Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Общество в идейных взглядах М.П. Драгоманова в контексте социального и национального развития




Европейско известный украинский мыслитель и ученый М. П. Драгоманов значительную часть своей жизни, а именно 19 лет, вынужден был провести за границей, в эмиграции. К сожалению, на родине, разделенной более мощными государствами, надлежащего официального признания его как интеллектуала, любителя и генератора либеральных взглядов и идей - нечего было и надеяться. Да и не удивительно: Российская империя опасалась свободомыслия. И именно на чужбине (в Швейцарии, Австро-Венгрии, Болгарии) появились из-под пера лучшие труды Драгоманова - уже зрелого мыслителя: "Турки-консультант и внешние" (Женева, 1876), "Шевченко, украинофилы и социализм" (Женева, 1879), "Чудацькі мысли об украинском национальном деле" (Вена, 1891). Будучи сторонником европейского позитивизма и рационализма, и принимая самое активное участие в интеллектуальном процессе в эмиграции, М. П. Драгоманов неутомимо изучал и осмысливал возможности реформирования и развития существующих обществ, их развитие в социальном и национальном направлениях [1].

Центральное место в общественных взглядах Драгоманова занимает идея прогресса: высшей степени социальной справедливости и духовной культуры [2]. Обоснование ее ученый считал важнейшим достижением европейской науки. И здесь следует отметить, что оказавшись в эмиграции, Михаил Петрович стремился осуществить ввод дела украинского освободительного движения до общеевропейского контекста: сориентировать украинскую дело на образцы европейской науки и культуры [3].

Видя, "главным делом" в человеческой истории - непрерывный общественное развитие, Драгоманов признавал важнейшим "прогресс человека и общества, прогресс политический, социальный... " [4].

Социальный строй общества, по мнению мыслителя должны гармонично развивать личности, объединенные в ассоциации на добровольных началах [5]. Именно свободный индивид, с его ничем не ограниченной волей, является для М.П.Драгоманова атомом социума, фундаментом социального и международного порядка.

Функции государства, что является по Драгомановым чем-то чужим и не присущим для человечества, в обществе "свободных индивидов" должен выполнять "общество-обществ", что образуется снизу по инициативе самих же "индивидуальных личностей - федеративная союз с максимальной децентрализацией и самоуправлением общин. Ближайшее к своего идеального социального устройства Драгоманов видел швейцарские кантоны, где он прожил 15 эмиграционных лет.

Необходимой объединяющей между собой условием для ассоциаций индивидов рассматриваемый нами мыслитель считал национальное, что "живет в человеке". Национальное, национальность является совокупностью общих человеческих признаков. И не брать в расчет национального, в стремлении человечества объединиться, нельзя - ибо человечество и есть "лишь совокупностью наций" [6]. И все же "общину" Драгоманов ставит превыше национальные элементы ассоциаций, считая национальность только грунтом, формой и способом, которые имели бы послужить в первую очередь "благосостоянию" [социальному. - В. Б.], "...и просвещению нашего народа, а вместе с ним и его национальности" [7]. А именно лишь предположение о том, что вопросы национальности и всего, что с ней связано - "есть первое, главное дело" в деле будущего украинского народа, Драгоманов характеризует как призрачную и регрессивную [8].

Относительно воплощения своих общественных идей в жизнь, то ученый выступал противником общей социальной революции, которая не могла бы по его мнению создать новый строй общественной жизни [9]. Надежда на социальную революцию, считал мыслитель, ведет в тупик. "Не революция, эволюция" - было девизом Драгоманова. Новый общественный строй должен органично и постепенно сформироваться из предыдущих ему ладов.

Подытоживая, следует отметить, что видя оптимальным вариантом общества сообщество ассоциаций свободных личностей, с малейшими элементами принуждения и на федералистских началах, Драгоманов такой социальный строй не представлял без "полной личной свободы" каждого отдельного индивида, и идеи прогресса на основе эволюции, как необходимого условия установления "справедливого строя". Понимая, очевидно на примере тесного единства социального и национального движений в истории, взаимосвязанность и этих абстрактных теоретических понятий; в своих общественных взглядах М.П.Драгоманов именно в развитии социальном, политическом усматривал залог и национально-просветительского развития, где национальность является лишь своеобразным грунтом социальной эволюции.


Список использованной литературы

1. Драгоманов М.П. Избранное. - К.: Лыбидь, 1991. - С. 376-377.

2. Лысяк-Рудницкий И. Исторические эссе: В 2 т. - К.: Основы,. 1994. - Т. 1. С. - 306.

3. Горский В.С. История украинской философии. Курс лекций. - К.: Наук. думка. 1997. - С. 181.

4. Драгоманов М.П. Избранное. К.: Лыбидь, 1991. - С. 558.

5. Слюсаренко А.Г., Томенко Н.В. История украинской конституции. - К., 1993. - С. 40.

6. Горский В. С. Указанная работа. - С. 184.

7. Драгоманов М.П. Избранное. - С. 558.

8. Там же. - С.559

9. Франко И. Общественно-политические взгляды М. Драгоманова. - К., Наук. думка, 1986. - Т. 45. - С. 428.