Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

9 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

МИХАИЛ ЛЕРМОНТОВ

Печорин как представитель «лишних людей» (сочинение-размышление по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Герой нашего времени... это портрет,

составленный из пороков всего нашего

поколения, в полном их развитии.

М. Лєрмонтов

В романе М.ІО. Лермонтова «Герой нашего времени» решается злободневная проблема: почему люди умные и энергичные не находят применения своим недюжинным способностям и вянут без борьбы в самом начале жизненной нивы? На этот вопрос Лєрмонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов XIX ст. В образе Печорина автор дал не портрет одного человека, а художественный тип, вобравшего в себя черты целого поколения молодых людей начала века.

Таких людей, как Печорин, в дворянском обществе николаевской России встречалось немного. И тем не менее в этом своеобразном, исключительно одаренному человеку Лєрмонтов показал типичного дворянского героя трагического периода российской общественной жизни, который наступил после подавления восстания декабристов. Печорин - жертва своего лихолетья. Но оправдывает Лєрмонтов его поступки, его настроение? В бессонную ночь накануне дуэли с Грушницьким, герой романа как бы подводит итог прожитой жизни. И приходит к выводу, что он «утратил навеки пламень благородных стремлений - лучший цвет жизни».

Грустные и тяжелые признание! То, что мы узнаем о Печорине из его дневника, из рассказов других действующих лиц, вызывает к нему двойственное чувство. Мы не можем не осуждать Печорина за его отношение к Бэлы, княжны Мэри, к Вере, к доброму Максима Максимовича. Но мы не можем ему не сочувствовать, когда он язвительно высмеивает аристократическое «водяное общество», разоблачает коварство Грушницького и его приятелей. Мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей, что он умен, образован, талантлив. Но в то же время нас отталкивает равнодушие Печорина к людям,

его неспособность к настоящей любви, к дружбе. Печорин увлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценить свои поступки. И глубоко несимпатичен герой своей «жалюгідністю действий», пустой растратой сил. Эту противоречивость характера замечает в себе Печорин: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...».

При всем различии внешнего облика и различия характеров и Онегин из романа А. С. Пушкина, и герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий, и лермонтовский Печорин принадлежат к типу «лишних людей», то есть таких людей, для которых в окружающем их обществе не находилось ни места, ни дела. Чтобы яснее показать благородные чувства и стремления Чацкого, Грибоедов поставил рядом с ним подхалима Молчалина. Лєрмонтов противопоставил Печоріну, который страдает, Грушницького, который заботится только о том, чтобы «сделаться героем романа», пытается «делать эффект». Печорин одинок среди таких людей, как Грушницький, которые в молодости разыгрывают разочарованных, а на старость «делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами, - иногда тем и другим».

Волевая натура героя притягивает его к деятельности, то борьбы. Но Печорин морально не готов еще к тому, чтобы восстать против основ светского общества, которые складывались столетиями. Лєрмонтов показывает, что его герой ведет злостную борьбу с отдельными лицами, которые встречаются на его пути. Эта борьба в основе своей пустяковая, бесцельна и бесперспективна. Когда Печорин «со строгостью судьи и гражданина» оценивает свои поступки, лишенные глубокого смысла, то сам приходит к печальному выводу: «В этой бесполезной борьбе я истощил и пыл души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни».

Но Печорин не родился «нравственным калекой». Природа дала ему и глубокий, острый ум, и доброе, чуткое сердце. Он способен к благородным порывам гуманных поступков. Неподдельное чувство героя к Вере. Его зачерствіле сердце горячо любит и горячо отзывается на душевные порывы этой женщины. Вера стала для него «дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья». Как безумный, мчится он на змиленому лошади за Верой. Когда загнанный конь упал на землю, Печорин, который не дрогнул под дулом пистолета, «упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал».

Кто же виноват в том, что прекрасные задатки Печорина погибли? Почему он стал лишним человеком? В этом виновато общество, виноваты социальные условия, в которых воспитывался и жил герой.

Печорин не раз говорил о том, что в обществе, в котором он живет, нет ни бескорыстного любви, ни искренней дружбы, ни справедливых, гуманных отношений между людьми, ни осмысленной общественной деятельности.