Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Міфологізм в художественном мире Л.Петрушевської ("Песни восточных славян")


 

Особенностью современного художественного процесса является возрождение духа литературного мифотворчества, что проявляется в создании авторских мифов, а также в обращении древних фольклорных мотивов с целью конструирования собственного мифа.

Модернистская творческая парадигма постулирует возникновение новой самодостаточной реальности, субъектом которой является автор-демиург. Русский философ Н.бердяев в работе "Смысл творчества" писал с цъого поводу: "Творческий акт в своих першопочатках направлен на новую жизнь, новое бытие, новое небо и новую землю, на преображение мира" [1, 354].

Постмодернистская творчество отходит от этого принципа: автор здесь перестает быть творцом новой реальности. Он становится быстрее деструктором уже существующих в культуре миров с метовд пародіюванкя условностей стереотипізованої сознания или актуалізатором состояний и смыслов, завуалированных под такие, что являются независимыми от воли и интенций творца художественной реальности (т.н. "авторская маска" предусматривает сознательное "запутывания" читателя, который остается совершенно дезориентированным при попытках понять текст).

Тема мифического, которая активно артикулируется и в постмодернизме, выполняет, в противовес модернистскому мифологизма, функцию пародийного переосмысления и очищения сознания современного человека от деструктивных личностных и коллективных міфізованих форм бытия.

Одна из самых примечательных признаков постмодернистского текста заключается в дистанцировании автора от нарративной структуры произведения в целом и субъекта повествования в частности. Последний, в свою очередь, и выступает создателем или носителем мифа.

Художественное осмысление действительности с позиций міфізованих представлений о ней находим в цикле новелл Л.Петрушевської "Песни восточных славян" Произведения, вошедшие в цикл, характеризуются стилизацией под так называемые "страшилки", разновидность современного детского городского фольклора. Это предопределяет соответствующую организацию художнъого материала, которая наиболее ярко проявляется на наративному и композиционном уровне. Ее характерные признаки:

1. Воплощение в произведениях фантастического содержания, что проявляется в наличии "мира мертвых", в который попадают люди после смерти и из которого живым являютъся в том или ином виде привидения умерших,- древнейший мотив художественного слова, трактует тему мифического. В цикле Л.Петрушевської "Песни восточных славян"ян" находим именно такой тип воплощение мифической действительности.

Образ сверхъестественного в этом случае - "вторичное считывания" архетипа потустороннего. "От неудовлетворенности современностью,- пишет К.Г.Юнг,- творческая тоска уводит художника вглубь, пока он не найдет в своем бессознательном того праобразу, который способен найбілып действенно компенсировать ущербность и однобокость современного духа" [5, 119].

Л.Петрушевська-автор использует схему построения городских "страшилок" (именно в них происходит возрождение архетипа потустороннего, что и является "первичным считыванием"), дистащіюючись от міфізованої реальности рассказчика и показывая при этом, какими средствами рядовой, "усредненный" индивид компенсирует собственную беспомощность и растерянность перед объективной реальностью.

2. Главным в произведениях есть образ человеческого страха. Носителем коллективного страха в новеллах есть рассказчик-"очевидец", который не подозревает о немислимість того, о чем он говорит. Причина страха рассказчика в большинстве случаев - нарушение героем табу и последствия этого нарушения.

Ограничения, табу - религиозные и моральные запреты того, "что одновременно и святое, и стоит над обычным, так же как и опасное, и нечистое, и жуткое" [4, 217]. Человек, нарушивший табу, становится "нечистой" и автоматически попадает в разряд тех, кто ждет наказания. Композиционную схему, построенную по такому принципу, встречаем в произведениях цикла "Песни восточных славян". Умерла жена героя новеллы "Рука" является ему во сне, чтобы помочь найти потерянный партбилет, который выпал у полковника из нагрудного кармана, когда тот прощался с женой, которая лежала в гробу. Тут же прозвучала запрет: "Жена также сказала полковнику, чтобы он не поднимал с ее лица покрова" [2, 143]. Нарушив запрет и подняв покрывало с лица умершей, герой на самолете* перелетает в мифическую страну мертвых, где встречает жену, которая "озвучивает" наказание: "3ачем же ты посмотрел на меня, зачем поднял покрывало, теперь у тебя отсохнет рука" [2, 145]. Очнувшись от потери сознания в госпитале, полковник узнает, что его рука сильно повреждена и теперь, возможно, отсохнет" [2, 145].

В новелле "Рука", таким образом, становится наглядным одно из самых древних табу, цель которого заключается "в защите от опасностей, связанных с доторканням до трупов" [4, 214]. В цикле "Песни восточных славян" Л.Петрушевськаа обыгрывает сюжеты, связанные с нарушением табу, цель которых заключалась в охране маленьких детей от различных опасностей ("Месть"), в защите собственности определенного лица ("В маленьком доме"), в охране слабых - женщин, детей - от могущества злых сил извне ("Новый район") и др.

3. В произведениях Л.Петрушевської часто встречается анимистическое мотив помощи призраков умерших живым, В новелле "Тень жизни" призрак умершей матери спасает дочь Женю от насильников; молодая девушка, героиня новеллы "Фонари", избежала смерти от взрыва газопровода благодаря помощи ее покойной бабушки; жизнь главного героя новеллы "Материнский привет" круто меняется к лучшему после посещения умершей сестры и т.д, Архетипы анімістичного характера - одни из самых древних, они чаще всего встречаются в культурном сознании в течение многих веков. В Л.Петрушевської эти архетипы, как и табу, носят характер защиты сознания слабого человека перед неизвестными ей законами бытия.

4. Мифологическая культура отражает историю освоения человеком окружающей среды, понимание могущества независимых от нее сил, представления о возможности отграничить себя так или иначе от их влияния, В такой ситуации человек становится участником некоего мистического ритуала, в котором она теряет собственное "я", выполняя предусмотренную правилами (в том числе и табу) функцию.

Схожие принципы построения образа человека (с учетом современных представлений о ней) встречаем в новеллистике Л.Петрушевської. Герои ее произведений попадают под давление обстоятельств, не понимая их причин и последствий, Они не в состоянии осмыслить себя и живут в плену собственных иллюзий относительно ими же придуманных способов достижения счастья. Так, девушка Вера ("В маленьком доме") живет в воображаемом мире любви к соседу Вите, который погиб на войне; одинокая Рая ("Месть") пытается убить дочь подруги за маниакальное чувство то ли ревности, то ли зависти; юноша Олег ("Материнский привет") доводит себя до физического и психического истощения, когда узнает о недостойном поведении умершей матери... Люди в Л.Петрушевської не могут выйти из мира ими же созданного мифа, им нужна помощь сверхъестественных сил.

Обращения современных писателей к мифу - симптоматическая признак художественной литературы ХХ века. Когда модернизм путем культивации традиционного и авторского мифа пытается вернуть человека на втраченні позитивизмом пути гармонии с природой, общественным окружением, с самим собой, то постмодернизм осознает утопичность таких попыток. Постмодерная мифотворчество - прежде всего игра в мифы, направленная на освобождение от них. Художественный мир Л.Петрушевської подчеркивает деструктивную энергию этих мифов. В цикле новелл "Песни восточных славян" писательница использует характерную для мифического повествования организацию художественного материала, пытаясь тем самым глубже осмыслить проблему порабощения сознания человека коллективным мифом, который разрушает целостность его психики, делает заложником собственной агрессивности и ограниченности, и найти пшяхи самоидентификации этого человека в период тотального влияния на нее разнородных информационных потоков и социальных мифов.


 

Литература

1. Бердяев Н.А, Философия свободы. Смысл творчества. - М.: Правда, 1989.- 607 с.

2. Петрушевская Л.С. Собр. соч.: В 5 т.- Т.2.- М.: ТКО АСТ; Х.: Фолио, 1996.-367 с.

3. Тайлор Э.Б. Первобытная культура.- М.: Политиздат, 1989.- 573 с.

4. Фрейд З. "Я" и "Оно": Труды разных лет: В 2 кн.- Кн.1.- Тбилиси: Мерани, 1991.-398 с.

5. Юнг К.Г. Собр.соч.: В 19 т.- Т. 15. Феномен духа в искусстве и науке.-М.:Ренессанс, 1992.- 320 с.

 

 

________________________________



* Представление о местонахождении загробных стран, за древними мифами, ограничивалось представлениями о неизведанные далекие земли, в которых, при желании, можно добраться пешком [3, 278-310].