себе зів'ю гадючний дом,

 

А


И волосами уповию гору (2, 8)

 

Б

 

это не белый стих. Произведение хорошо воспринимается через олицетворение - растений набирают человеческих черт.

Петров кнут подгоняет шмелей на медуницу,

Медуница собирает на солнце сладкую пену,

Нахлюпнуло с покосов сено,

Подсолнечник розчублений, невыспавшийся,

Мальва - младшая невестка в огороде -

Несет воду от звезд еневистиглу,

Мисить - тесто уточки на подходе (1,29)

В произведении "Сегодня десен-молодой дирижер оркестра" находим свободный стих. Его реалистичная единство основывается на относительной синтаксической единства, превосходства и на их сходства интонаций.

Сегодня ясень - молодой дирижер оркестра.

Притих оркестр в молчаливой готовности:

в первом ряду - тонкие березы,

хрупкие тополя и акации,

а дальше - клены и басы-дубы.

Уже медь на солнце нетерпеливо щурится,

И надрывает тишину первая нота,

И сыплется за ней столько звуков,

И те звуки сливаются в реки,

И медная наводнение высшее, высшее, высшее -

Уже достигает сердца (1, 45) ...

 

Итак, разнообразная по формам творчество В.Китайгодської свидетельствует о высокую художественную культуру поэтессы, о ее уважительное и бережное отношение к слову.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Раздел II

Изучение поэзии В. В школе китайгородской

 

Предлагаем разработку по украинской литературе (литературное краеведение) для 7 класса.

Тема: Оригинальный талант Веры Китайгородской - лирика ("Предисловие", "Песня для матери", "Солдатский письмо").

Цель: ознакомление учащихся с жизненным и творческим путем писателя, рассмотрение данных произведений, определение идейно-тематического содержания, художественных особенностей , воспитание чувств любви к родному краю, к матери. В результате проработки темы учащиеся должны осознать роль, место и значение В. Китайгородской в современном литературном процессе.

Оборудование: фотоматериалы, выставка произведений поэтессы, карта Буковины, ксерокопии стихов (для каждого ученика).

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

И. Проверка домашнего задания .

II. Объявление темы и цели урока (запись на доске).

Всем известно, что ни одна наука не сможет так точно повлиять на чувства человека, как искусство. Оно способно на все: сделать нас счастливыми, уподобить птиц или цветов, до самоотречения , пробудить совесть, натолкнуть на размышления, научить любить и ненавидеть, жалеть и быть несчастными... Такую силу имеет и поэзия В. Китайгородской. Эмоциональная насыщенность его произведений, богатство образного мышления говорят о яркий самобытный талант поэтессы.

III. Спрашиваем учеников материал о поэтессе - современницу, который она собрала самостоятельно (такое задание было дано заранее). Учитель дополняет сообщения учеников или предложит свой рассказ. Важнейшие даты и события занотовуться в тетрадь в виде хронологической таблицы.

Главным направлением в освещении жизненного и творческого пути писательницы должно быть не столько обострение внимания отдельных фактах биографии, сколько определение места В. Китайгородской в современном литературном процессе.

Рассказ о жизни и творчестве.

Вера Матвеевна Китайгородская родилась 5 декабря 1967 года в селе Нагорянах Кельменецкого района (показать на карте Буковины место нахождения его населенного пункта). Закончила Кельменецьку среднюю школу, далее - филологический факультет Черновицкого государственного университета. После окончания вуза - на журналистской работе работала ореспондентом, редактором газеты "Строитель". Сегодня - главный редактор газеты "буковинское вече". Член союза писателей Украины.

Стихи начала писать еще с десяти лет. Еще будучи ученицей, привлекалась к участию в делать республиканских семинаров начинающих постов. Уже тогда авторитет жюри одобрено відгуквалось о ее стихи. Поэтесса печаталась в журналах "Днепр", "Октябрь" (теперь "Колокол"), "Звонкий источник", "Эхо " и других изданиях.

В 1986 году В. Китайгородская издает сборник "Виноградная колыбель", которую хорошо воспринял читатель. Василий Фальварочний в предыдущем слове до дебютного сборника автора оценивает ее творчество и знания. Молодая поэтесса умеет "очаровывать и очаровываться, письмо ее прозрачно - чистое, звонкое, дрожащее" (1,3). А критик Люда Федорочка так отзывается о произведениях: в стихах Китайгородской живые и ощущение окружающей красоты, и доховна розчиненість в ней - вплоть до общности судьбы человека и природы, и потребность в счастье, а следовательно, и воля к нему. Поэтому есть и общественно весомый смысл, ее поэзия воспринимается как светлый гимн душевному здоровью, естественно-здоровым основам бытия (1,4).

В журнале "Октябрь" (1988, №5) М.Лазарук вмещает рецензию на книгу и отмечает, что "сборка отличается от дебютантов последних лет. И не потому, что без размышлений отвергла самоцільне экспериментаторство, а за образец взяла народную песню. Она училась в не не только простоты и доступности содержания. Этого нельзя не увидеть не отметить"(11.121). это очень правильное замечание, и на сегодняшнем уроке мы попробуем все эти признаки увидеть, рассмотрев отдельные стихи.

В 1995 году выходит второй сборник В. Китайгородской "Солнце ночью", о которой Тарас Шевчук сказал: "не версифікаторські игрушки и штукарство, а розмаїтя мощная метафоричность, много значимая символика предлагают всю збірк, органично сочетаются. Это не скопированный, а созданный на оригинальной условием и самобытным талантом мир"(19,2).

IV. Один из учеников читает наизусть стихотворение "Предисловие" (такое задание было дано заранее).

Предисловие

Как не будут эти слова цветками,

Как не будут морем и крыльями,

Как небудуть полем и женщинами -

Не прими их, земле, не прими.

 

Как не будут эти слова петь

Все, что учили в лета и зимы,

Как не смогут бедствия наказать -

Не прими их, боже, не прими.

 

Как не станут эти слова в надежду

И в дорогу, что тебя спасет, -

Пусть за сліпну я и занімію!

Все (1,5)

 

Учитель. Какова тема стихотворения?

Ученик. Тема стихотворения - поэт и поэзия.

Учитель. Почему именно "Предисловие" размещено в начале сборника "Виноградная колыбель"?

Ученик. Сборник "Виноградная колыбель" - первая книга, которую издала В. Китайгородская "Предисловие" звучит как предостережение, словно заклинание до всего творчества (лирический герой желает себе: "пусть за сліпну я и занімію"). Если стихи сборника не воспримутся читателем то лирическая героиня "занемеет" - потому что она не сумела разглядеть мира с высоты поэтического взлета.

Учитель. Какие средства художественной речи имеющиеся в стихотворении?

Ученики. В стихотворении чаще всего применяется сравнение в форме орудного падежа - "цветками", "крыльями" и другие, персонификация - "Как не будут эти слова петь Все, что учили в лета и зимы, как не смогут бедствия наказать", риторические обращения: "Не прими их земля не прими,не прими их мир, не прими", эпифора повтор.

Учитель. Что же мы понимаем под "цветами", "морем", "крыльями", "полем и женщинами?"

Ученики. (Один из вариантов ответов) Стихи должны быть "цветками" и их красота должна вызывать эстетическое наслаждение; "море" - слова должны нести читателя в бескрайние просторы природы, углублять и побудить к размышлениям об окружающем мире, "крыльями" - своей фантастичностью поэзии должны возбуждать стремление человеческой души к взлету; "полем" - произведения должны подпитывать человека в минуты морального засухи - когда на душе тоскливо, горько, больно; женщинам" - стихи должны стать для читачи жизнью, вторым дыханием (ведь женщины дают жизнь).

Стоит сосредоточить внимание учащихся на второй строфе (2 строки):

Как не будут эти слова петь

Все. Что учили в лета и зимы (1,5)

 

И заметить, что тема природы является основной в лирике В. Китайгродської. Лирический герой. За которым угадывается сама поэтесса, говорит нам, что природа - это тот учитель, что природа - это тот учитель, что побуждает писательницу к письму. Справедливо замечает Тарас Шевчук о нашу поэтессу: "Деревья, травы, щедротний весенний цвет, разнообразие цветов и прыткий птичий взлет, безудержная бистрість горных водопадов... Вроде как все обычное и природоведческое, внешне четко обозначенное для каждого из нас. И здесь как раз и нужна сила таланта - мощная, неспинна, которая способна оживить окружающий мир, пользуясь изнутри яркими, необычными и выразительными метаморфозами и алегоріхми" (19,2).

Учитель. Проанализировав стихотворение, сформулируйте идею произведения.

Ученик. В стихотворении "Предмова" поэтесса настаивает на том, что произведения писателя должны быть не голословными, а вызвать эмоции. Побудить к размышлению, сосредоточивать внимание на умном, сильном, красивом. Если же это не удается, то лучше оставить никому не интересно и не нужно, ведь слова должны стать "в дорогу", "в надежду на спасение.

IV. Ученики читают (каждый о себе) стихотворение "Песня для матери":

 

Песня для матери

Ой веселик в небе громкие

ізронили на дворик песни.

Вышла мать на выглядеть, как летят,

Может. С верой возвращаются лета?

 

А кто знает, а кто скажет, они,

Или плывут в небе літечка - лодки? -

Седые крылья, белые весла и песни -

А слезы, а грозы весной?

 

Ой возвращались, не сели во дворе,

Только Кирилонька шумели вверху.

А дом не узнали, село,

Или боялись натужити крыло?

 

И садитесь, журавля и, в салу,

Я посеяла траву молодую ...

Ой высоко седая стая пролетала -

Не возвращаются из теплых краев (1,17).

 

Учитель. О чем рассказывается в стихотворении?

Ученик. Поэтесса рассказывает, как мать вышла выглядеть, не возвращаются молодые лета:

Ой возвращались, не сели во дворе,

Только Кирилонька шумели вверху.

А дом не узнали, село,

Или боялись натужити крыло?

Мать просила "И садитесь журавля и в саду". И они матери не послушали, высоко пролетели над садом, двором, над расстроенной женщиной.

Учитель. Какова тема стихотворения?

Ученик. Стих написан о самом дорогом для каждого человеке - о матери.

Учитель. По вашему мнению, какова идея произведения?

Ученик. Идея произведения - быстротечность времени, его непрерывный, необратимый бег.

Учитель. Какие чувства передает читателю поэтесса?

Ученик. Поэтесса объединяет чувство нежности и любви к матери, печаль ее за "літечками - лодками", что не возвращаются из ирия - молодости.

Учитель.

Ой возвращались, не сели во дворе,

Только Кирилонька шумели вверху.

А дом не узнали, село,

Или боялись натужити крыло?

Как выдумаете, почему "журавлики не сели во дворе матери?

Ученик. "Журавлики" в стихотворении - это лета, годы человека. Плывут они непрерывно. И как бы человек не пытался остановить время, это ей не под силу сделать. Поэтому-то лета не сели во дворе матери.

Учитель. Что напоминает вам стихотворение по форме и звучанию? Почему?

Ученик. Стих напоминает нам народную песню, к тому же сама поэтесса отмечает: "По народным мотивам".

Учитель. Похожие песни известные вам (по тематике)?

Ученик. Нам известна песня Л. Глеба "Журба", которая стала народной песней "Стоїть гора високая", "Из-за горы высокой".

Учитель. Какие языковые средства свидетельствуют о народности?

Ученик. Народность, сходство к народной песне подтверждается именинники с ласкательно-здрібнілим значением: веселик, дворик, городка, Кирилонька, журавля и, траву. Имеющиеся и возгласы ой, которыми часто начинаются народные песни.

Учитель. Какова роль повторов во второй строфе?

Ученик. Повтор местоимения кто с усилительной частицей а выделяет слова знает, скажет, а повтор вопросительных слов подчеркивает риторический вопрос и побуждает читателя к размышлению.

Учитель. Каким віршовим размером написано стихотворение? Начертите схему первой строфы в тетрадь (один ученик выполняет задание у доски).

 

Стих написан шестистопним хореєм.

Учитель. Дайте анализ рифмы.

Ученик. Рифмуются первая и вторая строка, третий и четвертый. Итак, рифма смежная. Ударение на последнем слоге, поэтому мужская.

V. Учитель. Война - это большая трагедия для народа. Она приносит огромные материальные убытки, ранит души матерей, дочерей, жен, любимых болью потери дорогого человека. Тема войны нашла свое отражение и в творчестве Веры Китайгородской.

Один из учащихся выразительно читает стихотворение "Солдатский письмо".

 

Солдатский письмо

 

"Не обижайтесь, что пишу так редко, -

у нас между боями пыль не опада.

Взяли сегодня Грушевке и Слободку,

Здесь в колодцах такая же, как у нас, вода.

 

Я пил ее и вспоминал дом.

Люцерной запахло ночью,

И я шептал сквозь сон к кому-то горько:

"Насійте здесь гуще, сеятели!"

 

Не дописал, - готовлюсь вновь к бою,

А за плечами - сожжены мосты...

Беру письмо в карман с собой -

Его еще надо завтра донести.

 

Вы не печальтесь, мама, скоро-скоро

Я вернусь в наш обширный сад..."

 

Нашли его с письмом под осокором,

Что веткой "целую" дописал (1,10).

 

Учитель. В какой форме поэтесса развивает тему войны?

Ученик. В. Китайгородская написала стихотворение на тему войны в форме письма солдата к матери.

Учитель. В каком районе Черновицкой области боролся лирический герой стихотворения - солдат - против фашистских захватчиков? (Учащиеся, при необходимости, могут воспользоваться картой Буковины, найти населенные пункты Грушевке и Слободку, которые расположены в Кельменецком районе).

Учитель. Что означает выражение: "у нас между боями пыль не опада"?

Ученик. Выражение "у нас между боями пыль не опада" означает, что идут жестокие бои, которые пожирают защитников Родины.

Учитель. Какова идея произведения?

Ученик. Идея произведения - осмысление трагизма войны, которая уносит человеческие жизни (в стихотворении это подчеркнуто иносказательно: вместо солдата осокорь "целую" написал); исповедание человеческого оптимизма (скоро-скоро я вернусь в наш развесистый сад); воспевание сыновнего уважения к матери.

Словарная работа.

В словарик, размещенный в конце тетради, учащиеся записывают термин "Умолчания, или Апосіопеза - стилистическая фигура, которая фиксирует незаконченное, неожиданно оборванную мысль, подчеркивает намек на особую ситуацию, что требует деликатности, неординарного решения" (14, 701).

Учитель. Какое значение в этом стихе имеет умолчания?

Ученик. Не дописал, - готовлюсь вновь к бою,

А за плечами - сожженные мосты (1, 10)...

Умолчание в этих строках означает, что "за плечами" солдата - не только сожжены мосты, но и уничтожены враги, помощь раненым товарищам и много-много других событий, в которых герой был непосредственным участником.

В другом месте стиха:

"Вы не печальтесь, мама, скоро-скоро

я вернусь в наш обширный сад..."

под тремя точками понимаем внезапную гибель солдата; он даже не успевает дописать матери письмо.

Учитель. Зачитайте еще раз о себе вторую строфу. Как вы ее понимаете?

Ученик. Солдат, попивая буковинскую воду из колодца и вдыхая ароматы люцерны ночью, вспоминает родной дом. В перерыве между боями ему приснился сон про мирное время, когда он дома отдает тепло своих рук родной земли, засевая ее. И сквозь сон он говорит : "Насійте здесь гуще, сеятели". Говорит "горько", потому что сознание не отдыхает - слишком страшные зрелища, увиденные солдатом, не дают полного покоя.

Учитель. Зачитайте строки из стихотворения, в которых указывалось бы, когда пишется весточка к матери.

Ученик. Не дописал, - готовлюсь вновь к бою,

А за плечами сожжены мосты...

Беру письмо в карман с собой -

Его еще надо в завтра донести.

Итак, письмо пишется в перерыве между боями.

Учитель. Вы могли убедиться, что перед нами талантливая поэтесса, которая сильным пером вызывает восхищение читателя.

В литературном процессе Буковины В. Китайгородская за силой и красотой письма стоит рядом с Галиной Тарасюк, Виктором Герасимюком, Богданом Мельничуком, Владимиром Вознюком.

Тестирование с целью проверки усвоенных знаний.

1. В. Китайгородская родилась в:

а) Розтоках;

б) Нагорянах;

в) Киселицях.

2. Кому принадлежат слова: "Деревья, травы, щедротний весенний цвет, разнообразие цветов и прыткий птичий взлет, безудержная бистрінь горных водопадов... Вроде все привычное и естественное, внешне четко обозначенное для каждого из нас. Тат тут как раз и нужна сила таланта - мощная, неспинна, которая способна оживить окружающий мир, пользуясь изнутри яркими, необычными и выразительными метафорами и аллегориями":

а) Т. Шевчуку;

б) В. Фальварочному;

в) М. Лазарук.

3. Кем поэтесса работает сегодня:

а) преподавателем университета;

б) главным редактором газеты "Буковинское вече";

в) корреспондентом.

4. Сборник "Виноградная колыбель" вышла в:

а) 1984;

б) 1981;

в) 1986.

5. Сборник "Солнце ночью" вышла в:

а) 1987;

б) 1991;

в) 1995.

6. Ой высоко седая стая проліта -

не возвращаются из теплых краев лета -

это строки из стихотворения:

а) "Маме";

б) "Песня для матери";

в) "Солдатский письмо".

7. В каком стихотворении поэтесса обращается к теме "Поэт и поэзия"?

а) "Предисловие";

б) "Долина";

в) "Песня для матери".

8. Что произошло с героем стихотворения "Солдатский письмо"?

а) Благополучно вернулся домой;

б) погиб;

в) его берут в плен.

9. В котором стихи поэтесса передает печаль матери по "летам-лодками"?

а) "Солдатский письмо";

б) "Песня для матери";

в) "Накануне".

10. Какая поэзия начинает сборку "Виноградная колыбель"?

а) "Колядка для моих земляков";

б) "Ровесникам";

в) "Предисловие".

11. В каком из обработанных стихов поэтесса чаще всего применяет сравнения?

а) "Песня для матери";

б) "Предисловие";

в) "Солдатский письмо".

Предложенный образец анализа стихов не следует рассматривать как универсальный рецепт. Каждый педагог знает такой способ рассмотрения произведения, который соответствует его пожеланиям и конкретным условиям. Но какие бы формы работы не выбрал словесник, в центре внимания должно быть живое поэтическое слово. И задача учителя - показать его красоту и значимость.


 

Выводы

 

Ознакомление с поэтическими произведениями из сборников ""Виноградная колыбель" (1986) и "Солнце ночью" (1995) украинской поэтессы В. Китайгородской и просмотр рецензий и литературно-критических статей позволяет сделать некоторые выводы.

Разнообразные по своему содержанию и идейной направленности стихотворения В. Китайгородской касаются важных проблем нашего времени. Она по своему ищет ответы на нелегкие вопросы. Она по своему ищет ответы на вопросы времени, человеческого бытия.

Природа в разных аспектах, ответственность художника за свои произведения, источник творчества, буковинское село, философия бытия - вот круг проблем. Которые волнуют писательницу.

Творческая палитра поэтессы - современницы довольно богатая. В. Китайгородская постоянно и настойчиво ищет такие формы, которые наиболее точно воссоздали бы й творческий замысел. Все свои мысли, настроения, чувства поэтесса воплощает в самых разнообразных образах и карточках, прибегая при этом к выполнению различных средств художественной образности.

Язык нашей писательницы точная, интересная, богатая, разнообразная, потому что применяет различные пласты украинской лексики - диалектизмы, архаизмы, элементы умственной языка. Поэзия густо насыщена тропами (эпитеты, сравнение, персонификация, синекдоха, гипербола, літота, символы), которые точно и выразительно в полном взаимодействии работают на содержание. Эффективность их усиливается еще и структурными особенностями - ритмам, рифмой.

Довольно часто для создания виразнішої, а то и эмоциональной картины, автор прибегает к сочетание различных средств: сравнения, эпитетов, олицетворений, метафор, повторов, багатосполучниковості. И одновременно она не злоупотребляет ими, не перенасыщает произведения метафоричними образами.

Поэзия богата на различные стихотворные размеры. С двоскладових стоп поэтесса чаще всего применяет хорей, с трискладових - фоктиль.

В произведениях имеющийся широкий диапазон строфічної строения. Удается писательницы к написанию верлімба.

Основные положения работы можно использовать в школьной практике (в годах литературного краеведения).


Список использованной литературы

 

1. Китайгородская В. Виноградная колыбель: Поэзия.- Ужгород: Карпаты, 1986. - 53 с.

2. Китайгородская В. Солнце ночью. - Черновцы: Канадско-украинская фундация имени Ивана И Давида Романюков, 1995. - 61.

3. Богомолов Н. Стихотворная речь. Учебно-методическое пособие для студентов факультетов и отделений журналистики. - М.: МГУ, 1988.

4. Волынский П. Основы теории литературы. - К.: Высшая школа, 1972. - с. 22-24.

5. Дуб Р.Й., Богайчук М.А. Литературная буковина. - Черновцы, 1997.

6. Жовтобрюх М.А., Кулек Б.М. Курс современного украинского литературного языка. Ч.1. - К.: Высшая школа, 1972. С. 22-24.

7. Коунельсон А. Красота и сила стихотворного слова. (особенности стихотворной речи). - К.: Издательство художественной литературы, 1963. - 98 с.

8. Качуровский И. Метрика: Учебник для студентов философских факультетов вузов. - К.: Лыбидь, 1994. С. 22-26

9. Лазарук М. Первоцвет с поля диковинки // Советская Буковина. - 1987. - 13січ.

10.Лазарук М. Ожидания новых дорог //Октябрь. - 1988. - № 5

11.Лазарук О. Пусть будут дебюты презентации и коронации // Буковинское вече. - 1995. - 9 дек.

12.Лесин В.М. , Пкшнець А.С. Словарь литературоведческих терминов. - К.: Советская школа 1971. - 370 с.

13.Література рідеого края Пособие для учителей и учащихся школ Черновицкой области. - Выпуск первый. - Черновцы: Прут, 1993.

14.Літературознавчий словарь - справочник (гром'як Р.Т., Кузнецов Ю.И. и др.) - К.: акалдемія, 1997 - 750 с.

15.Мацерук Валентина "Откройте глаза..." газета "Бцуковина". - 1995 - 16 июня.

16.Письменники Буковины вторая половина ХХ века: Хрестоматия. Ч. 2. (Ред. - сост.: Б.И. Мельничук Н.И. Юрийчук. - Черновцы: Прут, 1998. - С. 348-356.

17.Поетика / отв. Ред. В.С. Брюховецкий. - К.: Наукова думка, 1992.

18.Римарук И. Прекрасные выдумки творца // Китайгородская В. Солнце ночью: Поэзии. - Черновцы, Кандидатсько-украинский фонд имени Ивана и Давида Романюков, 1995. - с. 3-4.

19.Фальворочний В. Из семейных источников // Китайгородская В. Виноградная колыбель: Стихи - Ужгород: карпаты 1986. - с. 3-4.

20.Шевчук Т. Царевна в белой вуали // Буковинское вече. - 1995. - 15 июля.

 


Содержание

 

Вступление

Раздел И

Художественные особенности поэзии В.Китайгородської

 

Раздел II

Изучения поэзии В. В школе китайгородской

Выводы

Список использованной литературы