9 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЮРИЙ ФЕДЬКОВИЧ
Трагедия украинского крестьянства (по стихотворениям Ю. Федьковича «Пречистая Дево, радуйся, Мария!»)
Тогдашние критики называли Юрия Федьковича «закарпатским Шевченко». Так, фигура Федьковича - одна из самых выдающихся фигур украинской поэзии. Этот художник соединил свою творческую судьбу с судьбой родной Украины. Конечно, поэт не может оставаться в покое, когда он видит страдания своего народа, видит слезы на лицах своих братьев и сестер. Украина XIX века была по живому разодрана и разделена между Австро-Венгерской и Российской империями. При таких условиях творил Юрий Федькович.
Кажется, границы поэтического мастерства Федькович достиг в поэзии «Пречистая Дево, радуйся, Мария!» Этим произведением автор осудил и разоблачил Австро-Венгрию с ее бездушностью и солдафонством.
В первой строфе стихотворения Федькович изображает в общем идиллический пейзаж. Но резким диссонансом к этой мирной картины является солнце, будто кровь красное», которое заходит над спокойным рощей. Далее поэт предлагает картины, перед которыми кажется страшной и идиллия. Хоронят молодого жовнира. Его жена погибает в нищете под чужим плетнем, и некому ухаживать малую сиротину:
Без папы, без мамы бедная сиротина,
Ничего не ел, душечка м томится, -
И хочет в дом бедное навернуть,
Хозяин собаками травит его, слышать:
Верескло, упало, кровь, ножки лие...
Пречистая Дево, радуйся, Мария!
Следующие строфы поэзии одна за другой подают краткие и выразительные картины жизни украинцев в Австро-Венгерской империи. Мы видим не только забитого жолнера, зомлілу с голода вдову. Поэт дает читателю возможность увидеть и нелюдей - виновников народного бедствия.
Поэзия подчинена довольно строгому строфіці: каждая из страшных картин входит в состав строфы, что начинается и заканчивается торжественными словами церковного пение: «Пречистая Дево, радуйся, Мария!» Эти слова приобретают в контексте обличительного содержания. Они являются диссонансом к изображенных жизненных явлений. Слова пение также является примером контраста как художественного средства. Федькович прежде всего подчеркивает вопиющую антигуманность навязанного украинцам имперского режима. Именно рефрен «Пречистая Дево, радуйся, Мария!» сыграл основную композиционную роль, связывая отдельные картины в единое художественное целое.
Также следует отметить, что каждая следующая картина усиливает предыдущую, выступая средством воплощения драматического замысла автора. Федькович лишь фиксирует факты, будто делая рисунок с натуры. В течение поэзии автор никак не вмешивается в события. Но в последней строфе чаша терпения поэта очевидно переполнена. Федькович больше не может молчать, и читатель
слышит живой голос, который вырвался из роз'ятреного сердца художника:
И слышать должен, и дивити должен,
Что здесь на свете, ах, здесь действует ся!
Пречистая Дево, радуйся, Мария!
Медленная в начале поэзии, эпическое повествование становится взволнованной и быстрой. Отрывочные предложения передают соответствующее настроение поэта - возмущение, гнев, скорбь. Юрий Федькович как поэт-гуманист не мог оставаться равнодушным к ужасов жизни, не мог стоять в стороне. Художник понимал лучше многих, что так дальше жить нельзя: обществу нужны радикальные изменения и реальные человеческие права.
Со времени написания поэзии «Пречистая Дево, радуйся, Мария!» прошло уже более века. Но и сейчас эти пропитаны жизненной правдой и подлинным поэтическим талантом строки волнуют каждого читателя. По словам выдающегося украинского поэта Дмитрия Пав - личика, поэзия Юрия Федьковича «имеет сильный заряд общечеловеческой стоимости». С этим нельзя не согласиться.