Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

СТЕПАН РУДАНСКИЙ
СТЕПАН РУДАНСКИЙ - ОБРАЗЕЦ ТЯЖЕЛОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ И ЖИЗНЕННОЙ СУДЬБЕ



Творчество Степана Руданского в истории украинской литературы занимает важное место. Войдя в литературу в середине пятидесятых годов, в тяжелую эпоху духовного безмолвия, которое наступило после разгрома Кирилло-Мефодиевского общества, ареста, ссылки Шевченко, Руданский прокладывал в ней новые тропы. Его поэзия была оригинальным явлением в украинской литературе шевченковского периода. Об этом впервые, еще в 1875 г., вскоре после смерти поэта, сказал Михаил Драгоманов на страницах газеты «Киевский телеграф»: «Руданский был одним из весьма немногих малороссийских поэтов недавнего времени с настоящим талантом и с попытками коснуться новых тем, а не только тех, которые заездили предшественники и последователи Шевченко.

Литературном наследии Руданского уготована тяжелая судьба,-слишком долгим и тернистым был ее путь к читателю. Период активного творчества поэта ограничен узкими хронологическими рамками и почти полностью приходился на последние два года пребывания в Каменец-Подольской семинарии и шестилетний период обучения в петербургской Медико-хирургической академии (1855-1861). В течение этого времени было написано несколько десятков лирических стихотворений, баллад, более двухсот стихотворных юморесок, ряд исторических поэм и больших эпических произведений. Тяжелая личная судьба, а еще более того сложные социальные условия, в которых развивалась во времена царизма украинская литература, помешали Руданскому издать при жизни свои произведения. На страницах периодических изданий увидели свет лишь чуть более десяти произведений. А вся многогранная литературное наследие поэта, оставшись неопубликованной, надолго выпала из литературного процесса своего времени и, по существу, не оказала на него влияния. Только в 1880 г., через семь лет после смерти поэта, появляется первая небольшая сборник его произведений, изданная усилиями украинской писательницы, матери Леси Украинки,Олены Пчилки. В следующем десятилетии начинается активное собирание, публикация и изучение наследия Руданского.

Степан Васильевич Руданский родился 6 января 1834 года в селе Хомутинцах, Винницкого уезда на Подолье, в многодетной семье сельского священника. Кроме младшего Степана, в семье росло еще двое сыновей и одна дочь, а также воспитывался младший брат отца. Разговаривали в поповской избе, конечно, на украинском языке.

По пожеланию отца восьмилетнего Степана отдали в Шаргородской духовной школы (бурсы), где он учился в течение 1841 - 1849 гг. О бездушную систему воспитания, схоластический метод обучения, которые царили в таких школах, правдиво рассказано в известной широкому читателю повести русского писателя Помяловського «Очерки бурсы».

Учась в бурсе, Руданский достаточно хорошо освоил древнюю греческий, латинский и старославянский языки, преподавание которых там уделялось большое внимание.

Говоря об истоках творчества Руданского, нельзя забывать, что уже на пороге семинарии у него было вполне осмысленное отношение к родному языку, понимание ее значения для культуры народа, оказывался глубокий и нестандартный интерес к устному народному творчеству, были и первые самостоятельные попытки стихосложения.

Первый известное произведение Руданского, баллада «Два трупа», под которым стоит дата -1851 г., отмечается, по мнению исследователей, таким высоким уровнем литературной сноровки, который вряд ли доступен начинающему.

Широкой была и непосредственная лектура молодого семинариста. Знакомясь с творчеством популярных тогда украинских писателей (Котляревский, Квитка-Основьяненко, Гребенка, Шевченко), он открывал для себя всю сложность развития украинской литературы в условиях царизма.

На семинарские годы приходится и начало непосредственно творческой работы Руданского. Здесь написаны первые оригинальные лирические поэзии («Сиротина я безродный», «Ты не моя», «Меня забудь», «Песня» («Не удивляйтесь, добрые люди»), перевод с польского языка популярного романса «Черный цвет» и шесть баллад, близких по объему к поэмам («Два трупа», «Вечерницы», «Упырь», «Крест на горе», «Розмай», «Люба»).

Руданский окончил семинарию первым учеником» и по решению правления учебного заведения был утвержден в степени студента и направлен для дальнейшего обучения в Петербургскую духовную академию. Для выпускника семинарии с далекой периферии это был неслыханный успех. Перед ним открывались двери к блестящей духовной карьере. Но юноша не воспользовался такой возможностью и сознательно выбрал себе другой путь, заведомо тяжелый и неблагодарный.

И можно только удивляться тому, какую силу духа и непреклонность в отстаивании избранного пути проявлял поэт в тех ужасных условиях, каким глубоким было убеждение, что его труд, его творчество будет нужна народу.

1 сентября поэт выехал из Петербурга в Ялту, куда он с большим трудом получил назначение на должность городского врача.

Работа городского врача, к которой Руданский приступил осенью 1861 г., была крайне утомительной.

Честно и самоотверженно проработал Руданский на скромной должности городского врача Ялты, много сделав в деле охраны здоровья простого народа. Эта его работа, которая нередко требовало настоящего мужества, так и не получила признания и оценки со стороны сильных мира сего. Во время эпидемии холеры Руданский тяжело заболел и 3 мая 1873 г. умер.

Творческое наследие Руданского велика и многогранна, он активно заявил себя во всех без исключения поэтических жанрах, но с наибольшей полнотой его талант раскрылся в лирике и гумористиці.

Но связь лирики Руданского с песенным жанром не был только внешним, он глубоко достигал своими корнями к народнопісенної творчества. Руданский как поэт органически вырос из украинского фольклора. Поэтому «песенность» его лирики - не только особенность ее формы, но и внутренняя, содержательная качество. Своеобразие творческой манеры поэта как лирика заключается в том, что он не прибегал к стилизации под народное творчество, а творил, исходя из ее эстетических принципов, новые, своеобразные и оригинальные художественные качества.

Руданский начинал свое поэтическое творчество как песенник. Первые его лирические произведения, написанные еще в Каменце-Подольском («Сиротина я безродный», «Ты не моя», «Меня забудь», «Песня» («Не удивляйтесь, добрые люди»), как своей формой, так и содержанием, это типичные песни, в которых явственно проступает народнопоетична основа.

Творческое наследие Руданского велика и многогранна, он активно заявил себя во всех без исключения поэтических жанрах, но с наибольшей полнотой его талант раскрылся в лирике и гумористиці.

Но связь лирики Руданского с песенным жанром не был только внешним, он глубоко достигал своими корнями к народнопісенної творчества. Руданский как поэт органически вырос из украинского фольклора. Поэтому «песенность» его лирики - не только особенность ее формы, но и внутренняя, содержательная качество. Своеобразие творческой манеры поэта как лирика заключался в том, что он не прибегал к стилизации под народное творчество, а творил, исходя из ее эстетических принципов, новые, своеобразные и оригинальные художественные качества.

Руданский начинал свое поэтическое творчество как песенник. Первые его лирические произведения, написанные еще в Каменце-Подольском («Сиротина я безродный», «Ты не моя», «Меня забудь», «Песня» («Не удивляйтесь, добрые люди»), как своей формой, так и содержанием, это типичные песни, в которых явственно проступает народнопоетична основа.

Еще выразительнее е народнопісенна основа в произведениях, написанных уже в Петербурге, то есть после 1855 г. («Повій, вітре, на Вкраїну», «Голубушка-девчоночка», «Казачье-голубче», «Ой выйду я в сад»).

Однако грустные мотивы, что ими преимущественно проникнута интимная лирика Руданского, не были проявлением упаднических настроений поэта, как не были они и данью «законам» песенного жанра, их непосредственный источник - крайне тяжелые обстоятельства личной жизни поэта, его тяжелая болезнь. Об этом говорит уже хотя бы то, что в лирике петербургского периода появляются произведения лирико-юмористического плана, в которых автор, рассказывая о сложных и драматические жизненные обстоятельства, способен осветить их ироничным взглядом и тем самым якобы возвыситься над ними. К таким, в частности, можно отнести стихотворение-посланіе «Не знаешь ты горя», известный в посмертной публикации под названием «До дяди Прохора-кузнеца». Основная тема произведения - нищенскую жизнь бедного студента, который вынужден, не имея никакой поддержки со стороны, так же тяжело «ковать» свою судьбу в науке, как дядя Прохор кует железную штаба.

На примере этих двух произведений можно заметить, как в лирической манере Руданского пробивается хумор, который впоследствии станет ведущим в его творчестве.

Еще более показательны в этом плане поэзии «Полюби меня» и «Богдай тебя», которые с формальной стороны достаточно особняком стоят в лирике поэта.

Своеобразный лирический план характерен для поэзии «Могила» («Над могилой» - в другой редакции). Традиционно ее рассматривали как произведение, где поэт идеализировал старину, выступал как подражатель ранних романтиков.

Отличительной чертой развития поэтического творчества Руданского е то, что в ней, особенно в последние петербургские годы, намечается переход от поэзии интимной, чисто романсової, к поэзии гражданской, насквозь пронизанной социальными мотивами.

В стихотворении «Над колыбелью», написанном в форме колыбельной песни, раскрывается будущая тяжелая судьба крепостной ребенка. Жизнь ей готовит с детских лет каторжный труд и барские издевательство:

Будешь целый век, как тот черный вич,

В ярме и неволе!

..........................

Свою силоньку ни себе, ни мне,

А господам производить.

Страстно осуждает поэт кріпаччину как силу, что калечит человека физически и морально, лишает ее достоинства. Героя поэзии «Не бросай меня» заставляет страдать не тяжкий труд, не бедность, а отсутствие воли:
И мои тяжкие

Боли більнії,

Ибо не имею я

Воли свободной.

Мотивами протеста против самодержавно-крепостнической системы и насаждаемого ею рабской морали пронизан один из лучших произведений Руданского «Наука», который тематически перекликается с известной поэзией Некрасова «Песня Еремушке». Стихотворение построено в форме наставления матери и отца сыну во время выпроваживании его в жизненную дорогу. Советы эти разные, в них раскрываются два пути, которыми может идти человек к своему счастью. Один - это путь унижений, соглашательства, преклонение перед сильными и богатыми. Им советует идти сыну мать, которая знает всю жестокость и несправедливость окружающего мира. Другой путь советует сыну отец, который убежден, что человек должен добывать свое счастье в жизни честным и упорным трудом, ибо только она является основой для познания мира и основой нравственности. Через раскрытие глубокой непримиримости этих двух жизненных философий поэт идет к разоблачению реакционной сущности морали существующего несправедливого строя и утверждение высоких человеческих идеалов морали передовой общественности.

Красноречивыми аллегорическими образами отозвался поэт на гражданское подъема в стране, которое царило накануне уничтожения крепостничества. Идеей борьбы против господствующих «ветров» пронизано стихотворение «Пусть гнется лоза» («До дуба»). Отрицая немощное существование «без славы, в грязи», поэт призывает идти путем познания и твердо стоять на страже добра:

И весь мир обдивись,

И все распознай,

И что хорошего есть,

Ты у себя впивай.

Особенно богат идейное содержание поэзии «Гей-гей, волы! Чего же вы стали» («Гей, быки!»), в котором в аллегорической форме высказан призыв к борьбе за лучшее будущее народа, надежду на осуществление заветной мечты трудового народа о счастливой жизни:

 

 

Гей-гей, волы!

Зерно поспел,

И заколосяться поля,

И возвратит нам по пот кровавый

С лишкою святая земля!

Это произведение стало популярной народной песней.

Наивысшие достижения Руданского как поэта лежат в области гумористики. Юморески Руданского - это небольшие стихотворные произведения, написанные на основе фольклорных источников, в которых в юмористическом свете раскрываются различные социально-бытовые ситуации из жизни широких народных масс различных национальностей и различных общественных прослоек, высмеиваются с позиций народной морали всевозможные несуразности общественной жизни, негативные черты человеческого характера.

Показательной в этом плане может быть юмореска «далеко до неба», где с особой силой раскрылся талант Руданского как юмориста, его умение творить средствами комического на основе чисто бытовых реалий яркие общественное значимые образы. Глубинный смысл раскрывается через взаимодействие бытовых реалий, контекст, в котором они выступают, уже выходит на проблемы шире, имеет дотичність к жизни всего общества.

Двое крестьян, возвращаясь с ярмарки, дремлют на своих телегах, а потом от нечего делать начинают беспредметную беседу на отвлеченную тему, совершенно далекую от проблем реальной жизни. Со всей серьезностью они размышляют над вопросом, далеко ли от земли до неба. Один из них высказывает предположение, что это расстояние равно пяти слоям. Но его собеседник подверг это утверждение сомнению: «И если бы пять верст было, Там коршма бы стояла». «Космическая», абстрактная тема в этом диалоге, как видим, раскрывается через вполне конкретные, бытового плана понятие («верста», «коршма»). Такое сочетание в одном смысловом ряду понятий неподходящих, логично неспівмірних создает ситуацию абсурда, которая и дает возможность оттенить обычные бытовые реалии, что они предстают в широких общественных связях как существенный момент действительности. Конкретная деталь «коршма», которым начинается и заканчивается произведение, благодаря алогичности контекста приобретает обобщающее значение, что усиливается и «конкретным» образом мышления персонажей произведения. То, что крестьяне меряют небо корчмой, вмещая ее и на небесных путях, говорит вовсе не об ограниченности их мышления, а о том, какое место эта реалия занимал в их жизни. Объектом смеха в юмореске, как видим, выступают негативные обстоятельства бытия крестьянина.

В поговорке «Лошак» высмеивается наивность простого крестьянина, его чрезмерная доверчивость к законам самодержавно-крепостнического строя. Обнаружив украденный у него лошака не где-нибудь, как в «состоянии», он пытается забрать его оттуда законным путем, доказывая, даже при помощи свидетелей, что это его собственность. Но это оказалось безрезультатным, барские прихвостни, поиздевавшись над крестьянином-крепостным, выгоняют его. И только благодаря подсказке более опытных людей владелец лошади начинает понимать, что вырвать свое добро из рук «асессоров» ему вряд ли удастся, даже если бы корову из дома пришлось ізвести, то есть продать на взятки. Своим смехом поэт осуждает рабское преклонение человека перед законами несправедливого социального строя, протестует против него.

Действующими лицами поговорок Руданского нередко выступают представители других национальностей - русские, поляки, немцы, евреи, цыгане.

Посмеиваясь над простодушными хитростями цыгана («Цыган с конем», «Где спійняли?», «Что кому», «Спасибо», «Сумок брат»), высокомерием и надменностью польского шляхтича («Не вчерашний», «которую вы достойны награды»), алчностью и скупостью трактирщика («Баран», «Мошков крыша»), крючкотворством москаля («Вареники-вареники», «Икра», «Вареный топор») поэт всегда выступает как глубокий реалист, и не только в воспроизведении жизненных ситуаций, но и в раскрытии психологии персонажей.

Совсем другой тональности приобретает смех, когда в поле зрения писателя попадают представители тех социальных слоев, которые живут и держатся трудом народа - попы, ксендзы, раввины, царские чиновники, господа. Здесь уже имеет место не мягкий юмор, сострадательная улыбка, а едкая сатира, направленная на обличение паразитизма представителей гнобительського класса, их бесчеловечной морали.

Интересной с этой точки зрения выглядит юмореска «Поп на пуще», в которой выведен образ священнослужителя, задумавший стать отшельником и зажить славы святого. С язвительным смехом поэт показывает, что привычка «к колбаски, до рюмочки водочки» очень быстро сводит на нет добрые намерения попа.

Связь юмористических произведений поэта с устным народным творчеством просматривается и в формах и средствах создания комического. Для определенных видов древнего народного юмора был присущ «грубый» реализм, смешное здесь нередко носило характер откровенной непристойности. Руданский широко использовал весь спектр приемов и средств народного юмора, в том числе и «грубый» реализм. Особенно заметно это в антипопівському цикле («Ов!», «Божьи птицы», «По старой печати») и в некоторых произведениях на историческую тематику («Ахмет III и запорожцы»), в языковую ткань которых вкраплена грубая, непристойная лексика.

Прошло более ста лет со дня смерти Руданского, но и сегодня он продолжает очаровывать нас задушевностью своих лирических стихов, веселым и одновременно впечатляющим смехом юморесок. Сбудется надежды поэта, что его после смерти будут читать миллионы его одномовців. Своим творчеством Руданский действительно заслужил «самый дорогой в мире титул - титул народного поэта».