Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Остап Вишня




Павел Михайлович Губенко (литературный псевдоним - Остап Вишня) родился 13 ноября 1889 года на хуторе Чечві, близ городка Грунь Зиньковского уезда на Полтавщине в небогатой многодетной семье.

Михаил Кондратьевич, отец будущего писателя, долго нес ненавистную царскую службу-муштру. Наконец освободился. Но где же найти убежище? В поисках работы оказался тут, в хуторке с чудным названием: Чечва. Нанялся служить в имение помещицы-немки фон Рот.

Встретил такую же, как и сам, работящую и остроумную на слово девушку - вскоре Прасковья Александровна Балаш стала Михайловой женой. Оба были писателями, любили шутку, искренне занимались любовью в песнях. В юмореске "Моя автобиография" Остап Вишня заключает: "А вообще родители были ничего себе люди. Подходящие.

За двадцать четыре года совместной их жизни послал им господь всего только семнадцать детей, потому что они умели молиться милосердному".

По окончании двухклассной школы парень учится в военно-фельдшерской школе в Киеве. С 1 сентября 1917 года Губенко - студент историко-филологического факультета Киевского университета.

Печататься начал в 1919 году. "О великое черт знает что", "Антанта", "Демократические реформы Деникина" - первые политические фельетоны сатирика на етму разоблачения билогвардийщины. В них заметное самобытное художественное мышление Павла Грунского (так подписывал свои ранние произведения Остап Вишня), яркий индивидуальный стиль.

То был настоящий гражданский подвиг молодого писателя. Павел Грунский знал: за такие полные презрения и гнева слова ему грозит расстрел. Через много лет остап вишня в дневнике "Думы мои, думы мои..." запишет: "Я начал делать то, что, по моему мнению, могло принести пользу народу".

В своих оригинальных "Рассказах о беспокойстве" Юрий Смолич впервые проливает свет на такое обстоятельство: "Вообще, не было бы Голубого, то, возможно, не было бы и Вишни". Имеется в виду каменец-подольский период творчества: "Не знаю, что это были за газеты и сильно были они националистические, и только Вишня появился позже в Харькове, им сразу же заинтересовались (ЧК), и был Вишня заарештов аний. Неизвестно, какова бы была его дальнейшая судьба, если бы не начал хлопотать его судьбой Василий: добыв те фельетоны, публиковал Вишня, убедившись, что они не были ни националистическими, ни антисоветскими, Голубой через Центральный Комитет партии, членом которого он был, и через ВУЦИК, депутатом которого он тоже был, избавил Вишню и привел к себе в редакцию.

Павел Грунский начал работать в газете "Известия" переводчиком. "Я переводил, переводил,- читаем в юмореске "Моя автобиография",- а потом думаю себе:

"Чего я перевожу, когда же могу фельетоны писать!! А потом - писателем можно быть. Вот сколько писателей разных есть, а я еще не писатель. Квалификации не знаю, что я, - думаю себе,- буду делать". "Я сделался Остапом Вишней, и начал писать".

Впервые литературный псевдоним Остапа Вишни появился 22 июля 1921 года. В газете "Крестьянская правда" был опубликован фельетон "Чудака, ей-богу!", в котором автор устами наивного, искреннего и сообразительного пастушка Остапа остроумно разоблачает двойную мораль отдельных попов-зальотників.

В 20-х - начале 30-х годов Остап Вишня работает в газетах и журналах "Известия ВУЦИК", "Крестьянская правда", "Красный перец". Печатает фельетоны, улыбки, сатирические заметки по поводу разнообразных явлений, событий, фактов внутреннего и международного жизнь. "Популярность Вишни ширилась со скоростью лесного пожара, он завладел умами и сердцами багатомільонних читательских масс в городе и на селе, его книги розкуповувались сразу. нарасхват...".

Пишет Остап Вишня вдохновенно, быстро, остроумно. Только за два года (1923-1924) в одних "Вестях ВУЦИК" сатирик опубликовал пятьсот произведений.

Фельетоны и юморески Остапа Вишни выходят отдельными книгами: "Дели небесные" (1923), "Вишневые улыбки (сельские) (1923), "Кому веселое, а кому и грустное", "а Ну, ребята, не піддайсь!" (обе - 1924), "Вишневые улыбки крымские" (1925), "Лицом к деревне" (1926), "Вишневые усмешки кооперативные", "Вишневые улыбки литературные", "Вишневые улыбки театральные" (1927), "Вишневые улыбки зарубежные" (1930) . Подавляющее большинство их переиздавалась на год по четыре-пять раз.

В процессе вдохновенной работы родился и расцвел созданный Остапом Вишней новый жанр - усмешка.

Улыбка - это разновидность фельетона и юморески. Ввел этот термин сам Остап Вишня. Позже он писал: "Хотя "фельетон" уже и завоевал у нас полное право на жизнь, и, по моему мнению, слово "улыбка" нашише от "фельетона".

Автор "Вишневиз улыбок" осваивает и дальше развивает традиции отечественной и мировой сатирической литературы и народного творчества. Прежде всего традиции классиков (Гоголя и Шевченко, Щедрина и Франко, Мартовича и Чехова).

Секрет удивительной популярности Остапа Вишни, как уже отмечалось, в его единстве с родным народом. Как солнце, как воздух. И когда уже Вишня "волею судеб" "сделался" писателем и определилась его работа, он сознательно думал об одном:

Пошли мне, судьба, силы, умения, таланта, чего хочешь,- только чтобы я хоть что-нибудь сделал такое, чтобы народ мой, своим титанічнім труде, в своих печалях, горестях, размышлениях, колебаниях,- чтобы народ улыбнулся! Чтобы хоть не на полную грудь, а чтобы хоть одна морщинка его трудового, задумчивого лица,- чтобы хоть одна морщина та разгладилась! Чтобы глаза моего народа, когда они порой печальные и грустью окутаны,- чтобы они хоть отакуньким кусочком радости засветились.

И когда за всю мою работу, за все то тяжелое, что пережил я, мне повезло хоть разочек, хоть на минутку, на мгновение разгладить морщины на челе народа моего, весело заіскрити грустные его глаза,- никакого больше "гонорара" мне не надо.

Я - слуга народный!

И я горд, я счастлив!

Такое заветное кредо Вишни-художника, Вишни-гражданина. Не случайно Павел Михайлович подчеркивал: "Скажу только - работал честно!" И это народ чувствовал, оценил. Наградил чародея смеха искренней любовью. Потому что он, писал Максим Рыльский, писатель сугубо народный, народный в самом лучшем и самом глубоком смысле слова.

За особенностями природы своего редкого дарования Остап Вишня тонко чувствовал комическое, глубоко постиг его законы. Неутомимо искал новых приемов и средств создания комического.