Первую свою сказку Оксана Дмитриевна Иваненко написала в шесть лет. Сказка была помещена в домашнем рукописном журнале «Гриб», который девочка сама и «редактировала». Позже ее детские повести появлялись в рукописном журнале, который выходил в гимназии.
В семье Іваненків царил культ художественного слова. Малая Оксана ужасно любила слушать и пересказывать сказки, была активным участником литературных игр, любительских спектаклей. Дома часто читали вслух произведения М. Гоголя, А. Грибоедова, Т. Шевченко, Г. X. Андерсена, обсуждали новости литературной жизни, просматривали журналы. Отец Оксаны работал редактором газеты, мать - учительницей.
Почти все прочитанное сразу превращалось в игру. А игры были многолюдные, потому что детей в доме всегда было много. Своих двое - Оксана и старший на два года брат Дмитрий, двоюродные братья и сестры, которые постоянно жили в Іваненків, и еще дети, которыми занималась мать - учительница приюта для сирот. Дом, двор, сад - везде детский шум. И отец, который потерял надежду на покой, просил лишь не мешать, когда он работает.
Летом детей влекла река Ворскла, таинственный монастырь на горе, тенистый сад, а зимой детвора устраивала детские «университеты». Брат Дмитрий выступал в них «профессором». Детвора читала, писала сочинения. А Оксана, когда подросла, страстно мечтала быть учительницей. Вот так и развивался у девочки тяга к литературе и педагогике. Так и несет Оксана Дмитриевна сквозь всю свою жизнь эти два начала: одно - творить, писать, второе - средствами художественного слова учить, влиять на формирование духовного мира ребенка.
Родилась Оксана Дмитриевна 13 апреля 1906 года в Полтаве - провинциальному на то время, но богатом литературно-художественные традиции городе. Здесь жил и работал основатель новой украинской литературы И. П. Котляревский, домик которого привлекал многочисленных посетителей. Недалеко от Іваненків жил популярный в России писатель В. Г. Короленко - автор «Слепого музыканта», герои которого будто вышли из таинственного монастыря, что на горе... Волновала девочку и романтическая история родного города. Здесь состоялась знаменитая Полтавская битва, которую Оксана не раз себе представляла, стоя на Шведской могиле.
Художественной литературы для детей не хватало. И Оксана пишет для своих маленьких воспитанников сказки, стихи, рассказы, пьесы. Руководство детскими домами заметило наклон молодой воспитательницы к писанию и часто к праздникам заказывало ей написать что-то для детей. А заведующая детдома, где работала Оксана, просто запирала ее в кабинете и не выпускала до тех пор, пока молодая воспитательница не заканчивала работы над сценарием для художественной самодеятельности. Оксана Дмитриевна Иваненко считает, что именно сочетание педагогики и увлечение литературой сделало ее писательницей.
Желание углублять знания привели ее в 1923 году в Харьков. Она продолжает учиться на факультете соцвоспитания Харьковского института народного образования, посещает литературные вечера, знакомится с Н. Забілою, П. Усенком, О. Копыленко, И. Сенченко. В решениях партии и правительства ставится вопрос о создании детской периодики, детской литературы. В прессе часто на эту тему выступает Максим Горький.
Оксана Иваненко едет работать в колонию для несовершеннолетних имени Максима Горького под Полтаву, которой руководит хороший знакомый матери Ани Семенович Макаренко.
В колонии Оксана Иваненко смогла применить приобретенные знания педагогики, и опыт предыдущей работы в детдоме.
Здесь окончательно утвердилась ее гражданская позиция, здесь окончательно определилась ее жизненная цель - работать для детей. Она заканчивает аспирантуру Научно-исследовательского института педагогики, защищает диссертацию на тему: "Детское литературное творчество". Энергичную, инициативную молодую учительницу выделил А. С. Макаренко. Позже он вывел Оксану Иваненко в образе Оксаны Варской в «Педагогической поэме». Колония сыграла в жизни Оксаны Дмитриевны чрезвычайную роль.
В 1933 году Оксана Иваненко печатает первую сказку «Сандалики, полная скорість!» - произведение, насквозь пронизан проблемами современности. Благодаря волшебной способности сандалий быстро летать, девочка оказывается в холодном северном крае, затем - в жаркой пустыне. По дороге она знакомится с людьми, живущими здесь, и природой, которая их окружает. Потом попадает за границу, встречает там толпы рабочих, видит лозунги «Мир и счастье» и убеждается, что и здесь простые люди хотят мира - так же, как и в ее стране. Девочка становится участницей событий, что разворачиваются вокруг летательного аппарата, потому что вместе со своими друзьями встревожена тем, что «злые люди могут его использовать не на добро, а на страшные дела».
Уже в этой первой сказке писательницы удалось показать, как сочетаются в поступках ее героини личные и общественные интересы.
1934 года в Харькове проходит конференция детских писателей. На конференцию приехала большая группа российских писателей К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто. Они заинтересованно отнеслись к достижениям украинской детской литературы, одобрительно отозвались о сказке А. Иваненко. На конференции с докладом выступил нарком просвещения В. Затонский, который позже поддержал творческие поиски А. Иваненко. Отношение к детской литературе, в частности к сказке, меняется.
В Москве создается Дитвидав. На Первом Всесоюзном съезде писателей было провозглашено, что в Советском Союзе есть большая литература для детей. Об этом на съезде говорили Максим Горький, К. Чуковский, С. Маршак. О украинскую детскую литературу произнесла слово Наталья Забила.
Появляются новые произведения Оксаны Иваненко: сказки, рассказы, повесть о детских годах Т. Г. Шевченко. За успехи в развитии детской литературы в 1939 г. писательницу наградили орденом «Знак почета».
В сказках «Большие глаза», «Чудесный цветок», «Три желания», «Волшебные зерна» писательница создает образ врача-волшебника, который лечит «лжецов, трусов, болтунов, лентяев, заздрих и тому подобных больных, которые мешают жить себе и другим», лечит быстро и без боли. Пользуясь фольклорными приемами преобразований писательница учит, что только самоотверженный честный труд делает человека лучше. Только благодаря ей Ясь, который ничего не хотел делать», становится музыкантом-виртуозом («Большие глаза»); девочка Галя, «которая всего боялась», поднимается в воздух, опускается на дно моря, преодолевает высокие горы, чтобы добыть цветок и стать храбрым («Чудесный цветок»); девочка Зина, которая «болела» на зависть, благодаря волшебному камешку пробует свои силы в музыке, в выращивании цветов, в спорте, и только конкретная помощь больному вылечила ее («Три желания»). Осознание долга перед классом, школой, обществом в процессе трудового воспитания - сквозная идея дидактических сказок О. Иваненко. Героями «Лесных сказок» выступают животные, растения. «Именно сказочные приемы персонификации животных дают возможность не только познакомить самых маленьких детей с вполне реальными первыми сведениями об окружающем мире, о жизни природы вообще, но и подать в легчайшем, найдохідливішій форме даже сложные вопросы социальных взаимоотношений между людьми, первые уроки дружбы и взаимопомощи, понимания, что плохо, а что хорошо»,- объясняет писательница, почему не обходит драматических моментов из жизни животных.
После «Сандалики, полная скорість!» тему любви к родному краю Оксана Иваненко продолжает в сказках «Куда летал журавлик», «Маяк». В письме к писательнице К. Чуковский писал: «Я еще не прочитал Вашего «Журавлика», но по картинкам вижу свою милую бармалеєву Африку. И жаворонок, что лежит на спине у журавля, чтобы «приветствовать весну» и «нервный» страус и крокодил - «как перевернутую лодку»; и «уважительный и спокойный марабу»; представляю, как это до сердца детям !.. Замечательная песня -
Не зовите меня журавликом,
Чтобы я не горевал -
в ней такая светлая улыбка». В сказке журавлик путешествует в теплые края. Дорогой (через Украину, Дунай, Черное море, Нил) он знакомится с птицами, зверями, их привычками, условиями жизни. И больше всего радуется журавлик встречи с родной землей. «Казалось, все рощи, реки, что, наконец, сбросили лед и разлились, потому что не могли сдержать своей радости, все села, города - такие родные, такие близкие!» Деревья приветствовали, подснежники. «Даже люди выходили и махали им руками, а дети смеялись и пели...»
Как маяк, не дает сбиться с пути отважным морякам Родина («Маяк»). Ощущение ее силы, величия вдохновляет на подвиги. Только в связях с ней раскрываются моральные и физические силы Марка, Данилка, Анечки. И только Петр на мгновение усомнился, одступився от высоких принципов, как слава коварно и предательски вскружила ему голову.
В своем творчестве Оксана Иваненко опиралась на опыт народной сказки, на традиции таких сказочников, как Андерсен, Лев Толстой, Иван Франко. Изображения природы подчинено решению важных морально-этических проблем: призыв беречь природу, не нарушать гармонии в произведениях писательницы прозвучал гораздо раньше, чем в среде ученых.
Во время войны с двумя маленькими детьми и больным отцом Оксана Иваненко оказывается в Свердловске. Она еще не знает, что муж погиб на фронте. Писательская семья Свердловская радушно встретила Оксану Иваненко. Особенно тесные дружеские отношения установились у нее с Ольгой Форш, Мариэттой Шагинян. Благодаря им и руководителю свердловской писательской организации мудрому сказочнику Павлу Бажову Оксана Иваненко вернулась к литературному творчеству, ее привлекают к выступлениям в школах, госпиталях, на радио.
Осенью 1943 года .Оксана. Иваненко возвращается в Киев.
Прежде всего писательницу интересуют школьники, их готовность в сложных, порой экстремальных условиях принимать самостоятельные решения, вступать в борьбу с ненавистным врагом. Эти черты им привила школа. И глубоко символично, что Леня Шевченко помогает бойцам, которые засели в его родной школе («Школа»). Этим он словно защищает ее от захватчиков. Девочка Килинка несет на оккупированной территории газету («Почта пришла»), подвергая себя смертельной опасности. Десятилетний Толя прячет в колодце полковой флаг («Тайна»). Дети тылу отправляют на фронт бойцам подарки («Подарок»), заботятся о детях, которых разбросала война («Младшая сестренка»)... Чистые, благородные порывы детей мастерски изображены писательницей, они не могут не волновать читателя.