Рассматривая художественное творчество Франка, мы хоть и говорим с восхищением о нем как смелого новатора в прозе, одного из основоположников народного театра на Украине, талантливого драматурга - к сердцу прежде всего Франко-поэта. Не потому, что он был гениальным поэтом, а потому, что он был поэтом во всем: в общественных идеалах своих и в ежедневной практической работе, в лирических признаниях и ученых архивных розысках. Поэзия дала Франко второе имя - Каменщик. Из поэзии он начал и ею завершил свой творческий путь.
За 30 лет активной творческой жизни, с 1876 по 1906 год, Франко издал шесть книг стихов: "Баляди и розскази" (1876), "С вершин и низин"(1887),"Увядшие листья"(1896), "Мой Измарагд"(1897), "Из дней печали"(1900) и "Semper tiro"(1906).
Писать стихи Франко начал еще в старших классах гимназии. Из ранних его попыток до нас дошли только поэзии, печатные в студенческом журнале "Друг" начиная с 1874 года. Молодому поэту пришлось преодолевать значительные языковые трудности в связи с невиробленістю в Галичине литературного языка.
В 1876 году Франко издал свои стихи отдельной книжкой под названием "Баляди и розскази". В збірочці было 14 стихотворений, в основном это перепевы из российских и немецких поэтов. Не став еще достоянием читателя, сборник "Баляди и розскази" потеряла всякое литературное значение. Только в 1887 году, будучи уже известным общественным деятелем и писателем, Франко решился наконец выдать по сути первый сборник своих стихов под названием "С вершин и низин".
Иван Франко хотел продолжать традиции и идеи Шевченко в украинской поэзии, но понимал, что в новых исторических условиях мог писать по-новому. Это задание он выполнил. Его поэтический сборник "С вершин и низин" вызвала настоящий восторг в кругах передовой молодежи и дикое возмущение в лагере националистической реакции. Успех книги окрылил Франко. Увеличив объем почти в четыре раза, но под той же счастливой названием "С вершин и низин", он в 1893 году выпустил ее вторым изданием.
Сборник "С вершин и низин" в дополненном издании 1893 года стала этапом в развитии украинской поэзии післяшевченківського периода, в то же время она подытожила поэтическую деятельность Франка за двадцать лет. Сборник поражала прежде всего своим тематическим богатством и версикаційною разнообразием. В ней нашли яркое отражение все важные вопросы эпохи. Это уже была (по определению самого Франка) поэзия "новой энергичной дикции". Если бы мы захотели представить себе конкретный образ лирического героя поэзии Франко, то он непременно предстал бы перед нами в образе человека героического склада, бойца и поэта, увлеченного идеей социализма как идеей прекрасного. Может, именно поэтому сборник "С вершин и низин" характером своей политической лирики и сатиры напоминает не так Шевченко или даже Некрасова, как гневную патетику чартистських поэтов, веселую злость гейнівського смеха. Здесь есть все: громкие призывы к бою и нежный шепот любовного признания, радость весеннего цветения и скорбная печаль увядших листочков осени, мягкий, задушевный лиризм исповеди и едкий сарказм разоблачения, - все, в чем проявляется душевное богатство лирического героя сборника и что делает встречу с ним приятной и радостной.
Сборник "С вершин и низин" - это сложная художественная строение, а не обычная збиранина стихов, написанных в разное время и по разному поводу. Сборник состоит из семи крупных разделов, которые условно распределяем здесь на две неравные части. В первых трех разделах - "De profundis", "Профили и маски" и "Сонеты" - собраны лирические произведения, в четырех последних - "Галицкие образки", "Из еврейских мелодий", "Барские шуточки" и "Легенды" - произведения эпические.
Политическую лирику Ивана Франко сосредоточивает главным образом в разделе
"De profundis" и ставит его во главе всей сборки. Так же в политической лирике сплетаются мотивы душевного подъема и спада, веры и безверия, радости и печали, раздел "De profundis" разделено на циклы, названия которых говорят сами за себя: "Веснушки", "Осенние думы", "Скорбні песни", "Ночные думы", "Думы пролетария", "Excelsior". Как видим, названия "De profundis" (мы бы сказали: "из глубин" или "с низин" народных) и "Excelsior" (мы бы сказали "с вершин" великих идей эпохи) не только еще раз подчеркивают широту и богатство тем Франко лирики, но и раскрывают название самой книги - "С вершин и низин".
Для общественной лирики последней четверти XIX в. как российской, так и украинской характерными были поэтические аллегории и символы, вынесенные, по-видимому, из фольклора и из предыдущих литературных традиций. Например: образ осени символизировал угасание общественной жизни, образ зимы - время общественного застоя, образ ночи - период черной политической реакции, и наоборот: образ весны, весенней грозе символизировал время общественного пробуждения в народе, а образ бури - натиск народной революции. Подобную символізацію явлений природы находим и у поэтов 90-х годов, таких, как Леся Украинка и Александр Олесь. До этих средств поэтического языка охотно прибегал в 70-80-х годах и Франко. Особенно характерен с этой точки зрения его цикл "Веснушки".
В символизации и алегоризації явлений природы поэт искал способов глубочайшего раскрытия социальных контрастов. В природе ему становился народнопоетичний по своему происхождению художественное средство психологического параллелизма.
Характерно, что в разделе поэтической лирики Франко не избегает отображения личных, даже интимных переживаний.
Единство личного и общественного - идейно-эстетическая основа всей лирики Франко.
Франко интересовало прежде всего моральный облик передового современника - бойца за народное дело. Это были герои многочисленных судебных социалистических процессов, которые произошли в России и Австро-Венгрии в 70-х годах прошлого века. Сам Франко с товарищами отбывал один из таких процессов в Львове 1878 года. Так герой агитационного стихотворения "На суде" (1880), пользуясь формальным правом обороны, бросает грозный вызов классовом буржуазном суда и всему експлуататорському обществу. Поэт откровенно пропагандировал высокие моральные качества революционеров, отвергал обвинения в тенденциозности, в возведении поэзии до уровня стихов-прокламаций. А эти стихи-прокламации воспринимались в кругах демократической молодежи как образцы настоящей, высокой поэзии.
Ставя героев освободительной борьбы, Франко с особой страстью разоблачает подлое двурушничество ренегатов - откровенных и маскированных ("Милосердным", "Идеалисты", "Вы плакали фальшивыми слезами..."), тех, что во время жестокой реакции, словно слизни, забивались в теплые уголки, жаждая только одного - покоя.
Далее "с низин"общественной жизни, идет жестокая борьба между бедными и богатыми, между угнетенными и угнетателями, мысль поэта взлетает до "вершин" идеальных отношений, в ту специфическую сферу человеческих соревнований, в которой реальные социальные конфликты выступают как столкновение идей. Речь идет о цикле политической лирики Франко - "Excelsior".Складається он из шести небольших произведений: "Наемник", "Беркут", "Христос и крест", "Лодка", "Каменщики" и "Идиллия".Назвати их можно было бы лиро-эпическими поэмами-аллегориями, в которых лирические переживания поэта оказываются не в форме прямой, непосредственной реакции на окружение, а в форме аллегории.
В 1878 году, вернувшись из тюрьмы, Франко написал свою " марсельезу " - песню "Товарищам из тюрьмы", бодрые интонации которой призывали молодежь к массовым выступлениям.
Обрываются отряды все путы,
Что вязали нас с древним житием:
С давних грязей и мысль раскована,-
Ожиемо, братья, ожием!
Франко принимал активное участие в рабочем движении Галичины, изучал, переводил и пропагандировал в рабочих кружках Львова произведения Маркса и Энгельса, был членом рабочего комитета и редактором рабочей газеты "Praca". Обще освободительные лозунги песни "Товарищам из тюрьмы" очень скоро оказались перейденим этапом. Их заступил вдохновенный гимн "Вечному революционеру" - тому духу творческого беспокойства, что живет в массах и делает их решающей силой в историческом процессе. Вот почему политическую лирику Франко возглавляет гимн "Вечный революционер", а не песня "Товарищам из тюрьмы".
Чтобы сказать основное о поэтическое творчество Франка за двадцать лет, надо с политической лирики его выделить специально сатирические произведения, а из поэтического эпоса - его знаменитые "Галицкие образки".
Еще со школьной скамьи Иван Франко увлекался нежной лирикой "Книги песен" Генриха Гейне и беспощадной сатирой и злым сарказмом его "Германии". В самой натуре поэта и его славного предшественника было нечто общее. Франко, как и Гейне, был нежным лириком и одновременно выдающимся сатириком. Он много переводил Гейне, особое же восхищение вызвала у него поэма "Германия". В духе "Германии" Гейне, но на украинской народнопоетичній основе, были написаны первые сатирические памфлеты Франко "Дума о Меледикта Плосколоба", "Дума про Наума Безумовича", сатирический цикл "Осы" и поэма "Ботокуди".
С точки зрения жанрового "Галицкие образки" - явление в эпической поэзии очень своеобразное, и никакая поэтика регламентировать их строгими рамками жанра несостоятельна. Здесь и философские раздумья поэта по поводу важных вопросов народной жизни, близкие к лирических медитаций ("Журавли", "Мысли на грани", "Понятия над мужицкой скибою"), и воспоминания о прошлом ("Голод", "Марийка"), и попытки заглянуть в будущее ("Новая жизнь").в общем же "Галицкие образки" - это живые картины народной жизни в условиях буржуазно-шляхетской диктатуры ("В кабаке", "Максим Цюник", "Баба Митриха", "Галаган").Перед нами проходит целая галерея образов обнищавших крестьян, сельских батраков, ріпників, крестьянских детей и изношенных женщин-матерей. "Образок" Франко оказался очень интересным жанровым ответвлением эпической, строго реалистической поэзии. Он может быть самый разнообразный по размеру - от миниатюры ("В кабаке") поэмы ("Сурка", "По-человечески"); форма стиха - от различных типов объективной народного сказания, стилизованной под диалект ("Баба Митриха", "Пасха", "Михаил"), до взволнованного рассказа самого автора ("В кабаке", "Максим Цюник"). "Обрвзок" всегда имеет свой сюжет с важным соціальнитм конфликтом в его основе.
Сборник "С вершин и низин" еще и до сих пор поражает нас необычным богатством жизненного содержания и різноманітнітністю форм его художественного выражения, - Франко выступает в ней как достойный преемник Шевченко, продолжатель его революционных традиций в совершенно новых условиях освободительной борьбы. Иван Франко прочно стоял на почве классического стихосложения. Любимой віршовою формой его был, например, сонет. Поэт должен знать технику стихосложения. Это его элементарный долг. Он даже обратился по поводу этого в украинских поэтов-сонетярів с своеобразным воззванием в форме того же сонета ("Вольные сонеты", Эпилог). Франко пытался показать, что грустная стихотворная форма, какая бы она была, только в школьных курсах поэтики представляется как "чистая", якобы от содержания совсем независимая. В действительности же форма всегда содержательна, а содержание всегда предстает перед нами в той или иной форме. Между формой и содержанием всегда существует диалектическое единство. Все это писатель пытался показать на сонете, на той "аристократической" форме стиха, которая по традиции требовала "высокого" содержания.
"Агий! - начнут эстетики кричать.-
Вот до чего у них доходит штука!
Которая где в мире дрянь есть, грязь,
Они давай ее в сонеты комкать.
Петрарка в гробе перевернесь, караул!"
Пусть! И только он ходил в саєтах,
Жил в палатах, меч носил при себе.
Тем-то красоты, великолепия в его сонетах
Так много. Мы же здесь живем в клоаке.
То и где же нам взять лучших декораций?
("Тюремные сонеты")
Список использованной литературы:
Нечиталюк М. Из народных ручьев. - Львов, 1970.
Панченко В. Любовь и борьба Евгения Рафаловича (Повесть
Ивана Франко "Перекрестные тропы") // Дивослово. - 1999. - №9, 10.
Петлюра С. Иван Франко - поэт национальной чести // Петлюра С. Статьи. - К., 1993.
Рыльский М. Иван Франко - мастер художественного слова
// Рыльский М. Статьи о литературе. - К., 1980.
Шевчук В. С вершин и низин: Книга интересных фактов из истории украинской
Литературы. - К., 1990.
|
|