Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Станислав Филиппович Людкевич



(1879-1979)

С. Станислав Филиппович Людкевич вошел в историю музыкальной культуры как выдающийся композитор, музыковед, фольклорист, педагог и музыкально-общественный деятель. Художник прожил большую творческую жизнь. Оно началось еще в конце ХІХ ст., когда Станислав Филиппович, приехав во Львов, принял активное участие в организации юбилейного вечера и. Франко. Это было в 1898 г. Тогда он выступил как дирижер и композитор. На концерте прозвучал хор на Франковый гимн "Вечный революционер". Завершил свой творческий путь Людкевич через 80 лет после этого памятного вечера.

В январе 1979 г. музыкальная общественность широко отмечала 100-летие со дня рождения корифея украинского музыкального искусства, народного артиста СССР, лауреата Государственной премии им.т.г.шевченко, профессора С.П.Людкевича.

С.Людкевич родился 24.01.1879 г. в городке Ярославе на Западной Украине (сейчас входит в состав Польши). Отец композитора - учитель народной школы - очень любил музыку. Мать знала и понимала искусство, с особым уважением относилась к родной культуре. Игры на фортепиано училась у известного украинского композитора М.Вербицього. Она же была и первой учительницей Станислава с фортепиано.

Вступая после начальной школы в Ярославской гимназии, Станислав Филиппович стремится глубже изучать музыку. Он поет в хоре, а впоследствии становится его руководителем, начинает писать музыку. Заканчивая это заведение, Людкевич уже имел в своем композиторском портфеле ряд произведений - это хоры "Гамалия", "Призыв к славянам", 7 пьес для фортепиано. Кстати, последние с успехом выполняются пианистами и сегодня. Это, в частности, "Предостережение матери", "Убаюканная песня", "Тихий вечер" (на тему Брамса). Эти фортепианные миниатюры продолжают линию западноевропейской романтической музыки Ф.Шуберта, Ф.Мендельсона, Й.Брамса. Миниатюры Людкевича искренние, лиричные, они проникнуты украинскими народнопісенними интонациями.

С 1898 г. по 1901 г. Людкевич учится во Львовском университете на филологическом факультете. После его окончания он преподает украинский язык в одной из гимназий Львова. Перед этим композитор работает в Музыкально-драматическом Институте им.лысенко, готовит к печати "Галицко-русские народные мелодии", выступает с музикознавчими статьями и рецензиями т.д.

В 1903-1904 гг. композитор был на военные службе в Вене; там он имел возможность слушать оркестровую и оперную музыку, а впоследствии, в 1907 г. он снова едет в Вену, чтобы пополнить свои профессиональные знания. В течение года Людкевич учится в О.Цемлінського (композиция и инструментовка) и Г.Греденера (полифония), слушает лекции по истории и теории музыки в Г.Адлера и Г.Рімана. За это время Станислав Филиппович написал докторскую диссертацию, посвященную вопросам программной музыки. Вернувшись домой, он снова погружается в работу. С 1908 г. Людкевич становится директором Музыкально-драматического Института им.лысенко.

1914 г. Людкевича призывают в австрийскую армию, вскоре он попадает в плен и до конца войны находится в Церовську (Казахстан). Возвращаясь в 1918 г. домой через Киев, Станислав Филиппович встречается с Стеценко и Леонтовичем. Он знакомится с их творчеством, ведет разговор о дальнейшие пути развития украинской музыки.

На то время Людкевич был уже зрелым музыкантом. Формирование его мировоззрения и художественный позиций связано с теми огромными событиями начала ХХ века, которые всколыхнули всю жизнь общества. Это события русской революции, деятельность революционных демократов. Франко, Леси Украинки, М.коцюбинского, забастовки на Западной Украине, лихолетье первой мировой войны и, наконец, Октябрьская революция.

Творческая зрелость пришла и благодаря его глубокому изучению музыки композиторов ХVIII-ХІХ вв., вследствие постоянной композиторского труда, серьезных поисков собственного музыкального стиля. В течение 1902-1918 гг. Станислав Филиппович пишет много музыки. Это хоровые, вокальные, фортепианные и оркестровые произведения. Среди них такие эпохальные композиции художника, как кантата-симфония "Кавказ", романс "Черемош, брат мой", обработка украинской народной песни "Гегілка", кантата "Свободной Украине", цикл вариаций "Элегия" для фортепиано. Именно эти произведения вошли в историю украинской музыки и выдающиеся классическими образцами.

С 1919-1939 гг. Людкевич написал много музыки разных жанров. И ведущими в его творчестве остается вокально-симфонический жанр. Назовем 2 кантаты - "Завещание" (сл.Шевченка) и "Наемник" (на стихи и. Франко). Именно в этих произведениях композитор воплотил идею борьбы с поработителями, создал яркие драматические образы. Продолжает работать в хоровых и романсових жанрах, обрабатывает украинские народные песни. Стоит назвать такие романсы, как: "За байраком байрак", "Одна песня голосненька", хоры "Наша дума, наша песня", обработки народных песен "О Бондарівну", "Бодай ся когут знудив", "Ой співаночки" и др.

На второй творческий период приходится захвата Людкевича инструментальной музыкой. Первые попытки относятся еще к началу века. Тогда композитор написал "Каприччио" и "Симфонический танец". Значительных успехов композитор достигает уже в 20-30-е годы. Главным образом это одночастные композиции "Меланхолический вальс", "Каменщики", "Галицкая рапсодия", "Веснушки", "Моисей" и др.

Заслуживает внимание камерно-инструментальная музыка Людкевича. Это его ф-уни произведения "Варкарола", "Песни без слов"; скрипичные "Чабарашка", "Тихий воспоминание", "Сарабанда", ф-нне трио фа диез минор. Композитор стремится к высокому профессионализму и одновременно к широкой доступности и понятности своих произведений. В них чувствуется влияние Лысенко, Чайковского, Рахманинова, Шуберта, Шумана, Брамса и Вагнера.

С 1939 г. С.Людкевич - профессор нововідкритої Львовской консерватории им.лысенко, старший научный сотрудник филиала Института фольклора Академии Наук УССР. Много сил отдает композиторском деле: пишет хоровое произведение "За мир", завершает кантату "Наемник", перерабатывает ранее созданную кантату "Свободной Украине". Прервана фашистской оккупацией творчество Людкевича возобновилась в 1945 г. Продолжается и его педагогическая деятельность. Станислав Филиппович активно работает в симфоническом жанре, создает оперу "Довбуш".

В конце 40-х годов появились 2 симфонические поэмы - "Днепр" и "Песня юношей", в которых воплощено героику военных лет.

В первой половине 50-х годов Людкевич завершил "Прикарпатскую симфонию", ф-операционная концерт и оперу "Довбуш". Впоследствии композитор пишет ряд программных симфонических произведений: "Наше море", "Не забудь юных дней", "Пассакалию", сюиту "Голоса Карпат", увертюра "Ой не ходи, Грицю". Много сил отдает воспитанию молодых музыкантов, научной работе. Им начато учебник по народному творчеству и хрестоматию по истории гармонии.

Умер С.П.Людкевич на 101 году жизни в сентябре 1979 г.