Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Краткое изложение произведения

НОВАЯ УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ГРИГОРИЙ КВИТКА-ОСНОВЬЯНЕНКО
Конотопская ведьма

Печальный и невеселый сидел на лавке в горнице конотопский сотник Микита Уласович Забрьоха. Он из славного казацкого рода, все его деды и прадеды были сотниками. Когда не стало отца, Никита опомнился, что ему уже двадцать пять, а он до сих пор не женат. Решил поехать свататься к богатой и красивой хорунжівни Елены, которая жила одна с братом, собирался в монахи.

Забрьоха приехал на хутор Безверхий якобы за брагой для волов. Увидев хорунжівну, не мог толком сказать, что хочет свататься. Утром на завтрак подали печеной тыквы, и сотник со стыдом понял, что ему отказано. Поэтому-то он и был такой невеселый.

До грустного и унылого Забрьохи пришел сотенный писарь Прокоп Ригорович Пистряк, чтобы составить рапорт о наличии казаков на очередной проверке. Писарь был «ученым» человеком и говорил такой смесью канцеляризмів, что его мало кто понимал. Чтобы не сбиться со счета, считая казаков, Пистряк делал зарубки на хворостині, которая была такая длинная, что он никак не мог занести ее в дом. Забрьоха посоветовал переломить хворостину, и получилось так, что именно на за-• рубцы. Начали считать - не хватает одного казака. Вышел писарь на улицу, составил хворостину, перечислил казаков - все сходится. Зашел в дом с переломанной розгой - опять нет, вышел - есть. Рассердился, ругается, кто из казаков от него прячется, Забрьоха догадался, что одна зарубка теряется на переломе, поднял на смех приятеля. Тот очень рассердился, бросил хворостину, отказался обедать с сотником и задумал ему отомстить.

Пришел Пистряк до сотника, сначала отказался обедать, а потом сел и начал «сокрушати» все подряд. Разговорились о том, почему долго нет дождей. Писарь сказал, что это из-за ведьм, -их надо искоренить, испытывая водой. И посоветовал послать кривого Илька к вышестоящему начальству с рапортом о том, что они не могут выступать с сотней в поход, как приказано, потому что будут топить ведьм, надеясь таким образом устранить Забреху с сотникування.

Утром в «славном сотенном городке Конотопе все собрались возле ставка смотреть на ведьм. Связали семь баб. Одна из них, Приска-знахарка, как-то дала писцу вместо приворотного зелья слабительное, то он «стал на нее гонитель». Вторая, Химка, могла отгадать, кто что украл и когда соврал. На ней господин Ригорович был зол за то, что сказала, будто он у соседа пчелы украл.

Третья - Явдоха Зубиха, которая днем была старая-старая, а ночью молоділа. Четвертой была Пазька, которая исподтишка колдовала, пятой - Домаха, что пакости людям тайком делала. Были еще Фекла, которая имела деньги, и не одолжила ли не дала Пістрякові, и Устье, дочь которой преподнесла писцу тыквы. Женщин бросали в воду. Которая тонула - вытаскивали, потому что не ведьма, и, если удавалось, откачивали. Уже бросили шестерых, а ведьмы все нет. Взялись за Евдокию Зубиху. Бросили в пруд, а она все плюсь-плюсь, как рибонька, плавает и смеется. Стали ее ловить, положили на скамейку и бьют розгами. А она дурачит всех. Тут появился старый мужчина Демко, что разбирался в колдовстве. Отвел от всех ману, тогда люди увидели, что бьют не ведьму, а бревно. Схватили Евдокию и дали хорошо хльосту, пока попросилась, закричала, что вернет дожди и росы, еще, может и ему, Ригоровичу, пригодится. Писарь подумал, что действительно ведьма может ему помочь, поэтому приказал отпустить ее.

После обеда заявился Пистряк к печальной после взбучки Евдокии Зубихи, принес подарки и попросил, чтобы помогла ему стать сотником, а он позволит ей свободно колдовать.

Тут пришел Забрьоха, тоже с подарками, и попросил ведьму приворожить к нему хорунжівну. Евдокия потребовала, чтобы выгнали из Конотопа Демка, который отвел ману от людей, и через это ее поймали и избили самом деле.

Возле дома в своем Безверхому хуторе сидела Елена Иосифовна и скучала по своим любимым, что пошел в поход с казаками. Вдруг перед ней неизвестно откуда появилась бабушка и сказала, что все у нее будет хорошо, ее судденко Демьян Халявский скоро придет. И они пошли в дом колдовать, а потом хорунжівна заснула.

Грустный и невеселый стоял перед сотней Микита Уласович. Писарь сообщил, что надо идти до Чернигова, а сотник отказался, приказав казакам расходиться ужинать.

Вдруг что-то произошло: господин Уласович закричал, поднялся в воздух и полетел на хутор Безверхий, где колдовала Евдокия. Ведьма сделала так, что хорунжівна во сне отреклась от Демьяна и попросила отдать ее за Никиту. После того Зубиха отправила сотника домой в ступе и велела ждать, когда за ним пришлют.

Елене ведьма посоветовала послать брата к Забрьохи, а самой готовиться к сватовству.

Очень расстроен был господин судденко Демьян Емельянович Халявский: хотел засылать сватов к панны Елены, а ему сказали, что она уже просватана за сотника Забреху. Тут пришла Зубиха и приказала Дем'янові готовиться к свадьбе.

Медленно и неохотно собиралась панна хорунжівна к церкви на венчание. Евдокия ей помогала, потом выскочила на улицу. Нашла старую бедную девку Солоху, убрала ее, привела в церковь и сказала, чтобы ждала жениха. Какой казак возьмет, пусть смело за него замуж.

Тем временем Зубиха сняла чары с хорунжівни, и та отказалась от Забрьохи. Хотела идти домой, а ведьма сказала, чтобы отказалась в церкви публично. Пришли - а там господин судденко у невест. Схватила его Елена, и они обвенчались.

Микита Уласович тоже готовился к свадьбе - красиво оделся, чистенько виголився, подстриг челку. Пістряка пригласил старшим боярином. Хотели выйти из дома, а дверь пропали - сплошная стена. И вот вошла Зубиха, что дверь спрятала, сказала идти бегом к церкви и братья, несмотря ни на что, ту девку, что будет стоять на подносе. А она потом снимет все злые чары. Взял Забрьоха кривую и слепую девку Солоху, повел венчаться, а господин Пистряк «кишки рвет со смеху».

Стали играть свадьбу, но тут пришло письмо из Чернигова, что за невыполнение приказа Забреху снимают сотников, а назначают Демьяна Халявського.

Пистряк пошел приветствовать нового сотника, а тот его прогнал и снял с писарей. Вернулся Прокоп Ригорович к Никите Уласовича, и они запили с горя.

Господин сотник Халявский побыл у власти недолго, потому что там процвиндрив. С женщиной его соединила ведьма, поэтому недолго они в мире жили. Демьян избил Елену за ревности к новому молодой и р писаря, которого сразу же прогнал.

Больше всего досталось Зубисі, «конотопской ведьме», которая при Халявському була.в довольстве и почете, а затем «на нее весь мир плюнул», то она быстро и умерла.

 

Комментарий

Юмористически-сатирическая повесть «Конотопская ведьма» является крупнейшим бурлескно-реалистическим произведением писателя. В нем высмеивается необразованная, ничтожная часть казацкой верхушки, которой чины доставались не за действительные заслуги, а в наследство. Основные занятию сотника Забрьохи, писаря Пістряка - еда, выпивка, интриги, «борьба с ведьмами», к которым они потом не чураются обращаться. Фантастические элементы в повести только усиливают комичность фигур главных героев. ГРИГОРИЙ КВИТКА-ОСНОВЬЯНЕНКО

(1778-1843)

 

Родился будущий писатель в слободе Основа возле Харькова (отсюда и его псевдоним - Основьяненко) в дворянской семье. Сначала учился дома, затем в Куряжской монастырской школе.

Был и в военной службе, и послушником монастыря, и комиссаром народного ополчения, и директором Харьковского театра, четыре раза избирался Предводителем дворян Харьковского уезда. Г. Квитка-Основьяненко организовал издание первых в Украине общественно-литературных журналов «Харьковский Демократ» и «Украинский вестник». Он собирал средства на открытие публичной библиотеки Харьковского университета.

Имеет значительное литературное наследие, написанное на украинском и русском языках, в которой можно выделить несколько направлений: бурлескно-реалистичный, сентиментально-реалистичный, публицистический и драматургический.

Во многих произведениях писателя проходит просветительская мысль о том, что причиной общественных пороков является невежество, недостаток воспитания. Самые популярные его произведения -- повести «Маруся», «Конотопская ведьма», которыми он продемонстрировал высокие эстетические возможности русского литературного языка, ее пригодность для разработки Серьезных тем в повествовательных жанрах и начал развитие новой украинской прозы.