Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ИВАН НЕЧУЙ-ЛЕВИЦКИЙ
Нечуй-Левицкий "Кайдашева семья"



В разговоре сыновей Кайдаша о возможном бракосочетании Карпа, в которую вмешивается и старый Емеля, намечается тот конфликт между отцом и сыновьями, что дальше наберет большего развития и станет составной частью основного конфликта произведения Здесь частично подается завязка, которая завершается во втором разделе, а именно: женитьба Карпа. Развитие действия в повести состоит из последовательного, хронологического изложения событий жизни крестьянской семьи: женитьба сыновей, стычки в семье, поиски Меланки, пьянство и смерть Кайдаша, распределение наследства и т.д. Относительно кульминации, то кое-кто считает, что ее нет в повести. По нашему мнению, кульминацию можно все-таки определить, а именно: столкновение с Мотри Кайдашихою, в результате которой свекровь лишилась правого глаза.

Развязка произведения - примирение двух семей после того, как засохла груша - причина многих ссор. "Дело с грушей кончилось неожиданно. Груша засохла и две семьи помирились. В обеих усадьбах наступила мирнота и тишина".

Так заканчивается повесть во второй редакции. В первом же издании была такая концовка: "Дело с грушей не кончилось до сих пор. А груша все разрастается И вширь и вверх и плодоносит очень обильно, как будто нарочно дразнится с Кайдашами и их женщинами, а здоровые, как тазы, груши и до сих пор раздражают малых Лаврінових и Карповых детей".

В первом варианте развязка произведения была другая, более реалистичная: жизнь двух семей остается неизменным, ибо и социальные условия остаются те же.

Сюжет повести несложен - обострение взаимоотношений в семье Кайдашей по мере того, как взрослые сыновья создают свои семьи, устраивают быт, барахтаясь на небольшом куске отцовского поля и огорода, не имея возможности улучшить свое экономическое положение.

Не мирятся молодые со старыми (сыновья с родителями невестки с свекровью невестки между собой). Семья полностью, даже с детьми вовлекаются во вражду, ссорятся постоянно за повседневные мелочи: мотовило, кружку, кусок полотна Но острейшие столкновения происходят, конечно, за землю, за скот.

Когда речь идет о старшем поколении, на которое еще барщина положила свой "напечаток", а новый социально-экономический уклад мелкого землевладения только завершил формирование типа труженика и одновременно мелкого собственника, индивидуалиста. Такие Емеля и Маруся Кайдаши, характеры, которые вырисовываются сформированными и раскрываются по мере развития действий. В повести "Кайдашева семья "Нечуй-Левицкий достиг высокого мастерства в создании глубоко индивидуальных характеров.

Емеля - трудолюбивый крестьянин, истощенный барщиной. У него здоровые, загорелые, жилистые руки, худощавое и бледное лицо. Став хозяином, Кайдаш продолжает много работать. Набожность уживается в нем с пьянством. Нередко из церкви он обращал в кабак запивать "Древнее панщане горе". Писатель мастерски передает, как теряется грань между проявлениями суеверности Кайдата и болезненного состояния его психики от постоянного перепоя. Такой Кайдаш не смешон, а вызывает глубокое сочувствие. Его слабости Нечуй-Левицкий объясняет социальными факторами, хотя и не акцентирует на них, а сосредоточивается на раскрытии самого характера в его индивидуальных выявлениях.

Другая индивидуальность раскрывается в образе Маруси. Писатель сначала рисует портрет Кайдашихи, а затем подробно раскрывает ее внутренний мир, поведение, поступки.

Писатель-реалист показал, что не все в образе Кайдашихи было отрицательным. Она была трудолюбивой, умела мастерски готовить, любила???????????????????, эгоистичным, злым, лицемерным, завистливым.

"Маруся Кайдашиха юности долго служила во дворе, у господина, куда ее взяли телкой. Она умела очень хорошо готовить и еще и теперь ее брали к господам за кухарку на свадьба. на крестины и на храмы. Она долго терлась круг господ и набралась от них немного почище.. К естественной обычности украинской крестьянки в ней пристало что-то очень сладкое, аж скучна. Но как только она немного сердилась, с не! спадала и сладкая чешуя и она ругалась и кричала на весь рот. Маруся была сердита".

Следовательно, влияние господ сделал ее такой. Показывая как она подражает господ в отношении к невесток, автор недаром употребляет такое меткое сравнение: "Она стояла над душой у Мотри, словно есаула на барщине, а сама не бралась и за холодную воду".

Переход от лицемерия, подобострастия до гнева - также черта, которую Кайдашиха позаимствовала у господ: "Прошла неделя Кайдашиха перестала звать Мотрю сердечком и уже орудовала ею, словно наймичкой"

Это отражается в его языке. Сначала она называет Матрену "мой ребенок", "мое сердце", "моя доченька". Позже, когда между ними начались ссоры, ее язык уже другая: "Погоди же ты, сука. Сверну я голову твоему петуху ".

Перед соседями она может опозорить свою невестку, преувеличивая ее вину, или просто придумывая что-то от себя. Так на вопрос кумовья или трудолюбивая ее невестка Матрена, Кайдашиха ответила: "Хлеб кушать хорошо соображает". Это после того, как вся домашняя работа была переложена на плечи невестки.

Заводилой всех ссор в семье, всей потасовки была прежде всего Кайдашиха. И во время ссор она попадала вместе с тем в смешное и печальное положение. Так, во время одной "баталии" за горшки Мотря выбила свекрови глаз. А читатели не сочувствуют ей, ибо ссора, что довела ее до увечья была начата Кайдашихою. Крестьяне прозвали ее видроокою. Этим писатель также предоставил рис четкой очерченности персонажам. На образе этой эгоистичной женщины показано, как морально ветшает человек в условиях мелкой собственности, беспросветной темноты и вражды.

Характеры сыновей Кайдаша формируются в другое время, поэтому в них нет той забитості и униженности, что в их отца. Старший Кайдашенко гордый, насмешливый, капризный, сердитый. "Он был человек гордый, упрямый, не любил никому кланятись. даже родному отцу", - подчеркивает автор. Карп вырисовывается как социальный тип мелкого собственника, который стремится укрепить свое небольшое хозяйство, но не имеет возможности. В отношениях даже с близкими он эгоист, индивидуалист, что преследует свой собственный интерес, не считаясь ни с кем. Не случайно односельчане именно его выбирают за десяцького, мотивируя: "Карп человек гордый и жестокий, с него будет хороший сіпака".

В отличие от брата, Лаврентий добрый, мягкий, поэтичный. Когда у Карпа лицо неласкаве, глаза сердитые, в Лаврина - "веселые, синие, как небо, глаза светились приветливо и добро". В разговоре с Карпом про девушек он в каждой выделяет привлекательные черты, проявляет доброжелательность к окружающему миру. Ему присуще чувство юмора. Парнем он не принимает участия в семейных ссорах, а свое отношение обнаруживает в шутках: то слепил конек из недопеченного хлеба, испеченного Матреной, то шутливо плюнул на кучку свеклы и фасоли, когда Мотря бросила миску с борщом под ноги свекрови. Влюблен в Меланку он признается, думает и говорит словами песни: "Брови черные, глаза карие - любо посмотреть; личико как калина, а как посмотрит, засмеется, у меня сердце вянет", "Как с ней не оженюся, то в Росе утоплюся" и др.

Но новое положение в семье после женитьбы вносит свои коррективы. Стремление хозяйствовать самостоятельно приводит к конфликту с отцом. Лаврентий не может обойти и семейных дрязг. Он не уступает брату грушей, надеясь продавать ежегодно груши и брать деньги. Такие рассуждения и поведение Лаврина свидетельствуют о те безусловные изменения, которые он претерпел, приспосабливаясь к условиям дрібновласницького быта.

Мотря умная, красивая и нарядная женщина. Физически здоровая она любила труд. "Дело будто горело в Мотриних руках, говорит автор.

Долгое время она молчала свекрови, проявляя свою учтивость. И только тогда как почувствовала себя не хозяйкой, а наймичкой в Кайдашей, ее терпение лопнуло. Защищая свое человеческое достоинство, чтобы "не съела свекровь, лютая змея, возраст молоденький", Мотря дальше все больше теряет чувство меры.

Она становится сварливой и жестоким человеком, якав семейных спорах не останавливается ни перед чем. За это от свекрови она получила прозвище "чума бендерская".

После трагедии с глазом Кайдашихи крестьяне смеялись с Мотри как с лютой женщины. Когда выбирали Карпа десяцьким, кое-кто в шутку советовал избрать Мотрю, а другие отвечали: "нельзя, она повыбивает всем бабам глаза".

Речь Мотри также отмечается грубостью, полна оскорбительных слов и бранных острот. Чувствуя свою зверхніть над Мелашкою, она и разговаривает с ней невежливо и оскорбительно: "Не цели до порога, потому возьму тебя за шею, как котенка, и разминаю мордой в мусор"...

Часто своими словами Матрена пыталась не только оскорбить, но еще и вызвать на спор Кайдашиху. С такой целью она пела песню:

Если бы мне господь помог

Свекрови дождаться,

Заставила 6 старую суку

Халандри скакать.

Мелашка в сравнении с другими персонажами имеет больше всего положительных черт. На протяжении всего произведения автор сочувствует героине, изображает ее привлекательными, теплыми красками.

В отличие от Мотри, Мелашка происходит из нищей семьи, для нее даже обычная просторная хата Кайдашей показалась раем. В поведении и в языке Мелашки подчеркивается приветливость и кротость. Писатель говорит, что "Мелашка была с поэтической душой, с ласковым сердцем. Порой она в своем разговоре невольно добавляла слова песен".

Контрастом к этому изображены условия, в которых вырастала Мелашка. Чтобы показать бедность Балашів, Нечуй-Левицкий подает такие детали, как старая покосившаяся хата, куча детей, у которых трется стриженную от головы до самого хвоста кошка, хлеб "черный как земля, блин и несмачный '". Тяжелая жизнь выпала на долю Мелашки и в свекрови, которая обращается с ней, как с наймичкой, а "словами бьет хуже, чем кулаками". Свекровь не пускала ее даже в воскресенье на свидание збатьками, Мелашка чувствовала себя в ней пленницей.

Спокойная нравом, Мелашка терпеливо сносит все оскорбления от свекрови и Мотри: "В доме грызла свекровь, в сенях и на дворе стерегла ее Матрена".

Попав в Киев, Мелашка решу является остаться там, чтобы пожить на свободе, хотя тяжело переживает разлуку с мужем. Эта неудачная побег кончается тем, что Мелашка возвращается в семью сварливой Кайдашихи и начинает учиться у нее грубого обращения с людьми.

Но и теперь, в условиях семейной потасовки, Мелашка далеко стриманіша. чем Мотря. Постепенно Мелашка перенимает привычки, ругательную речь, грубость, существовавшие в семье Кайдашей. Например, когда Мотря за бедное происхождение называет ее детей старцами, Мелашка отвечает : "Врешь, врешь, как старая собака. Да и врать толком не умеешь. У тебя до того ума и таланта нет".

По стилю "Кайдашева семья " принадлежит к лучшим юмористически-сатирических произведений.

Под юмором мы понимаем такой прием в художественном произведении, способ повествования, когда отдельные явления, поступки, поведение людей изображается в смешном, шутливом тоне. Средством юмора часто вскрываются отдельные пороки и недостатки в жизни.

Сатира - гневное осуждение в произведении явлений общественной и личной жизни. Сатирические образы, как правило, вызывают у читателя чувство возмущения и отвращения к негативных явлений жизни, изображенных в произведении.

 

В повести "Кайдашева семья" Нечуй-Левицкий проявил себя искусным выдающимся юмористом и сатириком, обличителем негативных явлений жизни крестьянства при капитализме.

Раскрывая трагедию этого жизнь в условиях темноты и бескультурья, в царю никчемной борьбы за мелкую собственность, Нечуй-Левицкий сумел показать оновний конфликт повести, использовав смех.

Но это смех не ради смеха. Нигде нет насмешки из героев. Наоборот, автор сочувствует своим персонажам, среди негативного хочет подчеркнете и нечто положительное. Смехом сквозь слезы звучат отдельные места произведения.

В произведении Нечуя-Левицкого как сатира, так и юмор служат средством разоблачения больших или мелких изъянов в человеческой жизни. Досконально зная народный юмор, Нечуй-Левицкий широко пользуется им в повести. Вспомним такие юмористические картины, как приход Кайдаша из кабака в первом разделе, схватки Кайдашихи с невестками, показ набожности бабы Палажки и др. Даже отдельные описания полны смеха, остроумия, например: "В доме стало тихо, только борщ брызгал в кои то веки здоровыми пузырями, как будто старый дед рычал, а густая каша будто стонала в горшочке, поднимая затужавілий вершок вверх..."

Но не всегда "смешные" картины в повести кажутся смешными. Часто юмористические картины переходят в сатиру, в острое осуждение условий капиталистической действительности. Так, Нечуй-Левицкий сатирическое разоблачает дрібновласницьку ограниченность молодых Кайдашей, которые отказываются раскапывать бугра на пользу себе и обществу, остро высмеивает суеверность Кайдаша и знахарские способности бабы Палажки, осуждает жестокость Кайдашихи, особенно в обращении с Мелашкою, и хищническую поведение Мотри в отношениях со свекровью.

Повесть "Кайдашева семья "вошла в историю украинской литературы, как социально-бытовой произведение, в котором автор изобразил реалистичные образы крестьян 2 пол. XIX ст., проявил себя мастером художественного слова.

 

Живя в пределах царской России, находясь под давлением драконовских Валуевского циркуляра (1863) и Энского акта (1867), которые сводили роль украинского языка в "наречія" и юридическое давали основания даже национальное-культурные соревнования трактовать как преступный политический сепаратизм, Нечуй-Левицкий считал крайне необходимым развивать национальное самосознание народа. Фольклор и история Украины для писателя на всю жизнь остались неисчерпаемым источником размышлений, не случайно в его произведениях встречаемся с историческими рефлексиями героев.

Немалый интерес представляет историческая проза Нечуя-Левицкого. Писатель считал, что именно художественные произведения на темы исторического прошлого способны вызвать живой, неподдельный интерес широких слоев к своему прошлому.

В историческом романе "Князь Иеремия Вишнивецкий "и "Гетман Иван Выговский" писатель пытался осмыслить на материале из жизни украинской интеллигенции проблему духовного комформізму человека, социальной нивелирования личности.

Нечуй-Левицкий в своем творчестве неоднократно упоминал о окатоличенным потомков бывших украинских родов, которые умеют только дбать про свои достатки и розкоті жизни и знают только культуру... роскоши и блеска великопанського мирового жизнь, и все". Писатель сердцем и умом чувствовал обездуховлюючу сущность существования человека, которая, не усвоив культурных, духовных традиций своего народа, и в культуре господствующей нации видит только те пласты, которые захватывают ее своей кажущейся эффективностью и развивают эгоистические устремления.

В центре романа "Князь Иеремия Вишнивецкий" исторические события сэр. XVII ст., когда еще мощная речь Посполитая, распространяя социальное и национальное) религиозный гнет на восточных окраинах, передусімна Украине, Вызвала там решительное сопротивление народных масс. Восстание Северина Наливайко, Якова Остряницы предвещали приближение всенародной Освободительной войны 1648 г., которая поколебала устои Польского государства. Многочисленные магнаты: Вишнивецькі, Потоцкие, Радзивиллы, Занойські своеобразные "королята", как их называли родовые шляхтичи, стремились огнем и мечом закрепить свое господство, колонізаційну политику полонизации и окатоличивания украинского и белорусского народа. Что двигало ими - жажда власти, желание быть на вершине славы или стремление любой ценой доказать свою преданность Коропе, реабилитировать свою коренную непольськість. Потребность в акциях исторического масштаба или властный инстинкт самосохранения? Какой-то однозначный ответ дать на эти вопросы трудно, особенно если вспомнить, что Украина XVI - XVII вв. была средоточием стратегических интересов различных государств, своеобразным мостиком между Востоком и Западом. Нечуя-Левицкого влекли не столько историософские проблемы, сколько создание образа человека, которую он именовал "одступником", "оборотнем".

Обратившись к воспроизведению исторических событий за королювання польской династии Вазов, Нечуй-Левицкий ведет читателя в иезуитскую коллегию во Львове и в магнатский дворец над Сулой, в варшавские замки и в мещанскую дом, на политые невинной кровью майданы Немярова и на поле битвы над Пилявкою... Широкое фон романа дает возможность представить себе настроения различных социальных слоев Польши и Украины, почувствовать ту пропасть, которую постепенно выполнял Иеремия Вишнивецкий между собой и собственным народом.

Сюжетная линия романа довольно upocra. Она символизирует постепенное вхождение внука знаменитого Байды Вишнивецького в великосвітське круг и судьбы непосредственно его войну с сіромою и казацкими повстанцами, что воспринимается им как возможность утвердить себя на важных ролях в Польском государстве. Уже на первых страницах произведения юный Иеремия предстает человеком, который не терпит чужой опеки, высших за себя и которая внешне приветливой поведении с слугами где-то в глубине скрывает тайное насмешки с ниі Обучения в иезуитской коллегии еще сильнее развита гордыня и спесь молодого князя, убедив его в собственной мессианской миссии даже силой обращать "темную украинскую массу", "темных товаряк" к католицизму, к Польше и польского языка. Позже пребывания за границей, в Европе, "без высшей степени во всем и за Польшу, и за Украину" заставило его остро критическим взглядом присмотреться к образу жизни своих прославленных и богатых предков, киевский дворец которых теперь показался ему чистейшей конурою. С тех пор Иеремия пытался во всех своих мероприятиях, в том числе и жестоких, зужить славу на всю Украину: разрушал и жег, словно татарская или древняя монгольская орда".

Честолюбивые планы Вишнивецького наиболее отчетливо выступают в его внутренних монологах, здесь проявляется его полное согласие с оценкой Польши как "рая для дворян, ад для крестьян".

Даже в выборе будущей жены Гризельди Замойской Вишнивецкий руководствуется мнением, насколько и пара будет способствовать его славе. А женившись на ней, стремится сделать его своим сообщником, чтобы вытравить вокруг "тот глупый мужской давний саморід", правда, где-то интуитивно Гризельда чувствует отсутствие у мужчины горячего чувства, его любовь она сравнивает с холодным железом, можно было бы думать, что увлекшись вдовой Тодозею Світайлихою, князь переживать своеобразное испытание счастливым чувством. И оно имеет явный оттенок егоцентрризму. "Не будешь ко мне ходить и меня любить, я пошматую тебя, чтобы твоя красота никому не досталась веки вечные" - такая настырность Иеремии принципиально отличается от самоотверженному любви молодой казачки, которая в этой сложной ситуации, любя, стремится сохранить достоинство свободного человека, а не превратиться в известную всем барскую любовницу.

История неравной и трудной любви Вишнивецького и Тодозі является художественным достижением автора. Она позволила рельефнее изобразить главного героя, шире ввести тему народа в художественное повествование. Внутренняя драма женщины, которая невольно полюбила откровенного врага казаков и мучается в поисках выхода между страстным чувством любви и обязанностью патриотки, изображенная убедительно. Тодозя знает о реальной дате нападения казаков на город, она ждет его и в то же время не может допустить гибели Гризельди Вишнивецької с сыном, ее поступок служит подтверждением идеи вечности, гуманной сущности народа, его великодушию.

Написанное на историческую тему, роман обнаруживал противоречия древнеукраинской действительности и одновременно был проекцией реальных польско-украинских взаимоотношений 2 пол. XIX ст.

До сих пор все, что не делал "великодушный "Иеремия, сходило ему с рук и приносило приятную для него молву: захват владения соседа, подшучивание с окружающей знати или удивительная поездка на санях летом по дороге, сплошь усипаній солью. Несмотря на всю свою предприимчивость и спесь, Вишневецкий своим острым умом чувствует силу казацкой ненависти к помещикам. Слухи о новом восстании и решительную победу казаков под Желтыми Водами вывело его из равновесия и по-настоящему напугали. Бросаясь каждый раз в новый бой против повстанцев, Иеремия Вишнивецкий чувствовал, что его дорога к триумфу перепинена не столько королем или князьями магнатами-соперниками, сколько страшной народной и казачьей силой, которую он ненавидел больше всего на свете. Талантливый военачальник, он, однако, не может повлиять на ход событий, потому что правда не за ним и его войском, которое шло в битву, как на пир, а за простыми украинскими казаками и крестьянами, способными биться с врагом на смерть за свободу. Не случайно в сновидениях - грезах предстают перед Иеремией картины собственного разбоя, больное совести камнем ложится на его душу.

В заключительной главе романа главная роль принадлежит не Иеремии, а восставшему народу. Выразитель прогрессивных убеждений Богдан Хмельницкий отправляет вражеского лагеря письмо с предложением мира, с пожеланием не проливать братской крови. Многие из шляхты согласен был сделать шаг на встречу. И такая мысль, как Бы предложение. Хмельницкого, выдалась Вишнивецькому коварной. Шаг к согласию не было сделано.

В стиле народных дум говорит Нечуй-Левицкий о нелегкой казацкую победу над врагами, выражая искреннее сожаление о бесславную гибель цвета польской шляхты. Выставляя себя за образец всей Украины, они были фактически "слепые вожди, за которыми Украина не пошла следом и отреклась от их, как своих врагов". Такая судьба Вишнивецького, жизнь и талант которого, огромная энергия были посвящены фальшивой идеи. Стремясь к безраздельной власти над людьми, постоянно доказывая право па это обогащение деспотией герой романа не получил ожидаемой славы.

Вся структура художественного изображения, логика развития центрального персонажа свидетельствуют о неприятии автором самодостаточного насилия над народом и над собой, даже в Освободительной войне 1654г. он видит неоправданные потери для обоих народов.

Понимание социальной и психологической природы "перекинчества", быта, обычаев, морали XVII в. позволило Нечую-Левицкому создать интересное произведение, которое дал ему толчок для дальнейшей обработки исторических сюжетов.

 

Ценность литературного наследия Нечуя-Левицкого заключается в реалистическом изображении той эпохи, в которую жил писатель. В произведениях писателя показаны духовные богатства народа, выражена любовь автора к простому народу, вера в его силы, а также непримиримость к угнетению, к унижению человеческого достоинства.

Нечуй-Лсвицький широко и разностороннее изобразил жизнь различных слоев населения в прошлом веке. Жизнь крепостных крестьян и освобожденных крестьян, немало впечатлений для его творчества.

После семилетнего обучения в г. Польши Левицкий переехал на работу в Кишиневской мужской гимназии. Причины переезда заключались очевидно в демократической деятельности, в общественной смелости учителя гимназии.

Седлецкая женская гимназия для греко-униатов, то есть для украинцев, была неплохим грунтом для посев тех зерен, что западают в юные головы воспитанниц, чтобы урожайно зродитися новости мыслями. Отстаивая интересы народа, Левицкий высказывался за социальные и национальные права украинцев, читал собственные произведения гімназисткам. А в это время запрет украинского языка продолжала действовать и усиливаться повсюду.

Переехав в 1873г. в Кишинев, Левицкий начал работать классным наставником первой мужской гимназии и преподавателем русского языка и литературы, старославянского и латинского языков и логики.

Двенадцать лет отдал педагог Левицкий обучению и воспитанию гимназической молодежи в Кишиневе. Он стремился привить своим воспитанникам любовь к словесности, к грамматически правильного письма и художественного слова. Добросовестно выполнял обязанности классного воспитателя, любил детей.

Вместе с тем это было время наивысшего творческого подъема для писателя. Здесь созданы лучшие полотна :Повести "Николай Джеря", "Бурлачка ", "Кайдашева семья", а также "Баба Параска и баба Палажка ", "Чертовское искушение."

Не прекращает он и общественной деятельности, начатой в Седлеці. Первая Кишиневская мужская гимназия, которая была открыта в 1833 г. стала тем культурным центром Молдавии, где больше всего групувалась передовая интеллигенция. Среди демократически настроенной молодежи проявлял свою активность И. Нечуй-Левицкий. Кроме чтения своих произведений он выступал с докладами и рефератами на литературные и общественные темы, откровенно произносил мысли, направленные против политики царизма. Растет популярность Нечуя-Левицкого как писателя, вместе с тем он бросается в глаза полиции и жандармерии и за ним устанавливается секретный надзор.

Очевидно жандармский уход нарушил планы писателя и заставил йоги в 47 лет оставить учительскую работу. Второй причиной ранней отставки Левицкого было состояние его здоровья.

Известно, что у писателя оказалась желудочная болезнь, и в феврале 1848 года он обращается с заявлением к директору гимназии о разрешении па выезд в Австрию лечиться минеральными водами.

Отдав 21 год благородном труде учителя и воспитателя Нечуй-Левицкий в 1885 г. подал в отставку и перешел целиком на литературную работу. Постоянным местом жительства он выбрал Киев. Здесь были написаны исторический роман "Князь Иеремия Вишнивецкий " и "Гетман Иван Выговский", повесть "Пропащие", "Над Черным морем", "Сумасбродка" много рассказов единственный во всей империи украинский журнал.

Первые робкие попытки писателя приходятся на студенческие годы. И потому, что они остались попытками, писатель не упоминает о них. Лишь в одном из вариантов автобиографии говорится: "Еще будучи в Киевской академии, я начал писать народные повести для "Основы". "Основа" перестала выходить, и я покинул начало той повести и потерял его". Окончив в 1865 г. духовную академию со званием магистра богословия. С. Л. нарушил семейную традицию и служителем церкви не стал. Где была его гражданская мужество - отбросить духовный чин, приобретенный многолетним обучением, и удовлетвориться скромной профессии учителя-словесника. Свою педагогическую деятельность после академии он начал того же года в Полтавской духовной семинарии, став преподавателем русской словесности (то есть языка и литературы). Появились некоторые возможности взяться за творческое перо. Это было время, когда действовал невероятно жестокий циркуляр царского министра Валуева о запрете не только писать, но и разговаривать на украинском языке.

По этой причине печатать свои произведения ему пришлось за пределами царской России, в Галиции. Первая повесть "Две московки" была напечатана 1868г. в Львовское ну журнале " Правда", где позже появились и другие произведения И. Нечуя, как назвал себя И. С. Левицкий.

Полтавский период жизни, где впервые Левицкому улыбнулась муза, быстро закончился. Дело в том, что материальные условия учителей семинарии были плохие, некоторые преподаватели даже голодали. У Левицкого заработная плата была всего 250 руб. в год, что никак не могло обеспечить нормальной жизни. Кроме того, писатель знал, что его будут преследовать за писание произведений на украинском языке. Это навело его на мысль оставить семинарию и перейти в гимназию и куда-то дальше, на окраину царской империи. Такой окраиной была Польша.

Переход из духовного заведения в светскую гимназию (с дополнительным составлением экзаменов) свидетельствовал об окончательном разрыве Левицкого с карьерой духовника. Получив 1866р. назначения в женскую гимназию м. Калиш, Левицкий переезжает туда и становится преподавателем русского языка и литературы, истории и географы России.

Через год, почувствовав некоторый отрыв от родной среды, Левицкий попросился перевести его в м.Білу, где проживало украинское население. Но за отсутствием там соответствующей вакансии Левицкого 1867р. было переведено учительствовать до Селдецької женской гимназии. Годы педагогической деятельности в Калиш и Седлеці были для Нечуя-Левицкого периодом дальнейшего творческого подъема.

Здесь были написаны "Рыбак Панас Круть, "Облака", "Прицепа" "Запорожцы", первый вариант повести "Николай Джеря" и др. 1869 г. писатель совершает путешествие по Швейцарии.