Статья
ОСТАП ВИШНЯ
Смешное - как основа творчества Остапа Вишни
План
1. "Уроженец края, где всегда было в почете юмористическое слово" (В. Дузь).
2. "Моя автобиография" - произведение, которое имеет несколько художественных пластов"
3. Украинская ментальность в творчестве О.вишни (юмореска "Чухраїнці").
4. Средства комического в "Зенітці"
5. Тема любви к природе, ее защиты в "Охотничьих улыбках"
Сатирически-юмористические произведения расходятся в настоящее время чрезвычайно быстро. Веселую книжку любят все. Хотелось бы уловить в этом приятный отголосок тех благословенных времен, когда в украинской литературе засияла заря на имя Остап Вишня. Чтобы сейчас понять творчество Вишни, нужно тщательно выяснить, кто он, легендарный Остап, чьих родителей ребенок, где вырос и у кого учился, что делал и с кем дружил, с чего радовался и с чего мучился... перед нами жизнь, до сих пор не очень охотно раскрывает свои тайны, частично похоронены в недоступных архивах , а частично сохранены в устных источниках, не всегда соотносится с истиной.
Ему выпало жить в пору великих социальных сдвигов, в период светлых надежд и черной разлуки, эпохальных свершений и массового террора.
Ирония литературной судьбы О.вишни в том, что его уникальный сатирический талант достиг высоты во времена утверждения кровавой диктатуры Сталина, и тем не менее именно ему, талантливому среди всех украинских сміхотворців, удалось выжить ( а погибли почти все, в частности, Василий Чечвянский - родной брат, Юрий Вухналь, Кость Костко, Ефим Овод ) и дождаться наступления "оттепели", когда впервые за четверть века появились благоприятные условия для творчества. Можно только представить: много мог бы сделать этот веселый гений, если бы в период наивысшего расцвета не потерпел сокрушительный удар, и если бы над ним почти до смерти не висел долюклів меч берієвської инквизиции.
13 ноября 1889р. на хуторе Чечва, у тихого городка Груни, что на Полтавщине, в имении помещиков фон Рот родился мальчик Павел Губенко. Хоть родился мальчик в помещичьем имении, но не принадлежал ни к дворянскому, ни к помещичьего рода, и впервые его голос прозвучал не в роскошных хоромах, а в крестьянской белой избе, где жил его отец Михаил Кондратьевич Губенко - бывший солдат царской армии, а затем приказчик в фон Ртов. Через шестнадцать лет после этого события он не без лукавого усміху запишет в дневнике : "Я, такой себе Павлушка, крестьянский сын, бегал без штанов по Груни на Полтавщине, бегал, носился картофель, драв воробьев, била меня мать веником и даже горшками черепичными бросала в голову. Спасибо матери!"
В этом доме кроме Павла, родилось еще шестнадцать Губенків, и уже само это обстоятельство заставляло родителей хорошо-таки ломать голову над извечным и легким семейным вопросом: как устроить ребенка в школу, как свести концы с концами, чтобы дать ему образование и вывести в люди.
Вот как вспоминает об этом Остап Вишня в сочинении "Думы мои, думы мои..." "Потом образование. Разорванная образование (первый учитель Иван Максимович Мовчан, старый дед - и он бил нас линейкой по рукам, а я бы теперь, если бы имел возможность найти эту линейку, я бы ее поцеловал!").
Затем с Павлушки вышел Остап вишня. Писатель. Так как же я не буду благодарен за веник и за чашку матери, за линейку учителю І.М.Мовчанові. И я благодарен".
Те, кто близко знал семейство Губенків, утверждали, что родители писателя были желающими к шутке и хорошо чувствовали комическое. Мать, Прасковья Александровна (девичья фамилия Балаш), имела веселый нрав, знала множество народных поговорок и пословиц, которыми густо пересипала свой язык. А о родителях характер нельзя лучше свидетельствует эпизод с подписания "тестаменту". Об этом рассказывал сам Павел Михайлович - отец умер у него на руках. Когда Михаилу Кондратьевич подать для прочтения и подписи текст, он собрал все последние силы и начал читать вслух: "Я Михаил Кондратьевич Губенко, при полном разуме и памяти, завещаю жене и наследникам движимое и недвижимое, при сем..." Дойдя до этих слов, отец подписал завещание, зрезюмувавши: "При сем руку приложил и ноги протянул Михаил Кондратьевич Губенко".
В "Автобиографии" писатель вспоминает:
"Отдали меня в школу рано . Не было, пожалуй, мне и шести лет. Кончил школу, пришел домой, а отец говорит:
- Мало ты еще учился. Надо еще куда-то отдавать . Повезу еще в Зеньков, повчись еще там, посмотрим, что из тебя получится .
Повез меня отец в Зеньков, хоть и тяжело ему было тогда, потому что нас уже было шестеро или семеро, а зарабатывал он не очень. Однако повел и отдал меня в Зиньковскую городскую двухклассную школу.
Зиньковскую школу я закончил в году 1903 со свидетельством, что мало быть почтово-телеграфным чиновником очень какого-то высокого разряда. И куда мне в те чиновники, когда "мне тринадцатый проходило".
Итак, учился Павел охотно, наука давалась легко. С плачем просил отца, чтобы после Зиньковской двохкласної школы повез меня на обучение в Глухова в учительскую семинарию. И ба! Михаил Кондратьевич не мог сделать ему такой милости - не было денег в многодетной семье. Снарядили Прасковья Александровна четырнадцатилетнего Павла и отвезла в Киев в военно-фельдшерскую школу, где уже год учился его брат Василий на "казенный счет" как сын отставного солдата. И хоть мучительно было парню расставаться со своей сладкой мечтой о учительство, пришлось штудировать медицину.
В конце концов, он и здесь учился отлично, много читал, особенно любил читать Гоголя. "Так от детства и до старости с Гоголем" - писал в последние годы своей жизни Остап Вишня. "Видимо, если бы не Николай Васильевич, - признался писатель, - то лікарював бы я, видать, все свою жизнь. Это он потащил меня в литературу". Относительно театра - то, наверное, ни одной премьеры не было пропущено. Садовский, Саксаганский, Заньковецкая - художники, которые навсегда остались в сердце Остапа Вишни привязанность к этому виду искусства.
По окончании военно-фельдшерской школы - служба в армии и работа в хирургическом отделении больницы Юго-Западной железной дороги в Киеве. "Служил и все учился, все учился - пусть оно ему взбеситься. Все по экстерна правил". По этой ироничной фразой - колоссальный труд. Будто чувствуя будущую судьбу, хорошо понимал, как мало ему полученных знаний. Оставался единственный путь - самообразование. В это время отец уже умер и нужно было помогать семье, потому что только он и брат Василий едва встали на ноги. Работал и одновременно готовился к экзаменам на аттестат зрелости. Успешно сдал их в 1914г. поступил на историко-филологический факультет Киевского университета.
"Как ударила революция - завертелся. Строил Украину. Бегал из Центральной Рады и университет, а университет в Центральную Раду. Тогда ло св.софии, с св. Софии до "Просвещения", с "Просвиты" на митинг, с митинга на собрание, с собрания в Центральную Раду. ДО того было никогда, что просто страх... Хотелось, чтобы и в армии быть, и в парламенте, и в университете, и на всех комитетах быть, и на национальный фонд собирать, и песни петь. И куда вам? Где поют - там и я! Где говорят - там и я! Где заседают - там и я.
Государственный муж, одним словом" ("Моя автобиография")
Писало это в марте 1927 г. И, как видим, с легким сердцем, с юмором, с верой в то, что все мытарства позади и все неясности выяснены, что справедливость восторжествовала и древние метания под влиянием социальных иллюзий прошли бесследно, а впереди - светлая дорога к счастливому будущему и можно только посмеяться над своей былой наивностью.
С тех пор до конца жизни никогда больше не хотелось Остапу Вишни иронизировать по поводу того, как он вертелся в годы революции. Только от времени написания цитируемой автобиографии около шести лет, и в "компетентных органах" вспоминают его активность, и то в такой неожиданной интерпретации, что у него надолго отпадет охота и острого юмора и к невинной иронии...
Однако по приведенной выше юмористической цитатой писателя скрытая упоминание о трех чрезвычайно важных для его судьбы года. Студент Павел Губенко во время революции действительно проявил незаурядную общественную активность. Ему казалось, что на освобожденной от трехсотлетнего царского гнета Украине уже началось национальное возрождение, и как гражданин, а не перепуганный обыватель, он стремился лично окунуться в водоворот событий, сделать что-то полезное в решающий для Родины время. В биографии Остапа Вишни были и Центральная Рада и Святая София (то есть Софийский собор, где произошли главные политические акции периода Центральной Рады и Директории), в итоге был и Каменец-Подольский... Во время гражданской войны, особенно разгула деникинщины , немало украинских интеллигентов, спасаясь от возможных репрессий, перебрались подальше от Киева, в основном именно до Каменца. В жизни Остапа Вишни это кратковременное пребывание на Подолье сыграло роковую роль. Туда же, в Каменец приохочувала и петлюрівка Директория и это бросало тень на каждого, кто волею обстоятельств оказался в этом месте , тень Каменец нависла над многими украинскими литераторами черно-кровавым облаком. Но именно в этом городе началась литературная работа Остапа Вишни.
"Находясь в Каменце на Подолье, написал фельетон о Деникина и понес в "Рабочую газету".
Секретарствовал там Хомик (молодой).
Прочитал и сказал "Хорошо".
И не напечатал.
Потом я понес своего фейлетона к "Народной воле"
Редактор (покойник Чеснок) взял, прочитал, сказал: "Хорошо".
И напечатал".
Произведение, о котором упоминает писатель, имел название "Демократические реформы Деникина" (опубликован 1919 года за подписью Павла Грунского). Это была не первая литературная попытка. Где-то за полтора года до того, еще в Киеве, Остап Вишня написал фельетон про одного из министров Центральной Рады, но напечатать его не удалось. Тогда он покинул даже мечтать о работе в газете. А тут, наконец, успех и возможность дальнейшего сотрудничества. Фельетоны Павла Грунского печатают чуть ли не каждый день, сначала - "Народная Воля", позже "Трудовая община". За неполных два месяца опубликовано более 20 произведений.
В 1920г. Павел Губенко вернулся в Киев, и те, кому предстояло беспокоиться о защите революций, не обошли его вниманием: он был арестован, а через полгода, после детального выяснения характера его действий и тщательного изучения содержания его писаний, уволили. В решении его судьбы в тот драматический момент взял выдающийся деятель КП(б)У В.Елланський , который впоследствии стал одним из основателей украинской литературы и известный теперь читателям я Василий Эллан-Голубой.
Привлекая к работе в "Вестях ВУЦИК" тогда еще неизвестного Павла Губенко, В.Еллан-Голубой открыл ему наиболее перспективный путь творческого роста. Остап Вишня работал, по его же словам, "как горный вич", он писал почти ежедневно по фельетона. Под его пером жанр украинского фельетона достиг других высот художественности. В лице Остапа Вишни украинский читатель впервые увидел сатирика - общественного деятеля. Не думая о высокие художественные цели, он в суете беспокойного газетной жизни творил шедевры.
в 1923 году в Харькове вышла очень веселая книжка : "Сельскохозяйственная пропаганда". Авторов было два: Марк Твен и Остап Вишня. В сборник вошло классическое произведение Марка Твена "Как я был редактором сельскохозяйственного журнала" и несколько юморесок Остапа Вишни, в частности "Агрономка с Пуплієм Козанським полемика". Издание не заметили тогдашней критики, и зря. Дебют Остапа Вишни оказался действительно символическим. Оба писатели - Марк Твен и начинающий были первоклассными газетчиками, оба из журнала ушли в большую литературу, обоим выпало стать рядом в мировом храме смеха.
Мало кто из писателей был так близок к народу, как Остап Вишня. Он не прощал малейшей возможности побывать где-то в "глубинке". Географию его путешествий легко изучать по произведениям, потому, небось ни разу сатирик не возвращался даже с кратковременной поездки без цикла фельетонов или юморесок, а из длительных командировок приезжал с готовыми к изданию рукописей. Так, "Сельские улыбки" появились в результате поездки 1923р.в с.Пасіки на Харьковщине; "Крымские улыбки" - следствие месячного отдыха в Нижнем Симеизе 1924г.;сборник "Лицом к деревне" написана во время пребывания в с. Мануйловке на Полтавщине в 1925р.
Начиная с 1924 года, ежегодно выходило по десять-пятнадцать книг Остапа Вишни, некоторые из них переиздавались по 5-6 раз. А в 1929 году на Украине выпущено рекордное количество его изданий-27.
В начале 30-х годов ощущались изменения в общественной атмосфере страны. 1930г стал последним годом массовых изданий Остапа Вишни. Именно тогда было ликвидировано "Книгоспілку", которая так много сделала для развития украинской культуры. Остап Вишня печатался в основном в "Книгоспілці" и Держвидаві и , следовательно, потерял один из важных каналов общаться с читателем. Наступал период доносов, ярлыков, клеветы. в 1930 году появилась в печати первая "Ласточка"(статья с заведомо оскорбительным заголовком "что такое Остап Вишня"). В Полторацкий бросал писателю обвинения, которые выходили далеко за пределы литературного насмешки: автора "Насмешек" следили за то, что его творчество якобы "остро конфликтует с узловыми, отправными точками нашей современности", с претензией на научность делался вывод о "несоответствующем к современности идеологическое направление художественного творчества" Остапа Вишни, ее "воинственный антикультурный характер"
"Зависть к таланту, клевета, доносы сделали свое черное дело - в конце 1933г. О.Вишню расстреляют как врага народа. После суда писателя отправили в автономной республики Коми , на Печору. Почти десять лет искупает неизвестную "вину" перед народом в Іхті и других лагерях далекого сурового края, страдая от тяжелой болезни, кормя таежную мошву.
С середины 1934 года Павел Михайлович начинает вести лагерный дневник, который был опубликован лишь в конце 80-х годов под названием "Чиб'ю". В этот поселок О. Вишню отправили на расстрел. ПО дороге к конвоиру случился приступ аппендицита, - рассказала впоследствии жены писателя Варвара Алексеевна, - и два обречены заключенные, взяв на плечи и больного, и его оружие, с большим опозданием пришли до своего последнего убежища. А там уже зчиталася паника, и все были готовы к поиску двух политзаключенных , которых считали беглецами, ведь их прихода ожидали значительно раньше. " И это враги народа?! - удивленно воскликнул лагерный начальник в звании майора, увидев Остапа Вишню с полуживым конвоиром на одном плече, а с карабином на втором. Возможно этот случай и спас жизнь обреченному писателю...
И разве одна такая опасность подстерегала Вишню - политзаключенного? На видимую гибель было послано больного писателя в полярную ночь. Повод: доставить "пакет". Семьсот километров должен пробиваться. Трескучие морозы меняла непроглядная метель. Расчет у лагерного руководства был конкретный : политзаключенный или замерзнет голодный, или хищные звери разорвут...
Однако Павел Михайлович и дорогу смерти одолел!
В конце 1943 года Остап Вишня неожиданно оказался на свободе. По чьему приказу это было сделано, неизвестно. Не знал этого и сам ссыльный. Как вспоминают родные писателя на основе его скупых рассказов, за полгода до освобождения, то есть летом 43 жернова дьявольского мельницы репрессий внезапно остановились. Перемену в отношении к себе писатель воспринял очень остро: в 1938 году уже было нечто подобное, когда его отправили в далекое путешествие, из которого он не должен был вернуться. Тогда через счастливый случай, за бездорожья, он с двумя конвоирами надолго застрял в дороге, а когда за полгода добрался до места, ситуация в корне изменилась - знебувся устрашающий Ежов, а за ним и все руководство лагеря. А новоназначенное то не знало о предварительные распоряжения, то аннулировало их...
На этот раз все происходило загадочней. Его переодели в довольно приличное, только смытый наряд, немного подкормили и отправили в Москву. Там в пресловутых "Бутырках", завершено медичнокулінарний курс подготовки к выходу на люди, а 3 декабря по решению НКВД - уволен. На двадцать три дня раньше определенного приговором срока!
Не очень уютно жилось писателю и на свободе. Конечно, лучше, чем за колючей проволокой, но ярлык контрреволюционера и террориста, пришпиленный на суде в марте 1934г. сановные благотворители забыли снять. Это обстоятельство не могло не иметь влияния на творчество О.вишни вплоть до 25 октября 1955г., когда он был полностью реабилитирован. Правда, жить ему с тех пор осталось меньше года. Остается только удивляться, как в таких неблагоприятных творческих условиях ему удалось написать столько замечательных вещей, среди которых немало настоящих шедевров.
Внешне жизнь О.вишни в последнее десятилетие было благополучным: выходили книги, он имел верных друзей, прекрасную семью, материальный достаток, хорошие бытовые условия. Но душу бередили не только воспоминания о прошлом. Чувством тревоги проникнуты строки дневника, при чтении которого ловишь себя на мысли, что писано его искренне, но и не без осторожности: ведь произведение могли читать и посторонние задолго до смерти автора... Поэтому в нем такие скупые строки о жгучих проблемах тогдашней эпохи, в основном же записи - о литературе, общекультурные дела...
Несмотря на болезнь, О.Вишня много ездит, часто выступает перед читателями. Одна за другой выходят книги, он переводит Гоголя, Гашека, Маяковского, Чехова. Наконец 1956г. выходят произведения О.вишни в двух томах. Фельетоны его часто печатают, они талантливо-остроумные, особенно когда речь идет о всякую зарубежную отребье; однако фельетоны, касавшихся внутренней жизни, своим сатирическим острием достают объекты не выше кресла провинциального бюрократа или председателя колхоза. Когда же писатель делал попытку задеть кого-то, кто стоял чуть выше мелкого чиновника, произведение неотвратимо пополнял запасы "неопубликованного наследия".
Тридцать пять лет подарила судьба Остапа Вишни на творческую деятельность; из них треть ему выпало прожить в ссылке.
Другой человек навсегда потеряла бы способность смеяться, но он опять пришел к народу, что возродил писателя к новой жизни.
Отвечая на злобные случаи, он как-то записал в дневнике: "Мою работу рецензировал народ!" его действительно читали миллионы, он хорошо знал, что народ его уважает, народ его любит. И писатель до последних дней не порывал с ним непосредственной связи: еще за неделю до смерти выступал перед читателями в Каховке на Херсонщине.
Умер П.М.Губенко 28 сентября 1956г в Киеве.
Остап Вишня пришел в литературу в сложную и противоречивую эпоху в жизни молодого Советского государства.
Юмористическое повествование о своем жизненном пути О.Вишня написал в течение 15-16 марта 1927г. Сразу же она увидела свет в издательстве "Книгоспілка", через год была напечатана вторично.
"Почему же я так спешил со своей автобиографией? Через что сам вот ее выпускаю в свет? И очень просто. Я же не уверен, что как дуба врежу, кто-то возьмется за мою биографию... А так сам сделаешь - будешь знать уже наверняка, что благодарные потомки никогда тебя не забудут", - писал он в постскриптуме. Вишня юморист добродушно смеется сам с собой.
В этой биографии отражен "долітературний период . Остроумный рассказ о том, где и когда родился ("мать говорили, что меня вытащили из колодца, когда поили корову Онишку"), про отцов и дедов("Родителей отец был в Лебедине сапожником. Мамин отец был у Груни земледельцем")
Второй и третий раздел посвящены не просто обучению, а формированию мировоззрения будущего художника слова, с тем же оттенком добродушного смеха:
"Писатель не так живет и не так растет, как простой себе человек?
Что простой человек? Живет себе, себе проживет и умрет себе.
А писатель - нет. О писателе подай - обязательно подай: что влияло на его мировоззрение, что его обочувало, что организовывало его еще тогда, когда он лежал у матери во цыцей и плямкав губами, совсем не думая о том, что когда-то придется писать свою автобиографию.
А вот теперь сиди и думай, что на тебя повлияло, что ты на писателя вышел, тебя горя час в литературу потянуло, когда ты начал задумываться над тем, "куда дырка девается, когда бублик едят".
Что не предложение - то народный шутку.
С легким сердцем, шкилюючи над самим собой, Остап Вишня рассказывает о "первые шаги" "детства золотого", что "пролетели" "между природой, с одной стороны, и людьми - с другой"...
Юмореска скомпонована из небольших разделов -"фресок". Из своей биографии О.Вишня "выхватывает самые яркие, самые характерные эпизоды, события. То, что больше всего врезалось в память.
На смену "детству золотому" годам обучения приходит зрелость.
Юноша попадает в водоворот революции, о чем упоминает в своей юмореске.
В следующем "кадре" рассказывает: "всю тяжесть гражданской войны перенес"". "Ну а потом подъехала платформа", "меня и посадили". Смех прорывался и сквозь горькие слезы: "Потом меня выпустили, но я уже с платформы не слезал. Нема дурних".
Вспоминает о периоде, когда находился в Каменце-Подольском: "Чего я был в Каменце, спрашиваете? И того же, что и вы!" Украинский интеллигент спасался от возможных репрессий деникинщины.
Вот как пишет о начале творчества: с того времени, как "меня переехали" из Киева в Харьков "сделался я Остапом Вишней"
Творчество начиналась с политических памфлетов и фельетонов. Творчество посвятил селу -650
Отсталость крестьянства ("Земля требует обработки", "Как гусеница у дяди Кондрата штаны съела"), бескультурье("Что такое иногда уметь", "Дружеские советы"), невежество, забобонливість ("Село-книга", "Якая же с салки притыка, когда он квач")
"Усипка, утечка, усумка и утруска" - против похитителей государственного имущества, созданного трудом честных тружеников. Подзаголовок "Теория" - 24 декабря 1922 г. в газете "Известия ВУЦИК"
Уркарт - английский промышленник, финансист уркарт - председатель "Русско-азиатского объединенного общества", владелец горного предприятия, пытается получить в концессию свои владения.
- определи
- "Что с этими словами делать" - логическая убедительный ответ
Борьба против отсталости, высмеивает хапуг, пьяниц, бюрократов, бездельников, образует гуманистическую мораль, новую жизнь.
"Зенитка" 26 февраля 1944 г. газета "Советская Украина" - 2-й период творчества.
Тема мужества, непокоренности народа в годы 2-й мировой войны, героизм, защита Родины
- старые и подростки, дед Свирид - Лукерка
Охотничьи улыбки
-любоваться природой
"Открытие охоты" , "Охота" - восхищение природой
"Заяц" - лирическое отступление про золотую осень
- каждое дерево одухотворено, наделено чертами и чувствами живого человека
Тот, кто поднимает руку на природу, безжалостно разрушает ее, - заклятый враг.
"Сами себе вредители" - "не от того Ли наши птицы и животные дикие, что некоторые из нас сам "дикий" - защита к охране волшебной природы
пейзажи - поэтическая параллель к настроению лирического героя-рассказчика
-смех добродушный, ласковый
герои - люди широкой натуры, благородные , умные, влюбленные в родные края, любят остроумное слово, мыслить выдумки.
"Вальдмени" , "Как варить и есть суп из дикой кучи", "Сом".
"Зенитка"
26 февраля 1944 г. газета "Советская Украина" печатает "Зенитку" - этим рассказом начинается второй период творчества Остапа Вишни. Писатель - патриот преподносит тему мужества и непокоренности народа в годы второй мировой войны, утверждает его героизм. Все люди стала на защиту Отечества. В борьбе с кровавым фашизмом принимали активное участие даже старики и подростки.
"Я хотел в тяжелые, грозные времена написать что-то очень веселое...чтобы и моя работа спричинилась к тому, чтобы люди и на фронте, и в тылу таки по-настоящему рассмеялись, и не засмеялись, а просто таки захохотали. Одновременно, чтобы моя юмореска играла и определенную, так сказать, мобилизационную, підбадьорювальну роль".(О.Вишня)
главный герой "Зенитки" - мудрый, жизнерадостный, находчивый и дотепливий. Человек мужественный и скромный. О всей героический подвиг в годы войны дед Свирид рассказывает со сдержанным юмором. В общенародную дело разгрома немецко-фашистских захватчиков он вносит и свой носильний вклад.
Юмореска - это диалог рассказчика с ее героем дедом Свиридом, который про свой возраст говорит: "И кто знает! Семьдесят девять, восемьдесят девять? Разве их полічим?" Этой деталью подчеркивается всенародную войну с оккупантами.
Состоит из двух частей: "соприкосновеніє" деда Свирида с фашистами и бытовые "стражелія" с бабой Лукеркою - покойной женой, в которых дед "так напрактикувався, что никакая война мне ни под шапку".
В первой части О.Вишня применяет средства сатиры:
- бурлескну лексику: "загребли трех там на выгоне"(вместо почтенного "похоронили");
- матерные, унизительные слова: дрянь, несиголовці, имя старосты "Панько Нужник";
- употребление среднего рода вместо мужского: "Оно сопливое виплакало, чтобы его в колхоз приняли";
- Варваризм: "Вас ист дас?", "дела-гут".
Вилы-трійчати, которыми Свирид, "как крысят подавил" гитлеровцев вырастают в гиперболизированный образ народной "зенитки". Вот как рассказывает дед о своем генеральное "соприкосновеніє с фашистами, что спали на чердаке:
"Слышу - хропочуть. Я с лопухов потихонечку, на цыпочках, в хлев. В руках у меня вилы трійчата железные. Я розмахнувсь и сквозь леса вилами - раз, два, три!
Как заверещать они там, как закричат:
- Вас ист дас?
А Нужник:
- О, спасите! Кто-то с земли из зенитки бьет!
Ага, думаю, сукині вы сыновья, уже мои вилы вам на зенитку кажутся, подождите, еще не то будет".
- Во второй части, где речь идет о войне с бабой Лукеркою, царит юмор - вспыльчивый, огненный
Средства комического:
Применение военной терминологии в рассказы про бабу Лукерку:
"... Выйдет на крыльцо и как стрельнет:
-Свириде!...
топор "как на нынешнюю технику, так чиста тебе "Катюша" "стратегию" и "тактику" своей покойной дед Свирид хорошо изучил, поэтому и предусмотрительно готовил "позиции" для "обороны".
"Наступать на Лукерку, правда, я не наступал, больше отбивал атаки, а воюватися приходилось мне каждый день"
"Кум и летчик крепкий был . Ас!"
"Держись, - говорю, - кум, битва будет! Если в одиночку, будем биты. Давай сплотимся в военное соєдінєніє, иначе разгром. Перемелет живую силу и технику!"
-Русизмы: "В соприкосновенії с врагом был", "война - это же мое родное дело", "организационная ошибка вышла!
-Комизм ситуаций, так, что они напоминают военные сообщения:
"Вот дед Свирид с кумом трясли кислицы, и на дереве и решили зажечь.
"Когда это опять как бахнет: Опять за люльки!
Так мы с кумом, как стой, из кислицы в пике. Кум таки приземлился, хоть и скапотував, а я из пике в штопор, из штопора не вышел, протаранил Лукерці юбку и урізавсь в землю! За полчаса только очунявся, моргнул, смотрю: слева стоит кум, аварию зачухує, справа Лукерка с ведерком воды. Ворухнувсь - рули поворота ни в руках, ни в ногах не дєйствують, кабина и весь фюзеляж мокрые-мокрісінькі"
Итак, в юмореске "Зенитка" О.Вишня через художественный образ мужественного партизана раскрывает патриотическую идею верности Отчизне.
"Чухраїнці"
Особенно беспощадно разоблачал Вишня слабость украинцев инстинкта общественного и национального единства, их анархический псевдо индивидуализм, их инертность, все три черты в психологии и думанні украинца, что так долго обошлись и обходятся Украине на строгом экзамене суток динамических перемен и модернизаций.
"Гона сотню за Атлантидой, немножко в сторону, справа" расположилась такая древняя страна Чукрен, название которой происходит от того, что ее население, чел то есть Божий, всегда чухався.
Ребенок маленький, как только начинало было вставать на него и когда его спросят о чем-нибудь, или загадаються, что сделать, оно сразу лезет к затылку и начинает чешется. И вот так чешется всю свою жизнь, пока дуба врежет..."
Сатирически откликается Вишня не только лень, но и на процессы малороссийства, халатности в отношении родного языка и культуры, растворения их в союзном "корыте".
"Сначала у них песни были очень короткие, мелодичные с глубоким смыслом, а затем, как уже было заведено "Всечухраїнський день музыки", начали петь "Корыто".
Ой корыто, корыто,
Полное воды налито.
Там дівчонки руки мыли
А мальчики воду пили,
Не хочу я чаю пить,
Не хочу заваривать,
Не хочу тібє любит,
С тобой разгаваривать".
Такое же "запущенный" руководство в Чукрен. Все песнопения - Европа удивляться перестала, просто отгородилась.
"Соседи-атлантидяни те самые, аж окна было позачиняють:
-Поют чухраїнці! Вот народ!? А когда это они уже за индустриализацию возьмутся?"
Актуальность этого произведения очевидна.
Юмореска "Чухраїнці" состоит из предисловия, трех глав и послесловия.
Большая и богатая земля, древняя страна - население же найвідсталіше в Европе.
Остроумно изображает Остап Вишня просторы Чукрен
"Древние материалы, найденные при раскопках царя Передериматняріохора свидетельствуют уже больше о географическое положение Чукрен: от библейской реки Сону вплоть до библейской реки Дяну" Курносые горы на Западе.
На юге найсиніше в мире море, самая большая река Дмитрий, а еще есть река Дситро, то и население зовется надмитрянці и надситрянці.
Чухраїнці и это разделение принимают как данность. Привыкли. Привычка к своего полудикого существования такая глубокая, что стала характером.
Всего более 30 млн.чухрянців, "хоть в основном они и сами не знали, кто они такие суть...
Как спросят их:
-Вы, люди, нации?
Они, почухавшись отвечают:
-Да и кто знает... Живем в Шенгереївці. Православные.
Очень остро поднимает на смех своих земляков О.Вишня за рабский дух, за отсутствие чувства национального достоинства, гордости и самоуважения.
"А больше всего любили чухраїнці на городах подсолнухи. - Хорошая, - говорили они, -растение. Как зацветет-зацветет-не зацветет!. А потом как ісхилить голову и стоит перед тобой, как навколюшках... Так, будто он-ты, а ты-будто пан. Упрямо кроткая растение" - взлелеянное веками колониального "воспитание" украинство.
Сатирик выделяет в ментальности чухраинца аж пять глубоко национальных черт:
1. Если бы знать
2. Забыл
3. Спізнивсь
4. Как-то оно будет
5. Я так и знал.
Если бы знала - "характерная для чухраинца черта". Придирчиво анализировал украинство сатирик, осуждая неповоротный способ его мышления, ужасно больно было ему за такую неспособность к действию, безынициативность, пассивность нашего народа. Остро высмеивал сльозливу эмоциональность на излишний лиризм украинской литературы.
В послесловии осенила остротам Вишнівська доброжелательность.
"- Ничего! Как-то оно будет" Потому что сам же мол с них, чухраинцев.
Семинарское занятие.
Тема: Сохранение традиций О.вишни в украинской литературе.
План.
1. Создание жанра "улыбки".
2. Утверждение героизма народа и нового героя средствами юмора
3. Мастерское изображение родной природы и призыв к ее сохранению.
Темы рефератов, сочинений.
1. Продолжение в творчестве О.вишни традиций бурлеска, где охватывается высокое и низкое, анекдот и юмор.
2. "Надо любить человека. Больше, чем самого себя" (О.Вишня)
3. "Когда входишь в литературу, чисти ботинки" (по произведениям О.вишни)
Вопросы и задания
1. Какие вы знаете жанры сатиры и юмора? В чем проявляется жанровое своеобразие улыбки?
2. Охарактеризуйте идейно-тематическое многообразие сатиры и юмора Остапа Вишни.
3. В чем и как проявляется типичное и индивидуальное в характере деда Свирида?
4. Как в произведениях Остапа Вишни раскрывается единство военного и трудового подвига народа?
5. Что вам больше всего нравится в "Охотничьих улыбках"?
6. Подумайте, как в творчестве Вишни продолжаются классические традиции Шевченко и Гоголя, Франко и Щедрина, Маротовича и Чехова.
7. Расскажите о детстве О.вишни, об окружении, в котором он рос используя сведения из сочинения "Моя автобиография" и цитаты
8. Что вы можете рассказать о юности писателя, его обучение, участие в общественной жизни, первые литературные попытки. (используя цитаты из произведения " Моя автобиография")
9. Какие вы знаете жанры сатиры и юмора(памфлет, фельетон, юмореска, улыбка с.134)
10. Как Остап Вишня изображает менталитет украинского народа в юмореске "Чухраїнці"
а)как описывает характер жителей страны "Чукрен"
б)как изображает руководителей
в)как описывает географическое положение и пространства "Чукрен"
г)какие черты выделяет в ментальности украинца
11.Яка основная тема и идея "Зенитки"?
12.Тема любви к природе, ее защиты в "Охотничьих улыбках".
Остап Вишня. Тестовые задания
1. Настоящее имя и фамилия Остапа Вишни:
А) Павел Гробовський
Б) Олег Ольжич
В) Павел Губенко +
2. Остап Вишня родился:
А) в с.Чаплинка на Херсонщине
Б) в г.носовка на Черниговщине
В) на Полтавщине в хуторе Чечва +
3. Сколько детей было в семье Губенків
А) 2
Б) 8
В)1
Г)16 +
Д)10
4. В сколько лет малого Остапа отправили в школу познавать науки?
А)в 5р
Б) 6р +
В)12р
5. Начальное образование получил в:
А)сельской школе +
Б)в Полтаве
В)в м.Грунь
6. В каком году подросток был зачислен на казенное обучение в Киев:
А)1901
Б) 1903 +
В) 1905
7. Какую профессию он здесь получил?
А) юриста
Б) бухгалтера
В) хирурга
Г) фельдшера +
Д) учителя
8. Что стало препятствием к окончанию Киевского университета?
А)преданность литературе +
Б)смерть отца
В)нехватка средств
9. Первое печатное произведение:
А) "Моя автобиография"
Б) "Демократические реформы Деникина" +
В) "Зенитка"
10. Под каким псевдонимом вышел это произведение:
А) Остап Вишня
Б) Павлик Губенко
В) Павел Грунский +
11. Где впервые появился псевдоним "Остап Вишня":
А) В газете "Крестьянская правда" +
Б) "Заря"
В) "Свободный голос"
12. В каком году впервые О.Вишню уволили с работы?
А) 1935
Б) 1925 +
В) 1920
13. В какой газете О.Вишня продолжает печататься после увольнения:
А) "Известия ВУЦИК" +
Б) "Крестьянская правда"
В) "Правда"
14. Кто ему в этом помог:
А) Максим Рыльский
Б) Николай Кулиш
В) Илан Голубой +
15. С которой юморески эти слова:
"А кум с правого фланга заходит. Но здесь у нас ошибка организована вышла: ухваты мы непоховали..."
А) "Моя автобиография"
Б) "Зенитка" +
В) "Охотничьи улыбки"
16. Как называется совместная книга Марка Твена и Остапа Вишни:
А) "Крымские улыбки"
Б) "Сельскохозяйственная пропаганда" +
В) "Охотничьи улыбки"
17. Что стало причиной написания юморески "Сельские улыбки"
А) отдых в с.Мануївка
Б) в с.Пасіки +
В) отдых в Москве.
18. В каком году Остап Вишня был арестован:
А) 1903
Б) 1931
В) 1929
Г) 1933 +
19. Остап Вишня отбывал наказание в:
А) М.Кома +
Б) на Сахалине
В) в м. Гуна
20. Как называется поселок, где должны были расстрелять О.Вишню?
А)Дермань
Б) Кокав
В) Чебю +
21. В каком журнале была напечатана юмореска "Моя автобиография"
А) "Книгоспілка" +
Б) "Слово"
В) "Село и люди"
22. Кому принадлежат эти слова из одной юморески О.вишни:
"У меня нет никакого сомнения в том, что я родился, хоть и во время моего появления на свет бел... мать сказала, что меня вытащили из колодца, когда поили корову Оришку".
А) Деду Свириду из юморески "Зенитка"
Б) Остапа Вишни из юморески "Моя автобиография" +
23. Где умер Остап Вишня:
А) в с. Пасівка
Б) в Львове
В) в Киеве +
24. В каком году умер Остап Вишня:
А) 1956 +
Б) 1954
В) 1965
25. Юмореска "Усипка, упичка, усушка и утруска" написана в период:
А) пребывание в концлагере
Б) обучение в школе
В) увольнение с работы. +
26. В каком журнале она была впервые напечатана:
А) "Дивослово"
Б) "Известия ВУЦИК" +
В) "Слово"
27. Писателем какого жанра был Остап Вишня:
А) реализма
Б) романтизма
В)юмористически-сатирического +
28. В каком году и где впервые увидела свет юмореска "Зенитка"
А) в газете "Советская Украина" в 1944г +
Б) в журнале "Известия ВУЦИК" в 1927
В) в журнале "Дивослово" в 1952г
29. Любовь к чему изображена в Охотничьих улыбках
А) до Украины
Б) к природе +
В) в СССР
30. Как назвал свой дневник Остап Вишня:
А) "Думы мои, думы мои..." +
Б) "Вынужденный перерыв"
Остап Вишня. Тестовые задания
1. В каком году родился Остап Вишня.
А)1889 +
Б)1901
В)1882
2. Где родился , в каком городе?
А) на Закарпатье
Б) на Полтавщине +
В) на Херсонщине
3. Где получил начальное образование
А) в Польше
Б) в своем селе +
В) в Хусте
4. В каком году сдал экзамены
А) 1890
Б) 1903 +
В) 1901
5. Жизнь продолжал О.Вишня
А) самостоятельное +
Б) круг родителей
В) школьное
6. После получения аттестата зрелости юноша поступает в:
А) Полтавского техникума
Б) Киевского университета +
7. Который писатель воїстино Остап Вишня:
А)социальный
Б) национальный
В) народный +
8. Или псевдоним Остап Вишня:
А) да +
Б) нет
9. Первое печатное произведение писателя был подписан псевдонимом "Павел Грунский" от чего это происходит:
А) от папиной фамилии
Б) от имени любимой девушки
В) от городка Грунь
10. Под рассказом стоит подпись Остап Вишня:
А) "Заяц"
Б) "чудака, ей-богу" +
В) "Волк"
11. В 1928г "Улыбки" Остапа Вишни были выданы
А) в двух томах
Б) в восьми томах
В) в четырех томах +
12. В 1930г высокую оценку получила пьеса:
А) "Запорожец за Дунаем" +
Б) "Лицом к селу"
В) "Реп'яшки"
13. "Думы мои, думы мои..." - так называлось:
А)газета
Б)дневник О.вишни +
В)пьеса
14. В какие годы сборники выходят одна за другой:
А) в послевоенные +
Б) 1959г
В)1903г
15. С кем Остап Вишня встречается в Москве:
А) П. Губенко
Б)М. Рыльский +
В)И. Багряным
16. А Вишня в 1956о ушел от нас:
А) морально
Б) физически +
17. Где написаны такие строки Остапом "...что нужно, чтобы иметь право с человека посмеяться"
А) "Зенітці"
Б) "Дед Матвей"
В) "Думы мои, думы мои..." +
18. Жанр использовал Остап Вишня:
А) юмористически-сатирический +
Б)реализм
В)експресіон
19. Его герои в произведениях
А) дерзкие
Б)мудрые и трудолюбивые +
В) эгоистичны
20. В 1854 году написана
А) "Зенитка"
Б) "Избранное" +
В) "Несчастная любовь"
21. С какого года и места О.Вишня вел дневник под названием "Думы мои, думы мои..."
А) декабрь 1946г
Б) август 1947г
В) декабрь 1948г +
22. В какие годы Остап Вишня прославился как великий мастер комической сатиры:
А)во время Великой Отечественной войны +
Б) послевоенные
В)1904
23. О чем писали О.вишни авторы писем, которые к нему приходили
А)о пренебрежении к Родине
Б) про свои боли и страдания +
В)о пренебрежении к нему
24. Где рассказывается в те времена о О.Вишню
А) в песнях
Б) в анекдотах
В) в легендах и анекдотах +
25. Где написана такие строки "Мои "друзья", будь они трижды прокляты"
А)в рабочем кабинете +
Б) в "Реп'яшки"
В)в дневнике
26. Остап Вишня:
А) эгоист
Б)дерзкий
В)жизнелюб +
Г) оптимист
27. С которой улыбки эти строки "Птицы - наши друзья"
А)"Дрофа"
Б) "Сами себе вредители"
В) "Бекас"
28. В которой улыбке существуют такие строки "... пока все у тебя будет в порядке: и ружье, и патроны, и одежда, и рюкзак..."
А) "Открытие охоты" +
Б) "Как варить и есть суп из дикой утки"
В) "дикий кабан, или вепрь"
29. Где умер Остап Вишня:
А) в Киеве +
Б)у Груни
В) в Львове
|
|