Он был сыном мужика и стал обладателем
в царстве духа. Он был крепостным и стал
великаном в царстве человеческой культуры.
Иван Франко
В литературе каждого народа, среди ее великих творцов, есть поэты, имена которых омыты любовью и славой. Таким поэтом украинского народа является Тарас Шевченко, чье бессмертное наследие - одна из высочайших вершин человеческого гения. Т. Шевченко - великан духа, художник могучей творческой силы, непримиримый борец против любого угнетения человека человеком. Поэзия, искусство слова сочетаются в его произведениях с социальной борьбой и составляют с ней цельный сплав. Борьбой за освобождение народа, за социальную справедливость и духовное раскрепощение масс Т. Шевченко совершил наивысшее общественное назначение поэта. В историю человеческой культуры он вошел не только как гениальный народный поэт Украины, но и как крупнейший, наряду с А. Пушкиным и А. Мицкевичем , поэт славянства, как поэт-гуманист мирового значения.
Т. Шевченко выступил как поэт-новатор, принес с собой в украинскую литературу «слово новое», новый мир поэзии, неповторимые образы, картины и краски, невиданное ранее богатство и широту тем, идей, мотивов, жанровых форм, вывел украинскую литературу на путь реализма и народности.
Первые шаги в рисовании сделаны Шевченко еще в детстве. Подростком обходил Тарас все окрестные села и согласен был на любые условия, чтобы достичь премудрости малярного искусства.
Поэт учился в Петербургской Академии художеств. Был замысел создать иллюстрированный альбом „Живописная Украина", который рассказал бы о различных событиях украинской історії.Серед сделанных Тарасом Шевченко рисунков видим сцены, пробуждающие чувства национальной гордости („Дары Богдану и украинскому народу"), вызывали мысли о тяжелейшие жертвы, что их принес украинский народ во время борьбы с врагами („Кара смерти над Иваном Подковой", „Петр Полуботок в Петербурге", „Семен Палий в Сибири"), а также отражено казнь за национальную измену („Савва Чалый").Шевченко хотел дать наиболее полный образ всего того, что украинцев выделяло среди других народів.Він стремился не только пропагандировать культ славного прошлого Украины, а и возбуждать интерес и любовь ко всему национального украинского.
Целую эпоху в освоении Библии украинской поэзией составляют произведения Тараса Шевченко на темы Ветхого и Нового Заветов. Он не только расширил тематическое круг сюжетов и мотивов, кроме псалмов, следуя пророков и ряд евангельских сюжетов.
Самое главное то, что, предоставив своим произведениям неповторимого художественного окраску, поэт использовал „вечные" темы для того, чтобы лучше и отчетливее показать национально-духовные потребности своего народа. Вспомним ,например, такие прекрасные произведения, как „Псалмы Давида", „Мария".
О чем бы не рассказывал, что бы не описывал, к какой бы теме ни обращался поэт, он не оставляет Бога, идет рядом с ним, но самое главное - имеет Бога в душе и серці.Бог для Тараса Шевченко - то большая и самая ценная духовная сила.Без нее нельзя ни жить, ни творить, ни боротися.Скільки, например, раз герой произведения „Еретик" Иван Гус обращается к Богу, чувствует в нем силу, без которой не обойтись ни ему, ни народу!В одном месте читаем:
Боже! Боже!
Великая сила!
А вот что говорит поэт о тех, кто „шкуру дерет с братьев незрячих гречкосеев":
Умойтесь! Образ Божий грязью не скверніте
(„И мертвым, и живым...").
Веря в силу Бога, поэт молится ему:
Помолюсь Господу
Сердцем одиноким.
Рассказывая о произволе и жестокости господ, об их издевательствах над крепостными, выражая гнев, поэт со своими мыслями обращается к Богу:
Пошлем думу вплоть до бога,
Его расспросить,
Долго еще на семь мире
Палачам властвовать?
Изливая тоску по родной Украиной, ее народом, тяжело перенося ее боль и страдания, поэт опять-таки не забывает Бога:
...Боже милый,
Зжалься, Боже.
Ссылки оторвало Тараса Шевченко от родного народа, милой и дорогой Украины, лишило права каждый раз общаться с друзьями, всем народом, делить вместе и радости, и горе.Час в неволе идет слишком повільно.Читач не может не сочувствовать поэту, который спрашивает:
Боже милый!
Долго ли еще мне быть
В этой незамкнутій тюрьме?
Любовь, уважение между Богом и народом взаємні.Бог заботится о людей.У стихотворении „Пророк" именно об этом и пишет поэт:
Как будто праведных детей,
Господь, любя тех людей,
Послал на землю им пророка.
Духовность, то есть то, что связано с внутренним миром человека, его моралью, думами, занимала одно из важнейших мест в творчестве Тараса Шевченко. И в начале литературной деятельности, в более поздние годы и перед смертью поэт не утратил веры в Бога, всегда обращался к нему за підтримкою.Так делали и герои его произведений.
Народные предания о Шевченко того времени свидетельствуют его трогательную любовь к родной природе. Где бы не был, чем бы не занимался поэт, но всегда перед его внутренним взором представал и дорогой его сердцу Днепр, что „горами волну подымает", и уютный „садок вишневый коло хаты", и зеленые ивы „над оврагами, над прудами". До боли милый Шевченко тихий украинский вечер, пение соловья в темном рощи, гибкая тополь и золотое пшеничное поле, которое раскинулось, как море широкое.
Великий Кобзарь с детства влюбленный в природу родной Украины. Поэтому прекрасные пейзажные миниатюры мы находим во многих стихах Кобзаря. Там и байрак шумит, и величественные горы-волны стонут, и древние могилы в степи высятся - все зримое, одухотворенное. Вспомним стихи Шевченко: „Течет вода из-под явора", „За солнцем облачко плывет", „Ветер с рощей разговаривает" и т.д. В детстве Тарас не раз ездил с отцом чумакувати украинскими степями и, видимо, именно тогда полюбил ее на всю жизнь. Во время тех путешествий впервые в душе шелохнулись новые, неведомые чувства - чувства космические, то особое состояние, когда „хочется обнять глазом души целостность мира, во времени и пространстве",- так вспоминал он свои степные впечатление. Степь увлекала поэта своей безграничностью:
Кругом - степь, как море
Широкое, синеет.
За могилой могила
А там - только мечтает.
Бесспорно, что те переживания, когда колеса чумацкой границы тихо скрипели, а луна своим таинственно-серебристым сиянием заливал ночной степь, легли в основу пейзажной лирики и космических мотивов в его ранних стихах. Впоследствии сильное поэтическое воображение Шевченко весь мир превращает в образ родной матери, которая называется Украиной.
Тарас Шевченко - великий сын Украины, гордость и слава наша. Творчество поэта - сгусток добра и правды. Он был сеятелем на духовной ниве нашего народа. Он верил, что есть сила, которой надо поклоняться, потому что она, духовность и давире ее понимании, спасет человечество от морального и духовного опустошения, вырождение, обеднение. Этой силой является Бог.
Творчество Тараса Шевченко, густо и искренне орошаемая любовью к Богу, является нашим национальным золотым фондом духовности. Нам и беречь это духовное богатство, каждый раз обращаться к нему в дни радости и в часы грусти. Будем делать так, как делал Кобзарь: носить Бога в душе и сердце, верить в его силу, доброту и могущество.
Список использованной литературы: В.Анісов, Есть. Среда „От мастера до академика" - очерк о Т.шевченко; М. Бондарь „Образ Украины в поэзии Т.г.шевченко; М. Х. Коцюбинская „Этюды о поэтику Шевченко";
Б. Лепкий „О жизни и произведениях Т.шевченко"; Г. Я. Недилько „Тарас Шевченко: жизнь и творчество".
|
|