9 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
АЛЕКСАНДР ПУШКИН
Онегин и Татьяна
Эго можно назвать
эгоистом поневоле.
В. Белинский
Татьяна - «верный идеал».
О. Пушкин
Каждый вдумчивый писатель в своих произведениях ставил извечный вопрос: в чем смысл жизни, и пытался так или иначе ответить на него. О. С. Пушкин в своем романе «Евгений Онегин» тоже искал ответ на этот вопрос. В выражении мыслей и чувств поэта огромная роль принадлежит образам-персонажам. Пестрой толпой проходят перед читателем Гвоздіни, Пустякови, Скотиніни, «необходимые глупцы» великосветского общества. Возможно, в благополучной суете столичного дворянства и отражен идеал жизни? Нет, в описании этих персонажей явно чувствуется ирония, а то и насмешки. А Ольга и Ленский? Они все же выделены из общей массы дворян. Но их образ жизни нельзя поставить в пример.
Широким планом в романе показаны Онегин и Татьяна. Поэт говорит о герое: «Мне нравились его черты». А героиню называет своим «верным идеалом». Значит, в Онегине не все одобряется, а в Татьяне - все. Очевидно, при рассмотрении этих образов можно ответить на заданный когда-то вопрос.
В Онегина и Татьяны есть качества, которые их сближают. В обществе, где «воспитанием нетрудно блеснуть», наши герои выделяются своими познаниями. Евгений в совершенстве знал французский язык, был знаком с художественной литературой, с историей, «читал Адама Смита», хорошо разбирался в театральном искусстве.
Татьяне с детства книги «заменяли все». За чтением романов она провела не одну ночь. А позже с жадностью читает книги в библиотеке своего избранника.
й Онегин и Татьяна имеют проницательный ум. Онегин знал людей. Он слушал Ленского с улыбкой, понимал оторванность его суждений от реальной жизни. Увидев в Ольге рядовую паняночку, он позволяет себе шептать ей «какой-то пошлый мадригал». С Татьяной же Евгений всегда говорил серьезно. А Татьяна сумела постичь даже такую сложную и противоречивую натуру, как Онегин.
Объединяет героев независимость их суждений и поступков. Онегин в беседе с Ленским вполне свободно все подвергает суду, уклоняется от общения с назойливыми соседями-помещиками. Он не всегда заботится о том, какое о нем сложится впечатление. Наделенная «строптивой головой», Татьяна резко отзывается о великолепии, мишуру, суету высшего мира. Онегина и
Татьяну сближают также честность и правдивость во взаимоотношениях.
На доверчивое письмо Татьяны Евгений отвечает «признанием также без искусства».
Не удивительно, что умные, проницательные люди, которыми были Онегин и Татьяна, чувствовали себя совершенно одинокими в той среде, к которой они принадлежали рода.
Поэт отмечает, что Онегин в избранном обществе «казался чужим». Татьяна даже в родной семье «казалась девочкой чужой».
Но, имея некоторые «подобные качества», герои отличаются между собой.
Себялюбие Евгения противопоставлена щиросердечності Татьяны.
Эти качества проявляются прежде всего в любви. Если эгоизм Евгения был той почвой, на которой выросло легкое отношение к любви, то сердечная щедрость Татьяны объясняет ее самоотречение и верность в сердечном уподобанні.
С юных лет «наука страсти нежной» заменяла Онегину истинные чувства. Как легкокрилий бабочка, порхал он, часто меняя предпочтения. В минуту откровения он признается Татьяне, что «семейная картина» его не пленяет, что он не способен никого долго любить.
Позже, добиваясь любви Татьяны, знатной великосветской дамы, княгини, Онегин думает только о себе и своих страданиях.
Татьяна принадлежит к тем возвышенным и богатым натурам, которые не знают расчета в любви. Они отдают все силы сердца этому чувству, и поэтому оно прекрасное и неповторимое.
Во всех поступках Онегин руководствуется только своими прихотями. Он завязывает дружбу с Ленским от скуки, чтобы скоротать время. Чтобы только на время рассеять скуку, вызывает ревность Ленского на именинах у Лариных, ухаживает за Ольги, а затем, заботясь о своей репутации, убивает молодого поэта на дуэли.
В щедром сердце Татьяны всегда найдется место состраданию, сочувствию к человеку, чувству долга перед ней. Она часто ходит к одинокой могилы Ленского. Руководствуясь чувством долга, Татьяна отвергает любовь Онегина, хотя и продолжает его по-прежнему любить.
Однако основным различием между героями есть полное равнодушие Евгения и глубокая привязанность Татьяны к «низкой» природе и народу. Разве мог воспитанный французами-гувернантами в шумной суете столицы, вдали от народной жизни Евгений чувствовать прелесть «низкой» природы, чувствовать необходимость связи с народом? До всего этого он остается равнодушным. Только на короткое время его могла пленить непритязательная деревенская природа. А потом увидел, «что и в деревне скука та же».
Совсем другая Татьяна. Вырастая среди привольных полей, зеленых тенистых дубрав, ежедневно общаясь с народом, она сохраняет на всю жизнь глубокую, нежную любовь к родной земле и ее природе, трогательную привязанность к «бедных крестьян». Еще с детства «она любила на балконе предупреждать восток зари», наблюдать за звездами. Деревья, цветы, ручьи - это ее друзья, которым можно доверять свои тайны.
Татьяна сочувствовала народа («бедным помогала»), но особую нежность в ее душе вызывает нянька, которую она называет «милой». Этих симпатий ничто не может уничтожить в душе Татьяны: ни долгая вынужденная разлука, ни высокое положение в мире. Ее душа тоскует и рвется к родным местам, привычного образа жизни.
Сейчас отдать я рада...
Неодинаковое отношение к народу, к родной природе является тем решающим фактором, который помогает дать окончательную оценку героям. Онегин - тип «лишнего человека». Татьяна - положительная героиня.
В образе Онегина А. С. Пушкин показал ту часть интеллигенции 20-х годов XIX века, что отрицательно относилась к общественно-политических порядков того времени. Но и с народом ее ничто не связывало. Она превращалась в «эгоистов поневоле», в лишних для общества людей. Такое жизни не имело никакого смысла.
Татьяна впитала в себя все лучшее, чем богат народ, она носительница таких прекрасных черт характера, как любовь к родине, правдивость, честность, верность долгу.
Жизнь Татьяны мало выдающийся положительный смысл, хотя его еще нельзя назвать высоким, потому что положение женщины в то время было такое, что она в общественной жизни еще никакой роли не играла.
А жизнь имеет высокий смысл лишь тогда, когда человек нужен народу, служит ему, борется за его счастье.