Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Особенности поэтического творчества Василия Стуса


 

Василий Стус - поэт трагической судьбы. На премьере фильма «Тени забытых предков» в киевском кинотеатре «Украина» Василий Стус предложил присутствующим в зале встать и этим вставанием протестовать против арестов, которые начались тогда в среде киевской интеллигенции. Зал встал, а вскоре Василий... сел.

...Сегодня к нам пришли и приходят его стихи. Его тоскующая судьба предоставляет им силы неотразимой и непобедимой. Мощность его стихов умноженная на скорбь его судьбы. И напрасны потуги тех, кто пытается преградить им дорогу. Сопротивление придает стихам трагического поэта невероятные всепробивності. Среди его тюремных произведений самыми дорогими являются интимные поэзии, его отчаянное всіння находить для души место везде - в сногсшибательных издевательствах, в найбезпросвітнішому мраке современности. В далекие дни его молодости он имел невероятно острый профиль, который пригодится и для карбівень нашего времени. А такие профили имеют большое влияние на сутки, хоть она не всегда об этом подозревает.

Иван Драч

 

Родился Василий Стус в 1938 г., на Винниччине. Солидаризировался с действиями сопротивления минимум от 1965 года, когда ему было 27 лет. За акцию протеста в киевском кинотеатре "Украина" молодого патриота сразу был исключен из аспирантуры Института литературы им. Т. Шевченко АН УССР.

Лишен права учиться и работать по специальности филолога, В. Стус не впал в отчаяние, зарабатывал себе на хлеб строителем, кочегаром, архивистом, инженером по технической информации и т.п. Правда, на одной работе ему не позволяло удержаться "недремлющее око" зловещего КГБ. И ничто не могло покорить В. Стуса, который продолжал неравную борьбу с советской системой. В Стус - один из самых активных деятелей диссидентского движения старался не конфронтации с властью. Он еще надеялся найти пути взаимопонимания между ней и национальным сознанием интеллигенцией, надеялся на гуманизацию тогдашнего господствующего строя, что было невозможным. Ведь социализм, декларируя привлекательные лозунги "светлого будущего", на самом деле утверждался через репрессии. Вскоре такие иллюзии поэта развеялись.

В ночь с 12 на 13 января 1972 г. В. Стуса, как и Есть Сверстюка, И. Светличного, Игоря и Ирину Калинец и др., было арестовано. 12 сентября комиссия по уголовным делам Киевского областного суда вынесла приговор: 5 лет концентрационных лагерей (Мордовия) и 3 года поселения (колыма, рудник им. Матросова).. Последовательное отстаивание поэтом человеческого и национального достоинства провозглашалось "клеветнической деятельностью". Поэта судили как уголовного преступника, показательное для советского судопроизводства, показания его цинизма. Ведь и лирика рассматривалась не как искусство, а как проявление политики. Других критериев оценки художественной литературы коммунистическая система на знала, по традиции удалась да грубой подмены эстетических критериев идеологическими.

Уволен в конце 1979 г., вернулся в Киев но обеспокоен национальной и гуманистической развалиной в Украине, поэт вновь погрузился в борьбу, уже в составе преследуемой Хельсинского союза. Советская власть не подарила ему духовной несокрушимости. Новой арест был неминуем. Это произошло в октябре 1980 г. Безжалостный приговор (10 лет лагерей особого режима и 5 - ссылки).

За колючей проволокой не угасала его творческая энергия, в неволе он писал свою философскую лирику и активно переводил произведения французских, немецких и английских авторов. Но все рукописи отбирались и не всегда возвращались слишком пристальным лагерным начальством. После одной из таких преступных акций. Стус выразил свое возмущение, за что его бросили в карцер. Здесь в знак протеста поэт объявил голодовку и в ночь с 3 на 4 сентября 1985 года остановилось его мужественное сердце. 19 ноября 1989 года его тело было перевезено в Киев и перезахоронен на Байковом кладбище.

Когда Шевченко писал об Украине как нашу не свою землю. Речь шла прежде всего о владычестве чужеземцев , но, конечно также и о внутрішнепідпорядкування, о неволе не только, так сказать, снаружи, а и изнутри. В В. Стуса эта тема становится ведущей. Репертуар гневно-наболевших упреков, обвинений и сокрушительных окреслень на вдресу "ссавущих и пришелепуватих землячков" кажется безграничным. Вот немного из него: "феерические пройди", "равнодушные баляндрасники", "усердные рабы", "равнодушные земляки", "малая вонючая лужа, где ветер страха гуляет", "запах яда", "душ спрессованных вечная мерзлота", "род без'язикий" и т.д. Образы такой тотальности взагальнюються в образ самой Украины, преданной и неверной, моей и чужой и чуждой мне, безумной "вичужілої ветчины", "храма, зазналого скверны", "невыносимой родной чужбины" - Украины, где нет живых людей -

 

Горит свеча -

а попробуй отыщи человека

на всю большую Украину,

где даже во время последнего Страшного суда

 

покинут яму с мертвихвсталі,

а эти - еще спать и дальше.

 

Мысль за Украину болела ему каждым нервом, каждой каплей крови.

Единственный возможный логический вывод: "Пора ненависти заходит, нужен ангел мести".

 

Боже, роплати безумной,

Боже, безумной мсти,

лютости всенаученної

нам на всечас отпусти.

 

Если бы это было политической программой, можно было бы сказать, что она далеко выходит за пределы легалізму хельсинкских групп. Но В. Стус не политик и не вождь нации, он человек поэт, и он широко открыт и просто противоположным чувством - мстить, а прощать, не уничтожать, а покрыть омофором любви:

 

Вертай обратно и, добротой хорий,

розтань росой дымной между трав.

 

И даже:

 

Прощаю вас, злые палачи мои,

прощаю вас, уже жду смерти

 

(чтобы в том же стихотворении снова быть охваченным гневом и выкрикивать "шалій, шалій, моя ненависте").

Обретение себя - это обретение украинского человека. Сила В. Стуса не только в обретении и сформулюванні лозунгов, не только в последовательности его невгнутою честности, но и в конфликтах его эмоций и настроений, в том диалоге противоположностей, которыми являются его поэзия, и - в обретении себя в плетении противоположностей любви и ненависти, презрения и восхищения, веры и неверия.

Чудо превращение происходит в той "комке боли", которой стал поэт, когда он наконец чувствует

 

собственную смерть живой,

как и гибель самовороттям,

 

когда он находит в себе же свое место в мире -

 

Мир надо мной и подо мной.

А я - под миром и над ним,

 

когда он отыскивает смысл своей жизни и жизни вообще в том, что

 

жить - то не есть преодоление границ,

а навикання и *самособою-

наполнение

 

*(В. Стус часто разрывает слова концом строки. Самособоюнаповнення - у него одно слово).

Лирика может выбирать самые разнообразные темы, от любовных до политических, от пейзажных до философских, ее спектр безграничен, но, какие бы и сколько бы тем она не принимала, в конечном счете она имеет лишь одну тему - личность самого поэта. Это и делает ее лирикой. Самое большое достижение этой поэзии в схопленні рождаемых эмоций, душевных движений в процессе их оформления. Конечно, В. Стус имеет свои убеждения, и они жесткие и бескомпромиссные. И психологическая суть его поэзии в схватывании чувств перед тем как они скристалізувалися - это высокое мастерство, что дается не многим поэтам, - когда его поэтическое зрение способен видеть форму еще не оформленного, а его поэтическое слово в лучших стихах "Палимпсестов" способен найти язык для этой формы самого формирования. Но концентрируясь на текучести своего внутреннего я, поэт тем самым достигает спромоги воспроизводить мир, что ему противостоит, в самом существе этого мира атрибутов и проявлений:

 

Ряхтить в огнях *телебашня,

рубиновые набризки бедствий,

за собственные пределы выходить

ты сможешь, мой милый, как смог?

 

*Телебашня - это центр промывания мозгов, это орудие порабощения индивидуального в человеке, ее обезличивание. Отсюда мигание света, красного света на верхушке башни становится символом опустошения человека.

Его поэзии свойственны переходы поэтических образов один в один. Самое элементарное - метафорическое отождествление гулагівсько - засланської сети КГБ с современным миром -

 

Вокруг сопки и холмы,

камни, золото и кости.

Эй, земляки, заходите в гости,

подвергнуты совместной суток.

 

Сложнее, іраціональніші, более мистичные, изощренные другие строки отождествлений-различений: поэт и жена, отделенные тысячами километров и пачками запретов, заходят друг за друга в снах - сны в жизни ссыльного-узника - часть его биографии, а в поэзии - врата в другую реальность, где я - я и не я, ты - ты и не ты:

 

Мир уже не мир. Ты уже не ты.

 

Украина в В. Стуса - это рай, но рай осквернено. Отсюда образ Украины противостоит образам тюрьмы-Колымы.

 

Качания июл гудит золото-каре,

сосновая жалощ, торжественность глиць

и сумеречные россыпи земляники,

и в плохие бозе крутояри.

 

Чаще Украина - конденсация истории, казацкая романтика, казацкая героика чумаки и фигуры Шевченко и Максимовича:

 

Стенаються в герце бешеные сыновья Украины,

тот с ордами ходит, а тот навлекает Москву,

заллялися кровью все глаза пророческие. С руины

уже мать не встанет - раскинула руки в рва.

 

Жизнь и творчество Василия Стуса чрезвычайно плотно друг с другом связаны, создают своеобразную гармонию. Они оба честные, а это в наши времена очень много. Но есть между ними существенная разница. В жизни В. Стус никогда не сдавался врагу и не проявлял колебаний. Но цена этой прямоты была высока не только в смысле физических и психологических издевательств, а и в смысле внутренних конфликтов, которые составляют внутреннюю суть душевного и духовной жизни каждого человека. Поэзия В. Стуса - насквозь человеческая и человечная, она полна подъемов и падений, відчаїв и вспышек радости, проклятий и прощень, криков боли и скрежетал зціплених зубов, зіщулень в себе и розкривань безграничности мира. Перед нами не "живой факел", а человек. Человек - с большой буквы. Эта верность внутренней правде, одвертість в признании своих недостатков и взлетов сами еще не делают поэзии, но они составляют предпосылку поэтического творчества, а без них может твориться риторика, но не может стоять настоящая поэзия.

 

 

Использована литература:

В. Г. Коломиец "Василий Стус" К. 1990 г.

А. Гатненко "Украинское слово" К. 1994 г.

Г. В. Мовчан "Украинская литература" К. 1998 г.