Статья
Сочетание дидактических и автобиографических элементов в "Поучении" Владимира Мономаха
ПЛАН
Вступление.
Раздел И. Автор и его творение:
a) Владимир Мономах - киевский князь - автор "Поучения";
b) план "Поучение";
c) причина написания произведения.
Раздел ІІ. Содержание "Поучения":
a) религиозно-нравственная часть;
b) "светские" советы;
c) автобиография.
Раздел ІІІ. Источники "Поучения":
a) традиция родительских наставлений;
b) прямые источники произведения.
Вывод.
Список использованной литературы.
Почти единственным источником истории Киевской Руси, дошедшее до нас "Повесть временных лет". Этот древнейший летопись сохранилась в нескольких списках и редакциях. Самыми известными являются Лаврентьевская и Іпатіївські списки "Повести". В Лаврентьевской списке под 1096 помещенном довольно необычную литературный памятник Киевской Руси - так называемое "Поучение детям" Владимира Мономаха.
"Поучение" всегда привлекало внимание исследователей. В контексте "Истории украинской литературы" и "Истории Украины" произведение рассматривают как необычную достопримечательность, ведь впервые мы знаем имя автора - Владимир Мономах - киевский князь течение 1113-1125 лет. "Поучение" органично сочетает дидактические и автобиографические элементы, ведь на примере собственной жизни Владимир дает советы своим детям.
Реферат состоит из трех разделов. Первый раздел рассказывает о автора - Владимира Мономаха, план "Поучение" и причину появления произведения. Второй раздел посвящен анализу содержания "Поучение". В третьем разделе рассматриваются литературные источники, которые мог использовать автор при написании произведения.
Владимир Мономах был последним князем, который сумел объединить вокруг Киева почти три четвертых всех русских земель и прекратил на некоторое время феодальный распад Руси. В 1113 году он стал Великим князем киевским. Владимир Мономах прославился как защитник Руси от половецких нападений. Большим авторитетом он пользовался не только в Византии (его мать - дочь императора Константина), но и в Западной Европе (Мономах женился с Гитой - дочери последнего англо-саксоньського короля Гарольда, которая бежала с семьей из Англии после нашествия норманнов), сумел поднять вес Киевской Руси на международной арене.
В "Поучении" Владимир показал себя не только как выдающийся государственный деятель, но и как талантливый писатель. В небольшом по объему произведении он смог рассказать о важнейших моментах собственной жизни и своей эпохи.
Возможно "Поучение" написано где-то в середине февраля - начале великого поста 1117 года, но не позднее 1125 года - дата смерти Мономаха. Владимир пишет, что "сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, что он меня до сих дней, грешного, довел". Это свидетельствует, что произведение написано в весьма почтенном возрасте, когда человек готовится к смерти.
"Поучение" - целостное произведение, оно написано по определенному плану. В начале идет коротенькое вступление. Первая часть - религиозно-морального характера - содержит отрывки текстов св. Писания и религиозных цитат. Вторая часть представляет светские советы, преимущественно по политической морали. Здесь речь идет сначала о княжеские обязанности (дома, во время путешествий - военных исправь, объезда земель) и обязанности общечеловеческие. Наконец, третья часть объясняет предыдущие советы князя на примере собственной жизни.
Во введении Владимир называет себя автором "сеи грамотиці", подчеркивая, что пишет ее не только для своих детей: "дети мои или иной кто, слухавши ее, не посмейтесь, но кому она люба, - пусть он примет ее в сердце свое и не станет лениться, а так, как и я, труждатися. [...] Если же кому нелюбимого грамотка сия, пусть не посмеются".
Далее Мономах говорит о поводе к написанию: "Встретили меня послы от братьев моих на Волге, говоря "Поспеши к нам и мы выгоним обоих Ростиславичей, а волость их однімем". Владимир отказался, но такое нарушение договора Любецкого съезда 1097 года, когда князья решили "пусть каждый и удерживает вотчину свою", насколько взволновало его, что он взял в руки Псалтырь, немного успокоился, и решил написать поучение детям.
Первая часть насыщена выписками из богослужебных книг, которыми автор не только передает обескураживающее состояние своей души, но и стремится прославить Бога, показать, что божьей милости можно добиться тремя добрыми делами: "покаянієм, слезами и милостынею".
Интересно, что хотя собственно советы Владимир размещает во второй части, первая религиозная часть также имеет поучительные моменты. Автор дает отрывки из Псалтири, пытаясь настроить читателей на вдумчивое чтение, ведь в Библии - священной книге христиан - таких моментов немало. Например, Псалом ХХХVІ: "Не подражайте злодеев, не завидуйте тем, что творят беззаконие, потому что злодеи будут истреблены, а надеющиеся на господа, завладеют землей". Исайя И, 17, 18: "Вызволить зобидженого, защитите сироту, вступітеся за вдову".
В первой части помещены отрывки из "Слова о подвижничестве" и "Слова о благотворительности" Василия Великого, который поучал юношей, что "надо иметь души чистые, непорочные, тела худые, ласковую беседу и в меру слово господне: при еде и питье без шума великого быть, при старых молчать, премудрых слушать, старшим-покоряться, с равными и меньшими - приязнь иметь, без лукавства беседовать, много понимать; не свирепствовать словом, не хулить разговором, не излишне смеяться, стыдиться старших; женщин недостойных не говорить; до долу глаза иметь, а душу - вверх; избегать, не стараться поучать легкомысленных; власть же - ни за что мать, как и от всех честь". "Научися, верующий человек, действовать благочестиво, научися, по евангельскому слову, "глазами управлять", язык удержать, ум смиряти, тело смирять, подавлять гнев, помысел чистый мать, побуждая себя на добрые дела, господа ради; тебя лишат - не мсти, ненавидят - люби, гонят - терпи, хулять - молись, умереть грех".
Мономах подчеркивает, что нужно прощать окружающих, ведь "человеколюбець бог милостив и премилостив...Господь наш, владея и животтям и смертью, согришення наши высшие от головы нашей, терпит раз, и снова, и всегда живоття нашего".
И главное, нужно всегда прославлять Господа молитвой: "Благословен ты еси, господи, и прославлен весьма!.. Поэтому, кто не восхваляє тебя и не верует всем сердцем и всею душею во имя отца и сына и святого духа, да будет проклят!" [Первое послание Павла к корінфян XVI, 22].
Постепенно религиозная часть переходит в светскую, в начале которой Мономах подчеркивает, что его работа - " се жалкого, слабого ума моего поучение. Послушайте меня, если не все прийміте, то хоть половину".
Светские советы", которые помещены во второй части, выдержанные в духе христианской гуманности. Владимир рисует образ идеального князя-правителя, перечисляя его обязанности перед подданными, церковью, самим собой.
Мономах дает такие советы детям:
"Убогих не збувайте, но ... по силе кормите и подавайте сироте, и за вдову вступитесь сами, а не давайте сильным погубить человека";
"Если кто будет достоин даже смерти, то не губите никакой христианской души";
"Дело говоря, не клянитеся богом, ни хреститеся", но дав клятву нужно ее придерживаться, иначе можно погубить душу;
Духовенство нужно уважать;
"Паче всего гордости не имейте в сердце и в уме".
Мономах подчеркивает, что большим грехом является сбор сокровищ-а это противоречит эпохе - периоду феодальной разработанности, когда люди, не уверенные в будущем, пытались позаботиться о черный день.
"Старых чти, как отца, а молодых - как братьев";
Берегитесь лжи, пьянства, разврата;
"Жену свою любите, но не дайте им, женщинам, над собой власти".
О больных нельзя забывать, а умерших надо чтить.
Владимир далее описывает обязанности князя: не полагаться на подданных, а все проверять самому. В походе князь должен забыть про сон, еду и воду. Нельзя давать разрешения войску грабить мирное население. Князь - руководитель государства - имеет чествовать гостя, несмотря на его статус.
Владимир Мономах подчеркивает, что нужно постоянно работать над собой: "когда хорошо что-то умеете - того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь". Здесь Владимир ссылается на пример из жизни, рассказывая, что его отец-князь Всеволод, сидя дома выучил пять языков. Главное же зло для человека - лень, потому что человек умеет - то забудет, а чего не умеет, тому не учится".
Светские поучения заканчивает Владимир программой княжеского дня: вставать до восхода солнца, в первую очередь идти к церкви, потом советоваться ("думать") с женой, судить людей, ехать на охоту, в полдень спать и т. д.
После такой дидактической части автор постепенно переходит к автобиографической. Наставления детям Владимир подчеркивает примерами из жизни - именно в этом важность произведения, ведь сами по себе наставления не будут иметь влияния на читателей.
Эта часть - воспоминания о многочисленные походы, в которых Владимир участвовал. Автор говорит о восемьдесят три большие походы, "а остальных не помню, меньших". Очевидно, при написании произведения он пользовался каким-то дневником, летописи - удивляет точность, с которой автор пишет автобиографию.
Мономах никогда не оказывал "неправедно", всегда жалел города и села. Однажды, когда была борьба за Чернигов с Олегом Святославичем, Владимир уступил свои позиции и отдал город Олегу. Пожалев "христианские души и села, горели, и монастыри, я сказал: "Не хвалиться поганым!" И я отдал брату отца его место, а сам пошел на место отца своего - до Переяславля".
Все победы Владимир приписывает Богу, ведь только с его помощью они были получены. В конце описания почти каждого похода автор пишет такие слова: "И Бог нам помог". Благодарит Мономах Спасителю за то, что спасал на охоте, когда "два тура на рогах подбрасывали меня с конем, олень меня один бодал рогами и два лоси - один ногами топтал, а другой рогами бодал. Вепрь мне на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною бросил на землю, и Бог меня уцелевшим сохранил".
Владимир с юности не следил своей жизни: "что надлежало делать отроку - то сам я делал... никогда не давая себе покоя". Никогда он не полагался на посадников и сам кругом порядок приводил. "Также и бедного смерда, и убогую вдовицу не давал я сильным обидеть, и за церковным порядком и службой сам наблюдал".
Таким образом, примерами из своей жизни автор иллюстрирует советы, поданные в средней части произведения.
В конце "Поучения" Владимир, обращается к детям и подчеркивает, что не себя он хочет восхвалять этими воспоминаниями: "хвалю Бога и прославляю милость его, что меня, грешного и недостойного столько лет предохранив от того смертного времени, не ленивым меня, недостойного, сотворил был"... Мономах, подытоживая, просит читателей делать всякие добрые дела, "ставя Бога со святым его".
"Поучение" очень интересна еще и тем, что это первое оригинальное произведение такого жанра на Руси. Бесспорно, что жанр родительских наставлений был распространен в средневековье, и Владимир мог, взяв их за основу, написать похоже. В частности, популярными были "Поучения Соломона сыну" из "Притч Соломоновых", "Заповеди двенадцати патриархов". Из Византии пришли два поучения сыновьям, содержащиеся в "Изборнике Святослава" 1076 года - Ксенофонта и Теодоры. В VIII в. были созданы англосаксонские "Родительские наставления". Об этом произведении Владимир мог узнать от жены Гиты. Нет сомнений, что Мономах использовал эти произведения. Прямыми же источниками "Поучение" является "Псалтырь", "Шестоднев" Василия Великого, "Пролог", "Триодь постная", "Физиолог" и другая богослужебная литература.
Но "Поучение" не является классическим родительским наставлениям, это произведение самостоятельное. Владимир Мономах излагает от себя, образно и четко, опираясь на факты русской истории и собственной жизни.
В "Поучение" позже присоединили "Письмо Владимира Мономаха, написанное 1096 года до черниговского князя Олега Святославича" и "Молитву", но эти произведения не является продолжением "Поучение", они складывались отдельно.
Произведения Владимира Мономаха дают нам яркий образ образованного светского человека старой Руси. Автор отличается начитанностью, языково-литературным умением, и вместе с тем - христианской набожностью. Но по-другому произведение написано не мог быть, он пропитан духом той эпохи, эпохи господства религиозной идеологии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белецкий А.И. "Поучение детям" Владимира Мономаха. // Собрание сочинений в 5т. - К., 1965. - т. 1. - 528 с.
2. Владимир Мономах. Произведения. // Літопис Руський. / По Ипатским летописью перевел Л. Махновец. - К., 1989. - с. 454-464.
3. Давняя украинская литература. Хрестоматия / Сост., предисловие и комментарии М.М. Сулимы. - К., 1991. 576 с.
4. Дорошенко Д.И. Очерк истории Украины в 2-х томах. Том 1 (до половины XVII века). - К., 1992. - 238 с.
5. История украинской литературы: В 8-ми т. - К., 1967. - т. 1. - 570 с.
6. Хрестоматия по древней русской литературе XI - XVII веков. - М., 1952. - 550 с.
7. Чижевский Д. История украинской литературы от истоков до эпохи реализма. - Тернополь., 1994. - 478 с.
|
|