Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ТАРАС ШЕВЧЕНКО
ТАРАС ГРИГОРЬЕВИЧ ШЕВЧЕНКО


 

1814 - 1861

Он был сыном мужика и стал обладателем в царстве духа. Он был крепостным и стал великаном в царстве человеческой культуры.

Иван Франко


В литературе каждого народа, среди ее великих творцов, есть поэты, имена которых омыты любовью и славой. Таким поэтом украинского народа является Тарас Шевченко, чье бессмертное наследие - одна из высочайших вершин человеческого гения. Т. Шевченко - великан духа, художник могучей творческой силы, непримиримый борец против любого угнетения человека человеком. Поэзия, искусство слова сочетаются в его произведениях с социальной борьбой и составляют с ней цельный сплав. Борьбой за освобождение народа, за социальную справедливость и духовное раскрепощение масс Т. Шевченко совершил наивысшее общественное назначение поэта. В историю человеческой культуры он вошел не только как гениальный народный поэт Украины, но и как крупнейший, наряду с А. Пушкиным и А. Мицкевичем , поэт славянства, как поэт-гуманист мирового значения.

Т. Шевченко выступил как поэт-новатор, принес с собой в украинскую литературу «слово новое», новый мир поэзии, неповторимые образы, картины и краски, невиданное ранее богатство и широту тем, идей, мотивов, жанровых форм, вывел украинскую литературу на путь реализма и народности.

Писать стихи Тарас Шевченко начал еще до освобождения крепостного права. Первое упоминание об одном из его ранних стихов, что дошло до нас, датирована 31 марта 1837 года. Об незаурядные художественные способности Тараса свидетельствует выполнен в Свободно самый ранний известный его рисунок, подписанный: «1830 года рисовал Тарас Шевченко».

В активе Т. Шевченко на конец 1839 года были поэмы «Катерина», «Тарасова ночь», «Иван Подкова», баллада «Тополь», послание «К Основьяненко», стихи «Перебендя», «Зачем мне черные брови... ». Они и составили первую его поэтический сборник «Кобзарь», которая увидела свет в 1840 году. Специально для нее Т. Шевченко написал вступительный стих-запев «Думы мои, думы мои...» - программное стихотворение «Кобзаря». Почти одновременно с «Кобзарем», 12 марта 1840 года, был подан до цензуры Есть. Гребенкой альманах «Ласточка», до которого он приобщил и первый раздел из нового произведения Т. Шевченко ,--поэмы «Гайдамаки» (раздел «Галайда»). За короткое время «Кобзарь» и «Гайдамаки» получили широкой популярности. Переписка и воспоминания современников поэта дают немало свидетельств того, какое большое и сильное впечатление произвели эти первые произведения Т. Шевченко на всех. Печатных книг не хватало, и произведения Т. Шевченко начинают копировать, переписывать. Такие списки, полные и выборочные, распространяются в многочисленных экземплярах не только на Украине, а попадают и в Белоруссию, и на Кавказ, пересекают границы, их пересылают в Варшаву, Прагу...

Увлекаясь театром, Т. Шевченко пробует свои силы и в драматургии, создает историческую трагедию «Никита Гайдай» (1841), работает над социально-бытовой драмой «Слепая красавица». На русском языке написана и драма «Назар Стодоля», впоследствии переведенная (частично-самим Т. Шевченко) на украинском языке для постановки на сцене любительского студенческого театра Медико-хирургической академии в Петербурге. Слава поэта растет. У него просят произведений для печати издатель альманаха «Молодик» И. Бецький и издатель «Снопа» О. Корсун. Первом Т. Шевченко отправляет балладу «Утопленница», «Тяжело, трудно в мире жить...», стихотворение «Н. Маркевичу» и «Песню караульного у тюрьмы» из драмы «Невеста», втором - начало поэмы «Марьяна - черница» и стихотворение «Ветер с рощей разговаривает..». Осенью 1842 года Т. Шевченко написал поэму «Гамалия». Этой поэме завершается первый период творчества поэта.

11 мая 1843 года, получив отпуск, предоставленную ему Академией художеств, Т. Шевченко с. Гребенкой отправился в родной край, который оставил четырнадцать лет назад бесправным подростком - крепостным. Теперь он возвращался сюда прославленным поэтом. Проведя около девяти месяцев на Украине, только в конце февраля 1844 года он вернулся в Петербург. Путешествие на Украину оставила глубокий след в сознании и творчестве Т. Шевченко. Свидетельством этого является российская поэма «Тризна» и социально - бытовая поэма «Сова», написанная вскоре после возвращения из Украины. 8 июля 1844 года Т. Шевченко завершает поэму «Сон» («У всякого своя доля...»), в которой выступает с беспощадным сатирическим разоблачением самодержавной монархии. Это один из самых гениальных произведений мировой революционной поэзии. Поездка на Украину была очень плодотворной и для Шевченко - художника. Сотни набросков и этюдов с натуры он привез в Петербург. У него созрел замысел систематического издания большой серии офортов под названием «Живописная Украина» - своеобразной энциклопедии истории, быта, народного творчества прошлого и современной жизни украинского народа. Но осуществить свой замысел Т. Шевченко не повезло из-за нехватки средств. В конце 1844 года вышел единственный выпуск «Живописной Украины», который стал выдающимся достижением украинского искусства.

Осень 1845 года - время исключительной творческой производительности для поэта. В течение октября - декабря он написал поэмы «Еретик», «Слепой», «Наймичка», огненную инвективу «Кавказ», послание «И мертвым, и живым...», цикл перепевов «псалмы», стихотворении «Холодный Яр», «Проходят дни, проходят ночи...», «Как умру, похороните...» («Завещание») и другие произведения. Поэт работает с огромным творческим вдохновением и энергией. Одной из могучих вершин революционно - обличительной поэзии Т. Шевченко этого времени стал «Кавказ» - редкой эмоциональной наснаженості произведение, чрезвычайно глубокий и значимый своими общественно-политическими идеями. Через одиннадцать дней после завершения «И мертвым, и живым...» поэт пишет новое послание - «Как умру, похороните...», обращенное уже не к интеллигенции, а к народу, к крестьянству, которое единственное, за Шевченко, способно и должно свергнуть ненавистный самодержавно - крепостнический строй и создать новое общество, общество осуществленных идеалов свободы, новую, большую, свободную семью свободных народов. В этом произведении, а любовью принятом народом как его «Завещание», поэт - трибун уже не «усовіщає», а бросает пылкий революционный клич:

 

Похороните и вставайте,

Разорвите оковы

И вражьей злой кровью

Волю окропіте.

 

В начале 1846 года Т. Шевченко свел все свои произведения, написанные в течение трех предыдущих лет, в большую рукописный сборник под названием «Три лета». 1846 года Т. Шевченко были написаны баллады «Лилея» и «Русалка», в начале следующего года - поэма «Ведьма». Вместе в такими произведениями сборника «Три лета», которые могли выдержать цензурный контроль («Сова», «В воскресенье не гуляла...», «Еретик», «Наймичка» и др.), они должны были войти в новое издание «Кобзаря», над подготовкой которого поэт активно работал весной 1847 года, но которому, однако, не суждено было увидеть свет.

5 апреля за участие в Кирилло - Мефодиевском обществе Т. Шевченко был арестован и отправлен в Петербург. Было решено «Художника Шевченко за сочинение возмутительных и в высшей мере дерзких стихотворений, как одаренного крепким телосложением, определить рядовым в Оренбургский Отдельный корпус, с правом выслуги, поручил начальству иметь строжайшее наблюдение, дабы от него ни под каким видом, не могло выходить возмутительных и пасквильных сочинений». Утверждая это решение III отдела, Николай И собственноручно сбоку написал: «Под строжайший надзор и с запрещением писать и рисовать». 31 мая 1847 поэта в сопровождении фельдъегеря был отправлен в Оренбург, где находился штаб Отдельного Оренбургского корпуса. Десять лет продолжалось ссылку Т. Шевченко. Лишен права творить, он, однако, скрываясь от постороннего глаза, продолжает писать поэтические произведения. Из-под его пера появляются поэмы «Княжна» и «Варнак», историческая поэма «Монах» и ряд лирических стихотворений: «Не греет солнце на чужбине...», «Сон» («Горы мои високії...»), «Самому чудно, а где же деться?», «А. О. Козачковскому» и другие. Т Шевченко с большой поэтической силой воссоздал бремя своего подневольного жизнь в солдатской казарме. Во время перехода из Орской крепости к укреплению Раім в составе Аральской экспедиции Т. Шевченко написал стихотворение «У бога за дверью лежала сокира...», а во время зимовки 1848-1849 годов на Косаралі - «Цари», «Марина» и большой цикл лирических стихов.

Творчество было для него не только духовной потребностью, но и формой протеста против царского произвола. Записывая строку за строкой, он подтверждал свои же слова: «Караюсь, мучаюсь... но не каюсь!.. »

Одна за другой возникают «захалявные книжечки» - тайные рукописные сборники «невольничої поэзии» Т. Шевченко. На третьем году ссылки, после возвращения из Аральской экспедиции в Оренбург, поэт переписал свою «невольничу поэзию» в новые маленькие самодельные книжечки, которых набралось двадцать семь. Соединенные вместе, они составили знаменитую «Малую книгу» - первое чистовое сведение стихов и поэм 1847 - начале 1850 годов. По доносу одного из офицеров-«землячков», поэта отправили в одну из рот в отдаленное Новопетровське укрепление, расположенное на полуострове Мангышлак, под якнайсуворіший надзор. Наступили тяжелые времена Шевченко ссылку, период наибольшей изолированности поэта от мира, когда оборвались даже листовні связи с немногочисленными друзьями на воле, установленные в предыдущие годы. В течение первых двух лет пребывания в Новопетровском укреплении Т. Шевченко не писал. Только в 1853 году, он тайно возобновил литературное творчество, но обратился к новому для себя жанру - повести. В одном из писем 1858 года Т. Шевченко отмечал, что повестей у него «около двух десятков наберется», ныне известные тексты лишь девяти: «Наймичка», «Варнак», «Княгиня», «Музыкант», «Несчастный», «Капитанша», «Близнецы», «Художник», «Прогулка с удовольствием и не без морали». Все они написаны на русском языке в ссылке, и только вторую часть «Прогулки с удовольствием и не без морали» поэт закончил в 1858 году в Нижнем Новгороде. Место ссылки Т. Шевченко покинул 2 августа 1857 года. Возвращение из ссылки вызвало в Т. Шевченко приток новых творческих сил. Он начал переписывать свои произведения из «Малой книги» к «Большей книги», значительно их исправил и отредактировал, написал поэму «Неофиты», вступление к сатирической поэмы «Юродивый», триптих «Доля», «Муза», «Слава».

Злободневным был первый стих Т. Шевченко, написанный после возвращения из ссылки,- «Сон» («На панщині пшеницю жала...»). В нем с большой художественной силой изображены мечты крестьян о давно ожидаемое освобождение из крепостного ига, выражено народное понимание «ожидаемой воли». В стихотворении «Я не нездужаю, нормально...» поэт, клеймя антинародную сущность царизма, провозглашает революционный путь решения крестьянского вопроса при помощи «топора»:

 

Добра не жди,

Не жди ожидаемой воли -

Она заснула: царь Николай

Ее усыпил. А чтобы пробудит

Хиренну волю, нужно миром,

Громадою обух закалять;

Та добре вигострить сокиру-

Да и заходится уже будит.

 

Летом 1859 года Т. Шевченко в последний раз побывал на Украине, где его вновь арестовали за «недозволенные» разговоры. Киевский генерал-губернатор признал пребывания поэта на Украине нежелательным и потребовал его возвращения в Петербург. Во время этого путешествия Т. Шевченко написал лирические поэзии «Ой по горі роман цвіте...», «Ой маю, маю я оченята...», «Сестре» («Минуя убогие деревни...»), «Когда дурной головой...», а вернувшись в Петербург, завершил большую поэму «Мария», замысел которого вынашивал еще в годы ссылки. В конце 1859 года Т. Шевченко написал стихи «Подражание Ієзекіїлю. Глава 19» и «Осии. Глава XIV. Подражание», в которых выразил глубокую веру в неизбежный конец самодержавного строя.

Библейская образность, к которой прибегал поэт, была формой возвеличивание современной ему революционной борьбы, выражением революционно-демократического пафоса своей поэзии. В стихотворении «И Архимед, и Галилей...» (1860) Т. Шевченко предсказывает торжество будущего свободного демократического общества:

 

Будет битое

Царями сіянеє рожь!

А люди вырастут. Умрут

Еще не зачатиє царята..

И на обновленной земле

Врага не будет, супостата,

А будет сын, и будет мать,

И будут люди на земле.

 

Наряду с антимонархічними сатирами («Во Иудеи во дни оны...», «Саул», «Хотя лежачего не бьют...», «О люди! люди небораки!», «Как-то идя ночью...») Т. Шевченко пишет сатиры на духовенство, среди них - «Гимн черничий», сатирическая эпиграмма на смерть петербургского митрополита Григория «Умрет муж велий в власяниці...» и другие. В самых горячих и острых антицерковных произведений не только украинской, но и мировой поэзии принадлежит его стихотворение «Свет ясный! Свете тихий!»:

 

Будем, брат,

С багряниць портянки драть,

Трубки из кадил закуряти,

Явленими печь топить,

А кропилом будем, брат,

Новый дом выметать!

 

23 января 1860 года в Петербурге вышло новое издание «Кобзаря», хоть и изуродованное в отдельных местах царской цензурой, но в целом значительно полнее, чем «Кобзарь» 1840 года. И в Петербурге, и на Украине «Кобзарь» 1860 года был встречен с восторгом. Но аресты, преследования, тяжелое ссылки подорвали здоровье поэта. 29 января 1861 года в одном из писем на Украину он писал: «мне Так плохо, что я едва перо в руках держу».

10 марта жизнь Т. Шевченко оборвалась. В мае 1861 года тело поэта перевезено на Украину и похоронен возле Канева, над Днепром. Время не стал для Т. Шевченко мерилом расстояния между ним и следующими поколениями. Свободолюбивые, гуманистические идеи, которыми проникнуто его творчество, имели своим источником настроения крестьянских масс, росли на почве сочетание революционной мысли и передовой художественной культуры с освободительными стремлениями народа. И хоть, казалось бы, царизм сделал все, чтобы обуздать гений Т. Шевченко, он не смог сковать его революционной мысли, оторвать творчество поэта от народа. Т. Шевченко с гениальной художественной силой выразил идеи, которые поднимали на борьбу против рабского положения все более широкие народные массы. Жизненный и литературный подвиг Т. Шевченко, поэта, что, выйдя из найпригніченіших народных низов - крепостного крестьянства,-вознесся к вершинам передовой общественной мысли своего времени и передовой мировой литературы, нельзя не признать явлением мирового значения в истории культуры.