Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы





Первая родина выдающейся украинской писательницы марко Вовчок - Россия, Орловщина, хотя род ее, по преданию, ведет начало Черниговщины - от Петра Могилы. Родилась Мария Александровна Вилинская 22 декабря 1833 года в селе Екатерининское Елецкого уезда. Отец его - обедневший дворянин, 1833-1907 майор в отставке. Мать владела несколькими языками, глубоко понимала музыку, очень любила украинские песни, была первой учительницей будущего автора «Народных рассказов». И то, что «барскую» ребенка потянуло не в модных нарядов и пышных причесок, а к книге, является большой заслугой матери.

Когда Марии было 6 лет, умер отец. Мать вышла замуж во второй раз. Отчим, февраль крепостник, издевался не только с крепостных, но и со своей семьи, которая теперь жила в вечном страхе и должна терпеть. Проиграв в карты имение жены, этот изверг бросил семью. С тех пор при слове крепостник уязвимую Марию начинало трясти.

На двенадцатом году мать отдала дочь харьковского пансиона. Умная и жадная до знаний Мария училась с удовольствием. Вокруг Харьковского университета, со студентами которого она дружила, групувались украинские писатели, фольклористы. Это обстоятельство усиливало интерес Вилинской до Украины, ее языка, фольклора. И обучение будущей писательницы длилось лишь три неполных года.

Следующие три года Мария провела в Орле, у тети Мордованої, воспитывала ее детей, принимала участие в еженедельных литературных вечерах, которые организовывала богатая тетя. Под их влиянием Мария начала собирать народные песни. На тех вечерах она встретила своего будущего мужа, Афанасия Марковича - студента Киевского университета, страстного любителя этнографии и фольклора, который за участие в Кирилло-Мефодиевском братстве был сослан в Орел. После свадьбы молодые уехали из Украины, и не задерживались долго нигде: материальная нужда заставляла Афанасия часто менять должности и места проживания.

Выезжая в села собирать фольклорные материалы, муж брал с собой и жену. Там она изучала украинский язык, быт, обычаи и поняла, что надо противодействовать рабству, а видя крепостную нужду и бесправие, ей казалось, что если не совершить ничего спасительного, то народ задушат. И она начала писать.

В Немирове Марковичи жили три года, Афанасий работал учителем гимназии. Каждое воскресенье семья выезжала в окрестные села для сбора фольклорных материалов. В Немирове Волчок и отпраздновала свой писательский дебют: в 1857 году в Петербурге выходят ее «Народные рассказы», что стали знаменитыми. Марковичи переезжают в Петербург, где Мария стала своеобразным стержнем группы деятелей культуры, его украшением. Под влиянием Шевченко и передовых деятелей русской культуры расширяется мировоззрение Вовчка, это видно из произведений «Ледащиця», «Три судьбы», «Институтка» и т.д. Герои этих произведений не только страдают от крепостнического бедствия, но и протестуют, борются с крепостничеством.

Тяжело заболев, Марко Вовчок в 1859 году едет на лечение в Германию. Осенью того же года Маркович приехала в Лондон, где встретилась с Герценом, с которым листувалась в Лондоне, и Огаревым. С того времени она активно распространяет герценівські революционные издания, пересылает в «Колокол» материалы из России и Украины. Марии рекомендуют лечение в Италии. Путешествие по этой сказочной страны укрепила здоровье писательницы, вызвала уйму впечатлений.

1860-1866 года Марко Вовчок с сыном Богданом провела в Париже. Жилось ей нелегко, потому что гонораров за печатание произведений не хватало даже, чтобы оплатить небольшую комнатку на окраине города. Материальная нужда заставила искать дополнительную работу - она стала переводчицей произведений на французский язык.

Марию все время тянет на родину. Из родного края приходили вести одна хуже другой. Глубоко поразила писательницу телеграмма о преждевременной смерти «отца Тараса».

После восьми лет заграничной жизни Мария Александровна возвращается в Россию и почти десять лет живет в Петербурге. Это были годы активной литературной и общественной жизни, плодотворного сотрудничества писательницы с журналом «Отечественные записки», где были напечатаны его лучшие романы на русском языке - «Живая душа», «Записки причетника», «Теплое гнездышко» и другие. В эти годы Мария много переводит в журнал «Переводы лучших иностранных писателей». С каждым годом все более выразительна общественная позиция писательницы, все более напряженными становятся ее отношения с полицией. За повесть «Кармелюк» и рассказ «Два сына» царская цензура требует привлечь Марка Вовчка в суд. После душевного потрясения, вызванного преследованием, и тяжелой болезни Мария навсегда уезжает из Петербурга. Поскольку Афанасий Маркович умер, писательница, как и когда ее мать выходит замуж во второй раз. Второго мужа, Михаила Лобача-Жученко, часто переводили по службе, поэтому приходилось вести чуть ли не кочевой образ жизни. При таких условиях здоровье женщины не могло улучшиться. И только на Богуславині, где семья проживала десять лет, Мария стала бодрее и возвращается к литературной деятельности.

Осень жизни известная писательница провила на Кавказе. Революцию 1905 года она поздравляет. Когда же царизм потопил революцию в крови, она весь гонорар за новое издание произведений переводит в фонд помощи семьям расстрелянных рабочих. Демократическим убеждениям Мария осталась верной до конца. Последний приют - кабардинське городок Нальчик, где под Грушей с тетрадкой и карандашом в руках она уснула навеки.