9 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
АЛЕКСАНДР ПУШКИН
Мое отношение к Евгению Онегину
Действие романа «Евгений Онегин» развивается с 1819 по 1825 годы. Именно в это время, насыщенное большими политическими событиями в истории России и Европы, сложился тип человека, подобного героя пушкинского произведения. В России и Европе згущалася предгрозовая атмосфера; на это время приходится возникновение в России тайных организаций, обществ и ячеек. Но одновременно с этим усиливалась и реакция. Пушкин хотел воссоздать духовную атмосферу, в которой рождался тип Евгения Онегина, со всей справедливостью и последовательностью.
Главное действующее лицо романа - молодой помещик Евгений Онегин. Он показан Пушкиным как человек с очень сложным и противоречивым характером. Не очень легко установить даже, как относится к нему сам автор. Социальное положение и воспитание определили основные черты характера Онегина.
Он сын богатого барина, «наследник всех своих родных». Ему не нужно было работать за кусок хлеба, «труд упорный ему была скучна». Воспитание, полученное Евгением, было скверное. Он рос без матери. Отец, легкомысленный господин, чиновник, не обращал на сына никакого внимания, поручив его наемным гувернерам и гувернанткам. Они почти ничему не научили мальчика, никак не виховувшш его и только слегка ругали за шалости. Но получив поверхностную образование, Онегин дважды пытается пополнить и расширить ее. Во всяком случае, встретившись с Ленским, получившим высшее образование в лучшем университете Германии, Онегин мог спорить с ним по серьезным политическим, историческим и философским вопросам как равный с равным.
В Петербурге Онегин ведет пустое, бесцельное и бессмысленное жизнь. Встречи с друзьями в ресторане, навещении театра, балы, ухаживания женщин. Наука страсти нежной «была основным содержанием его жизни».
Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать.
Устав скучать в Петербурге, Онегин едет скучать в деревню. И здесь жизнь его не отличается богатством событий: купание в реке, прогулки на коне и пешком, чтение журналов, поцелуи крепостных девушек. Никаких серьезных интересов, никакой работы. Только в начале, приехав в деревню, Онегин попробовал заняться хозяйством, облегчил положение крестьян: «Ярем он барщины старинной оброком легким заменил». Но и это недолго занимало его, и занялся этим Онегин только от безделья, «чтоб только время продлить».
Понятно, что из Онегина вышел настоящий эгоист, который думает только о себе, о своих желаниях и утешения, не умеющий обращать внимание на чувства, интересы и страдания людей, способный с легкостью обидеть, оскорбить, причинить горе человеку, даже не замечая этого.
Хорошие задатки его души из-за воспитания и жизненные обстоятельства остаются под спудом, не имея развития.
Онегина недолго удовлетворяло пустое, бессодержательное жизни. Скука овладела им. Но в Онегина не хватило ни силы, ни желания порвать с этой жизнью. При этом его эгоизм, невнимание к людям, к чувствам других заставляют его постоянно причинять людям зло. События быстро движутся к трагической развязке, и Онегин продолжает пассивно и равнодушно относиться ко всем и ко всему, кроме собственного спокойствия: Получив вызов на дуэль, прекрасно понимая свою неправоту и бессмысленность этой дуэли, Онегин все же принимает вызов и убивает на дуэли своего молодого друга Владимира Ленского.
Только потеряв друга, он начинает понимать всю жестокость своего поступка.
Убийство Ленского перевернуло жизнь Онегина. Он больше не может оставаться в тех местах, где все напоминало ему о его страшном преступлении, «Где окровавленная тень ему являлась каждый день». И, измученный угрызениями совести, Онегин путешествует по миру. Он уже не может, как прежде, идти по жизни, вовсе игнорируя чувства и переживания людей, с которыми кучи сталкивается, и думать только о себе.
Онегин, оказывается, не такой уж и холодный и расчетливый эгоист, каким казался в начале романа. Он уже не может не замечать тяжела жизнь российского села, страдания русского народа под гнетом крепостников.
Вернувшись после путешествия, Онегин снова встречается с Татьяной. Небывалой силы любви вспыхивает в душе Евгения, Сила его чувств такова, что он тяжело заболевает и едва не умирает от любви.
Как далека эта человек, глубоко и тяжело переживает свою любовь, от Онегина из первых глав романа! Как сильно сказались на нем испытанные им душевные потрясения!
И здесь Онегин терпит окончательный крах своих надежд на личное счастье, но любовная катастрофа должна воскресить душу его для нового страдания, «более подходящего человеческого достоинства».
Мое отношение к Онегину противоречиво и меняется во время развития сюжета. Онегин - эгоист, что скучает. Он в первых главах романа симпатии, разумеется, вызвать не может. Онегин, читающий мораль влюбленной Татьяне, хладнокровно убивает друга на дуэли, даже вызывает злость. Как легко он может причинить зло людям просто так, от скуки. И как легко он способен отнять жизнь у другого человека, опасаясь мнимого осуждения общества, которое чуждо ему. Разве в этих сценах Онегин способен вызвать сочувствие?
Но, по мере того, как в душе Онегина происходит восстановление, мое отношение к нему меняется. Мне уже жаль его, жаль как человека по сути своей благородной. Крах всех его надежд, его личное несчастье - справедливые, это расплата за все его бесцельно прожитую жизнь. Возможно, это приведет его на правильный путь, путь борьбы за счастье народа?
Для Пушкина критерий ценности человека как личности и как типа заключается, во-первых, в стремлении к свободе, личной и общественной; во-вторых, в стремлении к творчеству, восприимчивости поэзии, искусства, непреодолимая страсть творить всегда была для Пушкина положительным признаком; в-третьих, это любовь - как красота духа, его высокое стремление.
Свобода, творчество, любовь - три стихии духа, прекрасные в человеке, три страсти, делающие его существом поистине благородным, три сферы активности, наполняющие жизнь значением и смыслом.
Все они могли быть доступны Онегину, но все они заглушены в нем его окружением, воспитанием, условиями жизни. Онегин чуждый высокой страсти свободы, как и страсти творчества, поэзии, неспособный к возвышенной любви.
Это не вина, а беда Онегина. Вина Онегина - непроизвольная, трагическая. Вина Онегина есть вина мира. Вина на обществе, так устроенном, что двум хорошим людям никак не найти в нем счастье.
Возможен ли в нашей современной литературе образ, подобный Онегина? Хуже всего то, что возможен, потому что, к сожалению, у нас, молодого поколения, нередко встречается такая страшная неизлечимая болезнь, как безверие. И как предостеречь себя от этого заболевания, неизвестно.