9 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЮРИЙ ФЕДЬКОВИЧ
Драматизм и трагизм прозы Юрия Федьковича
Юрий Федькович написал более 60 прозаических произведений: повестей, рассказов, сказок, шуток. В этих произведениях нашли отражение семейно-бытовые проблемы буковинских крестьян; бесправие угнетенного чиновниками и кулаками трудового народа; трагическая судьба гуцулов - солдат императорской армии. В лучших своих произведениях писатель поднимал голос протеста против социальной и семейной неровности, возвышался свободолюбие, опоетизовував гордых и сильных людей.
Повесть «Три как родные братья» начинается сценой прощания двадцатилетнего парня с родными. Чрезвычайно емкое, богатое на подтекст первое предложение: «Мне еще двадцать год чуть было, как уже кудряшки мои золотые облетели!» Двадцать лет - это весна в жизни человека. И вдруг на эту весну повеяло ледяным холодом. Метафора «кудряшки мои золотые облетели» вызывает образ непогоды, что срывает с деревьев листья, оставляя их голыми, беззащитными под колючими ветрами. Беззахисніший даже за дерево во время непогоды, должен отправляться молодой крестьянин в войско. Он оставляет дома младших сестер и братьев. Непосильный труд надломила несчастную мать-вдову, вызвала неудержимые рыдания сестер, грустью загорелась в глазах больного брата Онуфрия. Общий настрой семьи автор выразил словами: «А дома грусть и плач».
Из рассказа Ивана-рекрута видно, что царская армия встречала новобранцев жестокой муштрой, палочного дисциплиной. В казармах, как в застенках, розносились вопли: «Кое-кто ругает, кто-то бьет, кого-то вновь вторые бьют». В атмосфере угроз, грубого принуждения Иван деревенеет, охладевает ко всему на свете. И письмо брата Онуфрия до глубины души поражает его: «Ты меня уже не застанешь, потому что я на смерти. ...Когда сможешь, приходи на урльоп, Иван, ибо мать наша сама остаеться. Сестры пошли в батраки, а Василька приняли к барскому двору к волам. Волы продал, ничто было делать; налоги за душу брали».
Жовнир стремится спасти ближайших, однако офицеров не интересует судьба его семьи. Придя в «рапорта», Иван Шовканюк обратился к офицеру «сердитого», «недоброго». То «грохнул» на жолнера, «крикнул», «швырнул» ему письмо в лицо. Он не смотрит на мужа, «а хоть и посмотрит, то как будто собака через забор», «глаза ходя в него, вот у той гадины пожаристої».
Иван Шовканюк - любящий сын, хороший брат. Вырвавшись в отпуск, он, сам голодает, покупает родным гостинцы и спешит-спешит застать живым Онуфрия, спасти мать. И уже неделя прошла, как брата похоронили, а мать лежит при смерти: «В доме мороз, матушка лежит на печи еле живая, Василько пригорнувся к ней и просит хлебушка, дрижучи...».
«Погибаю, сынок, с студеные и с голода», - жалуется несчастная вдова. И где взялась у парня, который,только что тяжело переболел, сила: нарубил дров, нанялся на работу. Дважды повторенные предложения «Для родной матери борзо дровишки рубятся!», «Для родной матери нет тяжелой работы» передают душевную красоту простого человека. Вместе с тем писатель показал, что подневольный труд был общественным и морально-нравственным злом. Дочери, наймитуючи, не могут навестить больную мать («В таких господ служим, и в церковь не пускают, не то что»), сам Иван работал в лесу и не знал даже, что его мать навсегда закрыла глаза («И свечи некому было в руки дать. Вот бедному!..»).
Умирают с голода и холода, мучаются в нищете, обливаются кровавым потом от тяжелого труда бедные крестьяне, батраки, и паразитируют за их счет арендатор, староста, поп, сельские мироеды.
Погоня за наживой разделяла семьи, искажала человеческие души. Из повести узнаем, что дядя Ивана Андрей забрал у бедной семьи последнюю корову.
Грубом расчетные, алчности Федькович противопоставил душевную щедрость, общительность, взаимовыручку простых людей. Капрал Бай добровольно согласился служить год в армии, чтобы только отпустили Ивана к больной матери и брата, еще и денег на дорогу ему дал. Жандарм Ний спас парню жизнь, добрый товарищ Яков Нестерюк работал у арендатора вместо Ивана, что заболел, а впоследствии взял все хозяйственные заботы на свои плечи.
Хочется подчеркнуть важную деталь: солидаризируются люди разных национальностей. Словак Бай проникается горем и радостями украинца Шовканюка, немец Ний «тот русский край, и те русские люди так полюбил, что и не сказать». Итак, писатель утверждал братство людей не по национальным признакам, а на общественно-моральной основе. Концовка произведения несколько идеализированная, но именно эта идеализация, во-первых, подчеркивает духовную красоту человека, не зчерствіла от бедности и страдания, а во-вторых, дает надежду на лучшую жизнь, что было очень важно для самого писателя и его читателей.
Повесть «Три как родные братья» читается с увлечением. Этому способствуют напряженные драматические ситуации, мастерски построенные диалоги, неподдельная заинтересованность автора судьбой своих героев. Он любит их, любуется их благородными поступками, утверждает их право на счастье.
«Так должно быть», - словно говорит своим читателям автор. Однако последний штрих повести - унылая упоминание о брате Онуфрия - бросает своеобразный отблеск на все произведение: одним судьба улыбнулась, а для других она была мачехой. Много человеческого горя видел вокруг себя Федькович и не закрывал на это глаза.