Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Сочетание реального и фантастического в повести Г.ф.квитки-Основьяненко "Конотопская ведьма"


 

Квитка-Основьяненко был выдающимся украинским прозаиком и драматургом дошевченківської суток. Из-под его пера впервые в украинской литературе появились повести и рассказы. Цветок возвеличил в глазах общества простого крестьянина-труженика, широко открыв дверь в литературу положительным персонажам из народа и показал моральную здрібнілість господствующей верхушки. Своими лучшими произведениями писатель утверждал реалистическое направление в литературе. Но характерным для многих повестей Цветка переплетение реального с фантастическим. Показательной в этом плане является "Конотопская ведьма".

Эта повесть величайший бурлескно - реалистичный произведение Цветка. С одной стороны, Цветок ориентируется на фольклорные источники ( народные сказки, предания), а со второго на достоверные факты жизни. Толчком к написанию повести, по свидетельству писателя, был настоящий факт, связанный со страшной засухой и неурожаем, когда по приказу одной помещицы, по распространенным в средневековье варварским обычаем, топили в воде заподозренных в "відьмуванні" женщин, чтобы выявить ведьм (они не тонут) и заставить этих "колдуний" вернуть "украденные" ними дожди. "Конотопская ведьма" - это результат наблюдений Цветки над "современной" действительностью, распространенных рассказов о "ведьм" и сведений о негативные явления быта и управления бывшей казацкой старшины...

Итак, повесть основывается на действительных фактах, но своеобразно осмысленных автором, и отмечается сатирическим направлением с отчетливым социальным оттенком. Характерные черты сельской верхушки украинского крестьянства автор воплотил в образах ограниченного и ленивого сотника Забрьохи, безграмотного, коварного и хитрого писаря Пістряка, господина Халявського, отца Симеона.

Уже сами фамилии героев - это своеобразная характеристика образов.

Забрьоха. Должность сотника он унаследовал от отца. Этот неуч не мог перечислить даже своей сотни, бездеятелен и на службе, и в быту. Главное для него - это хорошо поесть и выпить.

Пистряк - писарь-крутой, дерзкий мошенник, коварный и лестивий во взаимоотношениях с другими, умеет использовать свое служебное положение в собственных интересах. Попался в его ловушку и Забрьоха, которого он уговорил не выступать в поход, а заняться решением более важного вопроса - выловить "ведьм".

Обнаружив ведьму - Евдокию, сотник и писарь хотят использовать ее в своих корыстных целях.

Описывая реалистичные события, переплетаются с фантастикой, писатель стремится показать забобоність Пістряка и Забрьохи.

В повести Квитка-Основьяненко с этнографической точностью представляет описания народных верований: "ведьма" собирает следует Забрьохи, вирива волосы и усы, чтобы помочь очаровать женщину.

Обо всем этом автор рассказывает с иронией, юмором.

А перерождение Евдокии ? Не комично ?

А летания сотника ? Как результат - все село смеется "сотника без сотни".

Искренне и мастерски пользуется автор народными средствами юмора и сатиры, показывая низкий моральный и духовный уровень отдельных предстивників казацкой старшины, - умело переплетая как реалистичные, так и фантастические события.

Квитка-Основьяненко в повести "Конотопская ведьма" с одной стороны, подает в повести точные этнографические описания народных верований, в частности представлений о ведьмах, с другой - показывает абсурдность этих верований темных, суеверных людей в нечистую силу. А свой рассказ о конотопскую ведьму рассказчик представляет как сказку, услышанную им от какого-то Панаса Месюра. И это как предостережение для современного читателя: "Будьте внимательны! Не попадите под влияние "духовных проповедников" подобных Дусе". Ведь именно сейчас мы имеем свободу верований. И надо уметь правильно сориентироваться в современном течении религиозных учений.