Статья
Творческий и жизненный путь Арона Копштейна
Талант - категория вечная.
Талантливые художники (поэты, актеры, композиторы, прозаики, художники, режиссеры и т.д.) появлялись и будут появляться несмотря на любые социокультурные сложности и невзгоды, несмотря на различные неблагоприятные или негативные обстоятельства и духовно-психологические тенденции.
Этому не помешают ни давление на личность, ни ограничения творческой свободы, ни административно-директивное руководство художественным процессом, ни войны, разрушения, репрессии и т.д.
Впрочем, абсолютно неблагоприятных условий для развития искусства не бывает. Не существует их и для художественной литературы, иначе бы ее развитие прекратилось.
Литературная динамика - явление сложное, противоречивое, с подъемами и спадами, с форсированными и замедленными этапами, с ренессансными и "штильовими" периодами, со своими культовыми фигурами, концептуальными лидерами, художественными вождями и без них. Но это явление непрерывное.
Движение образно-художественной мысли (возможно, не всегда оригинальной), художественной формы (возможно, не всегда самобытной), стиля (возможно, не всегда новаторского) продолжался и продолжается постоянно. А это - момент непрерывности - уже является важным свидетельством если не внешне выраженного, то внутреннего (имманентного), поискового развития литературы.
Пошуковість развития не всегда бывает художественно плодотворным, не всегда бывает связан с появлением выдающихся или этапных произведений, явлений, но без нее (поиска) является невозможным путь к подъему национального искусства.
Украинская художественная культура переживала разные объективные периоды своего развития - благоприятные и наоборот. Однако даже при самых трагических соціодуховних условий в ней появлялись яркие поэты, прозаики, драматурги.
Потому что талант - это категория вечная, хотя и не часто бывает позаісторичною.
Одним из самых сложных периодов для украинской литературы стали 30-е годы ХХ века. Однако и в это время национальное художественное слово определенным образом развивалось, и в этот период формировались и работали талантливые художники.
Среди них был и поэт Арон Копштейн.
Арон Иосифович Копштейн родился по старому стилю 5 марта, по новому - 18 марта 1915 года в г. очаков Херсонской губернии (сейчас - территория Николаевской области). Его отец был школьным учителем.
Вскоре, когда Арону "исполнился один месяц, его семья переехала в Херсон" ( 1, 3). Семья была дружной и достаточно большой: родители воспитывали пятерых детей.
Период войн и катаклизмов жестоко отразился на детстве А.Копштейна. Рано, в пять лет, оставшись без родителей, он стал бездомным, позже воспитывался в детском доме Херсона и в Будах, что неподалеку от Харькова, откуда снова возвращается в Таврический край.
С подростковых лет Арон начал "взрослую" жизнь: окончил ремесленное училище, работал на заводе им. Петровского - учеником токаря, после того гартівником в ремонтно-инструментальном цехе, сотрудничал как рабкор с заводской багатотиражкою, входил в состав заводской литературной филиала "Молодняка".
Тогда же, в подростковые годы, в Херсоне он начинает писать, увлекается поэзией, принимает участие в подготовке и создании рукописного журнала "Горн", печатает стихи в заводской газете.
1930 года А.Копштейн приезжает в Харьков и привозит с собой ряд стихотворений. Он мечтает о литературной деятельности, о поэтическое жизни, о творчестве и полную самоотдачу в творчестве.
В начале 30-ых годов его стихи начинают появляться в прессе, в журналах. На юного поэта обращают внимание заметны в то время писатели - Кулик, П.Усенко, Л.Первомайський, Крыжановский.
1931 года, когда А.Копштейну было шестнадцать, он переезжает в столицу Украины. В Харькове юный поэт активно включается в литературный процесс.
Поэтическая деятельность Арона Копштейна прошла в наиболее тяжелый для украинской литературы период и продолжалась в пределах десяти лет - с начала 30-х до начала 1940-го года.
Еще не так давно (лет пятнадцать-двадцать спустя) это время - 30-е годы ХХ века - легендарно воспевался в советском обществе как период небывалых и неслыханных свершений, здания и достижений. Ныне же он так же легендарно уничтожается как эра государственного террора и преследований. Но кроме выделенных социальных характеристик это был и период обычной жизни, когда люди творили, ошибались, любили, предавали. И это также отражено в художественном движении того времени.
Арон Копштейн прожил неполных двадцать пять лет. При жизни он написал и выпустил шесть поэтических книг, выступил в двух коллективных сборниках ( 1 , 16 - 17 ).
Специфика художественного развития поэта заключалась в том, что с 1933-го до 1939-го его книги или книги с его участием выходили каждый год, одна за одной, а в 1933-го года их вышло две - единоличная и коллективная.
По смерти увидело свет еще пять сборников поэта - "Синее море" и "Избранные произведения" (оба - 1941), и значительно позже - "Избранные стихи" (1955) и "Поэзии" (1966), а также в русском переводе "Стихотворения" (1956).
Названия прижизненных книг Арона Копштейна точно передают специфику поэта отношение к жизни и к своему месту в нем.
Первые сборники - "Хотим, хотим, можем" (1933) и "Харьков" (1933, коллективная) обозначены юношеской увлеченностью всеми проявлениями окружающей жизни. В них нет места сомнениям, колебаниям, любым колебаниям. Они проникнуты безоговорочным оптимизмом, романтической поэзией быта, производственных действий, духовных порывов, лирических чувств. В этих сборниках заложены основные мотивы, которые прошли через все творчество поэта. Потом появлялись новые мотивы, образы, но ведущая тональность поэзии сохранялась неизменной.
Это отчетливо показали последующие книги А.Копштейна - "Разговор" (1934), "Рост" (1935, коллективная), "Улица Щорса" (1936), "Источник" (1937), "Государство солнца" (1938), "Радостный берег" (1939, в русском переводе). Их названия - четкие, жизнеутверждающие, сжатые - достаточно полно передают особенности поэта пафоса, мышления и стиля.
Арон Копштейн - это поэт, который жил одной жизнью со своим лирическим героем и поэтому почти весь отразился в нем. Лирический герой если не альтер эго поэта, то по крайней мере его единомышленник.
Ведущей концептуальной чертой лирического персонажа А.Копштейна является насыщенность оптимистичной социальной верой. Он любит жизнь, потому что оно для него является красивым и добрым, приятным и уютным, том что не замечает темных и горьких его аспектов. Он наслаждается каждым днем, каждым мгновением, как это делает художник, когда видит волшебный пейзаж, когда наблюдает и ощущает в своем сознании неповторимые цвета и оттенки природы.
Лирический герой А.Копштейна полностью и безоговорочно принимает окружающие общественные, духовные и психологические процессы, не пытаясь их анализировать, а тем более критиковать или отрицать. Его внутренняя позиция не только с предельной, но, кажется, с абсолютной полнотой совпадает с теми светлыми, оптимистичными красками, эпизодами, которые он наблюдает вокруг.
Лирический герой не просто верит - он верит в то, что мир устроен именно так, как он его видит и воспринимает, что мир не может быть другим, чем тем, каким он его чувствует, что повсюду царят добро и красота.
В поэзии "Как и всегда, цветение торжественно..." лирический персонаж А.Копштейна однозначно утверждает, выражая сущность собственного взгляда на мир:
Значит, верить можно и нужно, За городом - широкие поля,
Что земля обернулась на небо, А над небом - опять земля.
У лирического героя А.Копштейна не возникает никаких сомнений в правильности организации того общества, в котором он живет. Эта правильность для него является непоколебимой, признаком гармонии, синонимом истины. Ему к сердцу те духовные институты, моральные каноны, по которым живет он и еще много таких, как он. Для него является счастьем жить в однозначном, ясном и четко построенном мире:
Все розкреслене, вписанное в графы,
Понятно, как первый снег, -
с гордостью размышляет лирический герой в поэзии "Биография осени".
Лирический персонаж А.Копштейна верит, что человек - вершина природы и творец своего собственного счастья, своих побед. У него нет сомнений в том, что человек является всесильной. Ее силу лирический герой связывает исключительно с сознанием. Он твердо знает (а знает потому, что верит), что всесильная сознание ведет к такой же всесильной воли, которая, в свою очередь, способна преодолеть любые препятствия.
Стихи Арона Копштейна присуща изрядная волевая направленность. Художественные настроения, порывы, мысли пропитано мощным енергетизмом, в котором широко звучат авторские желание, страстность, убежденность.
Лирический герой А.Копштейна не довольствуется минимальным - он хочет всего: быть счастливым в личной жизни, полезным друзьям, приятелям, востребованным на производстве, военной службе. Он стремится жить для того, чтобы отдавать себя другим, чтобы развиваться в унисон с обществом. Он может все, чего хочет и стремится.
Жизнь для лирического персонажа стихотворения Арона Копштейна - это разговор со своей эпохой. Он исповедуется ей в любви, преданности, несменяемости и незаменимости этических симпатий, убеждений. Он полностью разделяет тезис о необходимости индивидуального и общественного роста и не представляет, не мыслит своей жизни без этого роста. Его духовным идеалом является "улица Щорса", которой он решительно шагает. Лирический герой верит в святость идей революции и гражданской войны. Он считает, что, хотя жертвы были большими, они были необходимы: без минувшую крови, по его убеждению, нет сегодняшнего и будущего счастья.
Лирический герой является страстным поклонником мирового переустройства. При этом он не задумывается над тем, есть ли в этом необходимость для всего мира. Он происходит из когорты "вечных революционеров". Для него, его мировоззрения является органическим революционный пафос, в котором сосредоточено энергию бесконечного движения. Он разделяет максимализм революционных лозунгов, потому что они эмоциональные и не позволяют жить в статике, в покое.
Натура лирического персонажа постоянно инициирует потребность в разнообразных изменениях - как в незначительных, так в заметных и кардинальных. Его душа живет, дышит перманентным развитием, и в 30-е годы для лирического героя революционный процесс, начавшись еще в позапрошлом десятилетии, не прекращается. Для него источником и компасом этого процесса навсегда стал октябрь 1917-го.
Сознание лирического героя постоянно озарена непреклонностью отношение к окружающему миру. Он убежден, что в окружающей реальности темные краски могут распространяться только от темных сил, которые еще встречаются в жизни, однако, по мнению лирического персонажа, уже не способны изменить ход истории. Он не имеет сомнений, что живет в большой солнечной стране, как не имеет их и в том, что сонцедайність - основной и крупнейший достижение того общества, которое он и немало таких, как он, строят.
Во второй половине 30-ых годов ХХ века лирический герой Арона Копштейна вокруг себя, вокруг таких, как он, видит победную государство солнца, и совсем не задумывается над тем, а есть ли это государство на самом деле, она - романтический фантом его наснажених представлений. Неслучайно в последней прижизненной сборке Копштейна уславлюється образ Сталина и его значение для "государства солнца".
Лирический персонаж увлекается масштабностью действий, организованностью и упорядоченностью общества, в котором проходит его жизнь:
Пахнут сосны в голубых іголках, Лошади в лагерях тепло сопят.
И спортсмены в пестрых футболках Стадионами улиц идут.
("Как и всегда, цветение торжественно...")
Лирический герой - это эмоциональный фотограф побуденності. Он каждую мелочь, каждый штрих своей эпохи стремится опоэтизировать, подать в романтическом свете собственных непосредственных переживаний. Он как будто ходит с фотоаппаратом собственных впечатлений и делает снимки действительности в своей образной памяти.
Лирический персонаж - юная по возрасту личность. Отсюда его непринужденный максимализм, простота выводов, органическая экспрессивность, самодостаточная уверенность. Молодость - движущая сила его натуры. Она вдохновляет его на возвышенные, весенние чувства, которые доминируют над всеми другими, хотя и не притлумлюють их.
Лирический герой А.Копштейна проживает каждую секунду как первую и единственную. Он живет сегодняшним мигом и мигом будущего. Его переполняют радостные эмоции, чувства, которые предоставляют персонажу некоторой экзальтированности. В сборнике "Источник", выпущенной памятного тридцать седьмого года, находим следующие характерные строки:
Весна!
Апрель!
Юность - весна!
Обильный цветет Украины!
Я познал твои приметы,
Что сыновья твои пронесли:
Убежденность и искренность.
Полный стремлений, полный веры, -
Буду вашим я поэтом,
Город, горы и долины!
("Весна" (с М.Талалаєвського))
Поэт и ученый Степан Крыжановский в разведке 1955 года писал: "Арон Копштейн был поэтом-лириком" ( 5 , 4). Этот тезис нуждается в уточнении: А.Копштейн был поэтом экспрессий, акцентированных эмоциональных проявлений и состояний, разнообразных настроенческий узоров.
В приведенной фразе С.крыжанивского из предисловия к избранным произведениям Копштейна вполне раційною есть мнение, что основной талант поэта выразил себя в сугубо лирических интонациях. Это совершенно справедливо, поскольку художественно сильнейшие стихи А.Копштейна преимущественно является елегійними, минорными, нежно-грустными. К ним относятся стихотворения "Письмо", "В середине месяца апреля...", "синие грозди Винограда...", "Осень" и другие, в которых жизнь поэта сердца переплетается с нюансуванням души природы.
Черты вечного искусства присущи тем произведениям Арона Копштейна, где поэт и его лирический герой находятся на расстоянии от эйфорического социума, где они живут трепетными движениями сердца, нежными воспоминаниями, ощущением единства любви и природы.
Любовь для лирического героя связана с минорными интонациями. Ностальгійність чувств к любимой, к ее мысленному образу, до тех мест, с которыми переплетены воспоминания, отчетливо звучат в поэзии "Письмо". В ней отражены самые значительные качества Копштейнової музы - органическая задушевность, элегическая исповедальность, притягивающая мінорність, нежная смущение, поэтическая легкость строки.
Как живешь в разлуке, Клаво?
Я давно на Днепре не бывал.
От Каховки до Станислава
Вращается пароход.
Под кормой вода соленая -
Начинается уже Лиман.
Мы не ели давно паслена,
Уже и оскомины детства нет.
А вспомню Широкую Балку,
Серый вечер, тужавий снег...
Может и хорошее, может и не жалко,
Не виделись весной.
В стихотворениях "Письмо", "В середине месяца апреля...", "синие грозди Винограда..." лирический герой А.Копштейна живет не внешним, не соціумним жизнью, а внутренним, извечным, в котором сочетаются романтические волнения сердца, неповторимая аурність природы, ассоциативность и личностность картин-воспоминаний. В них выражено красоту интимных отношений - негромкую красоту, если не тихую, то притишену, мягкую и не шумную. Эти стихи входят в классической наследия украинской интимной лирики, поэтому, развивая высказывание-характеристику С.крыжанивского по Арона Копштейна как "поэта-лирика", уместно подчеркнуть: он был мастером интимной поэзии.
А.Копштейн - странствующий поэт и романтик путешествий. Он много путешествовал Украиной, другими республиками и краями тогдашнего государства. Он не мог писать, поэтически мыслить без странствий и путешествий. Они будили его творческую натуру, подсказывали ему поэтические темы и мотивы. Странствующий пафос отражено во многих стихах А.Копштейна. Это прослеживается даже в названиях - "Город Коростень", "Воспоминания о дожде в районе Садового Кольца", "Стихотворение о Николаев и Херсон", "Песни о Одесщину", "Джанкой", "За Байкалом", "Тендра", "Днепр", "Владивосток" и др.
Арон Копштейн любил насыщать свои произведения географической конкретикой, что была для него одним из источников вдохновения и художественности. Его поэтическое мировоззрение было неотъемлемым от местных и региональных названий селений, рек, населенных пунктов, их характерных примет. Он предельно конкретизовував места поэтического действия, соотносил с ними чувства лирического персонажа.
При этом поэтическая реальность не становилась обезвоженішою, не приобретала рис сухой документалізованості, не перерастала в неяркую заземленість, а наоборот, обогащалась тональностью одухотворенности, лирической выразительностью повествовательной манеры.
А.Копштейн опоетизовував Украину, Грузию, Дальний Восток. Он четко, зримо вырисовывал поэтическую страну, в которой жил и которой путешествовал его лирический персонаж. В этой стране были свой интонационный климат, своя географическая романтика, свои благородные этические нормы, собственные максималистские каноны жизни.
Как в художественном пространстве Александра Грина существовала Гренландия, так в поэтическом представлении Арона Копштейна - страна романтических надежд и таких же романтических действий. Красивая и гармоничная страна А.Копштейна, созданная им в стихах 30-х годов ХХ века, так же соотносилась с окружающей реальностью, как сказания братьев Гримм, как поэтические фантазии Гумилева, как сказочные феерии Метерлинка.
Копштейн писал увлеченно, страстно. Он и не заметил, как его поэтически-сказочный мир стал эмоциональной альтернативой реальности 30-х годов. Свою музу он видел интонационно-образным продолжением, поэтической тезисом окружающей действительности, а она фактически стала (неожиданно и неосознанно для художника) художественно-светлой антитезой драматических 30-ых годов.
Создан А.Копштейном поэтический мир является в определенной степени утопическим, фантастическим в своей правильности и логической совершенства. Поэт всю свою стремительную жизнь искал идеальное место для жизни своего героя. И нашел его - в собственной романтической поэзии.
Арон Копштейн был художником легкого слова. "У него было огромное природное чувство ритма, мелодии, - писал о нем Крыжановский. - Стихи поэту давались легко - он думал стихами" ( 5 , 6 ).
Вот это "думание стихами" мгновенно чувствуется во всем, что и как А.Копштейн написал, - в лирических фотоснимках "с натуры", пейзажных эскизах, патетических призывах, романтических лозунгах, елегійній ритмике, непринужденной смене ритмостилю. Каждая поэтическая форма была для него органичной. Он легко переходил от традиционной элегической тональности до аритмической "лесенки" в стиле Маяковского.
Приснилось,
что до сих пор ты со мной,
Обжигаешь меня
тифозным зноєм.
Был вечер.
Смрад.
Ночь.
Умирала мать.
Зачем вспоминать?
Не вспомнить...
("Я на земле усеянной лечу...")
А.Копштейн неоднократно обращался к культурному прошлому. Жизнь художников и искусства становилось частью его художественного развития. Так, он изобразил портрет Пушкінових последних лет (стихотворение "Пушкин"), создал свой парафраз на один из мотивов знаменитого "Слова о походе Игоревом" (стихотворение "Плач Ярославны").
Арон Копштейн стремился установить свою духовную связь с этапными произведениями, с событиями искусства прошлого. Как добросовестный поэт, он видел в нем еталонність и пытался до нее возвыситься. Диалог художественных культур, традиций немало значил для его художественного развития.
От рождения А.Копштейн был чрезвычайно одаренной поэтической личностью. Однако он чувствовал, что ему не хватает основательной литературного образования, понимал, что врожденная талантливость не может в полной мере компенсировать отсутствие глубокой версификационной культуры, заменить потребность в изучении секретов поэтической техники.
Осенью 1939 года молодой и уже достаточно резонансный поэт (всего восемь сборников в двадцать три года; художник, произведения которого переводил классик русской поэзии М.Асєєв) уезжает в Москву учиться в Литературном институте ім.О.М.Горького, где вместе с ним секреты писательского дела изучали такие в будущем известные поэты, как С.Наровчатов, М.Луконін, Є.Долматовський.
Провозглашенное А.Копштейном лозунг "хотим, хотим, можем" было для него программой собственного развития. Он хотел, стремился, мог делать изменения на пути собственного творческого роста.
Сейчас, сквозь призму идей самоценности личности, художественной неповторимости, в начале XXI века непросто понять, почему Арон Копштейн и другие студенты-писатели элитарного Литературного института добровольно отправились на советско-финскую войну в составе лыжного батальона. Была ли в этом необходимость? Для А.Копштейна, очевидно, была. Это стало для него продолжением странствий и романтики - необходимых условий и качеств его поэтического жизнь.
Чем живет поэт на войне?
Размышляет над собственным художественным розвоєм, оценивает свое творчество, хочет и хочет большего от себя как от творца. В письме, которое датировано 28 февраля 1940 года, А.Копштейн осмысливает свою предыдущую поэзию - как только предстартовый период. По его мнению, и литературный старт, и настоящие художественные достижения еще впереди, и он пишет: "много Передумал, понял тоже много. Много уже написал, но это все заготовки, подготовка к разбега. А будут и разбег и прыжок" ( 1, 8).
Чуть меньше чем четверть века прожил Арон Копштейн. Он погиб в бою 4 марта 1940 года, на Суо-Ярве, Петрозаводском направлении. Погиб так же максималістськи, как и жил, и мыслил, и писал, - спасая раненого друга, поэта Николая Отраду. И оба были убиты снайперской пулей ( 1, 8).
"Вечный творческий беспокойство никогда не покидал Копштейна", - вспоминал Степан Крыжановский ( 5 , 6 ). Это удивительно емкая характеристика всей фигуры поэта. Он принадлежал к той художественной генерации, которая могла быть вспыльчивой, некритичной, могла ошибаться, принимать экспрессивные и неожиданные решения, могла служить фантомам и фантомным лозунгам, но она не умела быть спокойной и жить в покое.
А творчество - это и есть беспокойство. Бесконечное беспокойство сердца и души.
Литература
1. Копштейн Арон: Биобиблиографический указатель. - Херсон, 2001.
2. Копштейн А. Источник: Поэзии. - К., 1937.
3. Копштейн Арон Иосифович // Украинская литературная энциклопедия: В 5-ти т. - Т.2. - К., 1990. - С.563.
4. Копштейн А. Поэзии. - К., 1955.
5. Крыжановский С. Арон Копштейн // Копштейн А. Поэзии. - К., 1955. - С. 3 - 14.
|
|