Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ПАНТЕЛЕЙМОН КУЛИШ

Проблема взаимосвязи вождя и народа в романе Пантелеймона Кулиша «Чорна рада»

Роль вождя, проводника в народном развитии - одна из, так называемых, вечных тем в мировой литературе. П. Кулиш, выдающийся украинский писатель и культурный деятель, также обратился к этой проблеме в своей «Черной раде» - первом украинском историческом романе. Эта попытка - одна из первых в новой украинской литературе. Позже тема будет по-своему разработана И. Франком, Л. Украинкой и др.

Как часто бывает, и это неоднократно иллюстрировала история, народ, когда некий деятель находится на гребен и популярности, выдвигает его на ведущую роль, руководствуясь при этом сердцем, своим внутренним зрением, интуицией. А проходит время, и если народ не видит быстрых реальных сдвигов или просто перестает понимать своего вожака, то именно он и сбрасывает, устраняет от власти своего избранника, нередко казня или отправляя в изгнание бывшего любимца. И часто народ (толпа) не видит и не понимает, что им манипулируют другие могущественные, до поры до времени скрытые, фигуры.

Именно такая ситуация разворачивается в Украине XVII ст., когда страна оказалась на распутье. Куда идти? Умирает Б. Хмельницкий, отстраняют от власти безвольного сына Юрия Хмельницкого. Постепенно берут верх узкие, антигосударственные инстинкты - и Украину розколено надвое: на Правобережную и Левобережную Украину. Этими частями управляют Тетеря, Сомко, Брюховецкий, Василий Золотаренко. Каждый из них стремится к власти, и каждый из них говорит правильные слова. Все зависит от народа, который находится в раздумьях. Кого выбрать?

Каждый из претендентов начинает «работать» на свою популярность ради своего успеха.

Яким Сомко как искренний, прямой человек меньше всего обращает внимание на красивые речи, а ежедневно, постепенно делает свое дело. К тому, что Брюховецкий с похищенным серебром уехал на Запорожье, Сомко относится почти равнодушно, веря в мудрость народа. Он как человек рыцарской удачи и людей мерял такой меркой! «Иванец гетьманує только над пьяницами», - отвечает полковник Сомко-священнику Шрама. Он желает после победы вернуть «гетмана их... в свинопасы». Но не так случилось, как стремился сделать этот поборник чести и рыцарства.

Брюховецкий как человек хитрый, практичная и циничная понимает, что деньги - это мощное оружие, крепче пушки и пули. 1 он тихо, коварно, лелея мечту отомстить Сомкові, завоевал деньгами и обещаниями власть на Запорожье. «А так как сыпанул деньгами, так запорожцы за ним роем:

«Иван Мартынович! Иван Мартынович!». А он, ленивый, со всеми обнимается, да братается, да водкой поит...», - так рассказывает Шрамові Человек Божий, которому с самого начала все стало понятно. Но народ пока не понимает...

Если лозунг Сомка: «...пусть у меня всякое, пусть и мещанин, и простолюдин, и казак стоит за свое право», то Брюховецкий говорит: «Не будете под моей булавой ни одного казака или казацкого старшины над собой господином: все будем равны».

Что мы из этого видим? Сомко выступает за оптимальный уклад совместной жизни для всех слоев населения, ибо в противном случае будут беспорядки, или просто начнется гражданская война. Брюховецкий же просто отбрасывает, отрицает существование определенных слоев украинского общества: казацкой старшины, некоторых мещан - будто они и не часть народа! То есть Сомко - объединяющая, примирююча сила, Брюховецкий - разъединяющей сила, энергия, что вносит раздор в общество. Но народ этого пока не понимает.

Брюховецкий «играет на народ»: «Муж сей был в короткой старенькой світині, в холщовых штанах, сапоги шкапові попротоптувані - и пучки видно». И говорит он соответственно: «Детки мои!... Чем же мне прохарчати вас, чем вас одеть? Видите ли, я и сам весь оббивсь, как крем'ях» или: «Как и бедная курица-клопотуха, что найдет зернышко - да и то отдаст своим цыпленкам чаще, да и я все до последнего скина пораздавал своим деткам».

В поединке «деньги - правда» начинают побеждать деньги, лесть. Пока Сомко делает попытки объединить вокруг себя единомышленников, от него отошли Зеньковский, Миргородский и Полтавский полки и «поклонились Іванцеві». Сомко начинает работать с удвоенной энергией. Но уже поздно. Созвано «черную» раду и провозглашен гетманом Брюховецкого. Все: и простое казачество, и мещане, и московское войско во главе с князем Гагіним - обманутые или прямо подкуплены.

И только потом все увидели сущность Брюховецкого, когда тот бросил на произвол судьбы своих вчерашних соратников и насмеялся из них. Наконец-то народ прозрел, но время потеряно: Сомко заключен в тюрьму и вскоре казнен. Шрам погиб за родной город. Кто остался из поборников объединения Украины? Сам народ и остался. Правда, сейчас он не выдержал жизненного экзамена. Но когда он снова выдвинет вожака, которому удастся преодолеть противников и довершить Сомкову дело.