Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

9 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

МАРКО ВОВЧОК

Образы женщин-крепостных в повести

«Институтка»

II вариант

В повести М. Вовчка «Институтка» изображена жизнь украинских крестьян во времена крепостного права. До крепостных паны относились хуже, чем к скоту. Крепостного могли наказать ни за что, а то и убить, проиграть в карты, подарить, словно это не человек, а какая-то вещь. Не всіп аны были одинаковыми, но в повести «Институтка» молодая барышня по отношению к своим людям является настоящим палачом.

Повествование в повести ведется от имени одной из крепостных - Устины, которая и рассказывает не только о своей личной жизни, а и о том, как издевалась институтка над всеми другими крепостными. Сирота Устина детства не знала счастья, и всегда была веселой, потому что «отродясь такая удалась», как объясняет она сама. Но и она горько плакала из-за обиды, что причиняла ей барышня. Эта девушка никогда не чуралась работы, но говорит о том, что самая легкая работа будет каторгой, если «приправить ее нареканием и гордуванням» госпожа. Не выдерживала и Устина, поэтому порой рыдала, но при этом не разуверилась в людях, ее сердце не зчерствіло и не возненавидел всех господ. Она просто не способна была до злых чувств. А как вышла замуж, так и вовсе легче ей стало, ибо горе она делила с любимым мужчиной. Устина - девушка наблюдательная, хоть и неграмотная, но умная. Девушки сразу поняли, что это за человек - их новая барышня. «Чего там барышни нашей не научены! А наиболее, бачця, людей туманіти!» Устина хорошо видит, как барышня влюбляла в себя барчуков и почему полюбила полкового врача. «Любила она его, и как-то странно любила, не по-человечески», - делает вывод Устина, а сама она, в отличие от барышни, способна на искренние чувства: дожидает своего мужа со службы уже 7 лет, и это ей делать не трудно, потому что она любит. А воля, по мнению Устины, - это самое большое счастье для человека: «Я свободна! И хожу, и говорю, и смотрю - мне безразлично, что и есть те господа на свете!»

В произведении есть и другие женщины-крепостной. О них рассказывается с большой симпатией. Катя с первого же взгляда показалась Устине славной: «Смешливая была и гордоватенька!» Но и эту женщину сломила крепостная неволя. За труд она не доглядела, как умерла ее единственная дочь, и Катя сошла с ума, а потом и сама погибла.

Единственная женщина, которая способна была терпеть, это была старенькая бабушка. Она для других была, как мать, потому что всегда успокоит и приласкает. Бабушка пережила многое на свете и не обращала внимания на ссору госпожа. «Все люди повяли, осунулись; только бабушка величественная, как и была. Как не ругает, как не кричит на нее госпожа, - бабушка не пугается, не суетится». Бабушка считала, что слезы - то для злых, а добрые люди должны терпеть. Один только раз почувствовала бабушка настоящую обиду, когда дама обвинила ее в краже.

Итак, Марко Вовчок изобразила три разных типа женщин, которых объединяла общая судьба крепостных. Она показала, что даже в таких условиях можно сохранить свою душу от греха, а сердце от злости. В то время, когда много господ считали крестьян за скот, писательница доказала, что крепостные такие же люди с такими же чувствами, а порой даже и лучше своих господ.