Статья
САТИРИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
ВСТУПЛЕНИЕ
Длительное время в толковании термина "сатира" придерживались мнения, что это группа разоблачительных художественных и художественно-публицистических произведений различных жанров. Но в таком случае к сатирическим трудно отнести произведения несатиричних жанров, в которых используются приемы иронии и сарказма. Ведь сатира - это не только произведения обличительного характера, но и способ отражения действительности. Специфика сатиры заключается в том, что, в отличие от других жанров, она утверждающий положительные идеалы через разоблачение недостатков.
Украинская сатира обогатила литературу произведениям Остапа Вишни, В. Червенського, Л. Чернова, М. Билкун, П. Глазового, В. Эллана-Голубого, А. Ковіньки, Ю. Вухналя.
Критике нечего выяснять свое отношение к предмету сатиры - она покончила с ним разные счеты. Критика уже выступает не как самоцель, а только как средство. Ее основной пафос - изобличение.
Из недавнего прошлого мы знаем: где глохнут критика и самокритика, где анализ реальной обстановки подменяется разговорами об успехах, там создается обстановка безнаказанности и вседозволенности.
В современной газетно-журнальной сатире исследователи насчитывают по меньшей мере полтора десятка жанров: сатирическая заметка, реплика, фельетон, памфлет, юмореска (юмористическое или сатирическое повествование, жанр), басня, пародия (пародийная хроника), эпиграмма, улыбка, анекдот, сатирический афоризм (фраза), а также комедия (кинокомедия), сатирическая повесть, сатирический роман.
Сатирическая заметка - жанр настолько популярен в нашей прессе, насколько и неизученный. В основном, исследуя жанры сатиры и юмора, о сатирическую заметку не вспоминают вообще. В пособии "Теория и практика периодической печати" (автор соответствующего раздела М. С. Черепахов) вообще отожнено сатирическую заметку с пародийным хроникой, которая печатается в "Литературной газете" под рубрикой "Рога и копыта". С таким же успехом пародию на репортаж можно считать сатирическим репортажем.
Сатирическая заметка - это произведение газетно-журнальной сатиры, в котором кратко, в яркой, остроумной форме сообщается о негативном факте с целью его устранения.
Назначение заметки вообще - сообщение факта или фактов действительности. Но сатирическая заметка является средством выявления недостатков, одной из форм критики, разоблачения. Этой же цели служит факт и в других сатирических жанрах, например в фельетоне. Однако в фельетоне, в частности в белетризованому, факты выступают в обобщенном виде, как средство типизации действительности. Фельетонист, сообщая факты, создает вокруг них определенное общественное мнение, которое одобряет положительные действия персонажей, осуждает негативные.
Начиная работу над сатирической заметкой, автор должен помнить, что существует ряд способов обработки фактического материала, т.е. собственно написания произведений этого жанра. Наиболее распространенный из них - использование произведения другого жанра, разновидности. Здесь автор старается как можно дальше отойти от прямой констатации факта. Пародийная форма дает возможность широко использовать иронию. На первый план выдвигаются незначительные подробности, чаще всего - выдуманные.
Вторым по частоте употребления является продолжение линии рассуждений негативного персонажа (сведение их до абсурда). Используя его, автор притворно переходит на позицию "героя". Здесь следует позаботиться о сохранении чувства меры, не накапливать ненужные детали, лишние домислені ситуаціії. Сам же прием чрезвычайно эффективен, и он предусматривает наличие, кроме негативного факта - цифры, факта-случая, документально зафиксированных слов каждого отрицательного персонажа.
Заметную роль в удачном применении упомянутых приемов играет домысел. Но есть сатирические заметки, построенные целиком на домислі или на сочетании домыслу с прямой констатацией фактов.
Близкий к рассматриваемому сейчас и прием, который заключается в широком проведении аналогий. Иногда автор не прибегает ни к вымышленным ситуациям, ни аналогий, ни в любых других способов предоставления факту ироничной окраски. На помощь ему приходит обычное литературное оформление фактов. Употребляя слова эмоциональной оценки, выделяя существенное с помощью других лінгвостилістичних средств, чаще всего таких, основанные на анатомии, трансформации фразеологизмов и т.д. - юморист достигает нужного результата.
Фельетон (фр. feilleton - лист) зародился в конце XVIII в. во французской революционной прессе. Сначала это были небольшие публикации, печатные в виде приложения к изданию на отдельном листе. Впоследствии такого характера произведения перешли на газетную страницу. Еще в начале ХХ века жанровые особенности таких публикаций не учитывались: фельетоном считали все, напечатанное в газете "подвалом".
Таким образом, фельетон - сатирический, художественно-публицистический жанр, который обнаруживает комическую суть негативных фактов и явлений действительности. По наиболее распространенной классификации, фельетоны разделяют на документальн и проблемные. Любой фельетон в той или иной степени базируется на фактах действительности, тем более, каждый фельетон должен быть проблемным.
Методика работы над фельетоном в связи со сложностью его как жанра "двойного подчинения" во многом отличается от методики работы над произведениями других жанров прессы. Чаще всего источником тем фельетонов есть редакционная почта, собственные наблюдения сатирика.
Конечно, наиболее плодотворные такие поиски фельетонистов, в которых тематика выступлений подсказана самой жизнью, определяется задолго до самого выступления, а потом фейлетоність лишь подбирает факты.
Применяя тот или иной композиционный прием, воплощая тот или иной замысел, нарушая ту или иную проблему, журналість должен помнить об огромной ответственности, которую он накладывает на себя, взявшись за написание фельетона, - жанра, что требует пристального внимания к каждому слову, к каждому факту.
Памфлет (от гр. рот и phlego - все курю) - сатирический, гостровикривальний произведение, в котором развенчиваются общественно опасные явления, рассчитан на идейное уничтожение объекта критики. Памфлет-эффективное оружие борьбы против реакции, вредных антинаучных общественных концепций, идеологии и практики нежелательных элементов.
Неоценимый вклад в развитие жанра внесли Иван Франко, Остап Вишня, Кость Котко, Ярослав Галан, Петр Козланюк, Федор Макивчук, Тарас Мигаль.
В работе над памфлетом очень фажливо методологически правильно освещать события. Сатирически убедительные выводы - необходимый компонент произведения. Но часто памфлетист сам выводов не формирует, а лишь подводит к ним читателя.
Байка - сатирическое или юмористическое произведение поучительного характера с аллегорическим содержанием. Персонажами басен, как правило, есть фантастические антропоморфные существа, в действиях и поступках которых угадывается мир людей с их отношениями, конфликтами и т.д. Исследователи выделяют три разновидности басен: сюжетные басни, басни-миниатюры, басни в прозе. Первый вид - это классическая байка, характерна для творчества Г. Сковороды, Л. Боровиковского, Есть. Гребенки, Л. Глебова.
В современной прессе чаще используются два другие разновидности байки, поскольку традиционная разновидность значительной степени себя исчерпал.
Таким образом, современная пресса, используя жанр басни, в основном прозаические его разновидности, с помощью древней аллегорической формы выступает против различных негативных явлений в нашей жизни.
Юмореска - небольшое по объему художественное произведение, в котором рассказывается о комическую приключение или черту характера человека. За своими выразительными средствами она близка к жанру юмористического или сатирического рассказа. Однако имеет и свои особенности. Произведения этого жанра легкие, мобильные. Не имеют ни одной лишней детали, все поступки героев не только психологически, но и сюжетно мотивированные, сюжет - динамичный, смешной, оригинальный.
Жанр юморески зародился именно в украинской журналистике 20-30-х годов в недрах традиционного для отечественной литературы жанра юмористического рассказа. В то время в этом рассказе выступали такие известные юмористы, как М. Зощенко, В. Чечвенський, Ю. Вухналь, К. Котко, С. Чмелев и другие. Выдающийся вклад в развитие жанра внес Остап Вишня.
В отличие от юмористического рассказа, основная задача юморески - не детальное описание образа персонажа, а воспроизведение (высмеивание) какой-то одной отрицательной черты его характера. Поэтому характерной особенностью произведений этого жанра является не разносторонняя характеристика персонажа, а высокая сюжетно-ситуационная напряжение рассказа. Именно яркий, динамичный сюжет и отсутствие детальной характеристики персонажа - две основные признаки юморески.
Юмореску причисляют к сугубо художественных жанров, в газете она приобретает публицистичности, ярко выраженного гражданского пафоса. Это происходит вследствие быстрого реагирования на различные явления и события общественной жизни.
Словом, это жанр боевой, эффективный, который требует от автора пристального, ироничного взгляда на жизнь, умение найти остроумные детали, построить интересный комический сюжет, сконструировать современные негативные характеристики.
Эпиграмма (от гр. epigramma - надпись) - короткий, чаще всего в виде монострофи, сатирическое стихотворение, направленное однако негативного общественного явления или конкретного носителя недостатка. Для эпиграммы характерна предельная концентрация мысли, стремительное развитие темы, неожиданная концовка.
Как видим, нашим сатирикам есть чем вооружиться, чтобы смехом бороться против всего отжившего, против недостатков, которые тормозят поступательное движение современного общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Виленский М. Есть. Как написать фельетон.- М., 1982.
Нестер С. М. Поэтика памфлета.- К., 1973.
Самченко П. А. Оружием смеха.- К., 1966.
Ельберг Я. Есть. Вопросы теории сатиры.- М., 1957.
Щербина А. О. Жанры сатиры и юмора.- К., 1977.
Григораш Д.С. Журналистика в терминах и выражениях.- Львов, 1974.
Журбина Е. И. Теория и практика художественно-публицистических жанров.- М., 1969.
|
|