Статья
ПАНАС МИРНЫЙ
Трагедия личности в романе "Разве ревут волы, как ясли полные?" Панаса Мирного
Трагедию личности Панас Мирный отбил уже в названии - при издании 1903 г, в Украине произведение был назван "Пропащая сила". В романе, по определению И. Франка, "нарисован почти столетнюю историю украинского села", раскрыто тогдашнюю действительность во всех ее сложностях и противоречиях. В аллегорической названии "Разве ревут воли. как ясли полные?" звучала главная идея: волы - символический образ порабощенного крестьянства - не выли бы, если бы было что кушать и пить.
Трагедию личности наиболее полно отражается в судьбе Корточках, Григория, Максима, Мотри. Другие персонажи - Галя, Кристина, баба Оришка - способствуют рельєфнішому відтіненню главных характеров. Третьи - Бревно, Мотня, Крыса, Порох. Чижик, Евдокия, генеральша, Кряжов, господин Польский, хотя и являются эпизодическими, дали возможность автору передать сущность тогдашних общественных тенденций и психологически подчеркнуть причины трагедии личности.
Сложная композиция романа, которую академик Александр Белецкий назвал "домом со многими пристройками и надстройками", подчинена цели как можно шире показать социальные условия жизни крестьянства и мотивировать поведение героев, раскрыть, что же именно толкало крестьян на скользкую дорогу, калечило их души, нівечило мораль, то есть повлекло трагедию.
В центре романа образ Чипки - неутомимого искателя правды, который сошел на кривую тропу борьбы и стал "пропащей силой". Сын попираемой крестьянки. Цепкая растет в нищете, в условиях недоброжелательности и враждебности. Ровесники смеются над ним. Когда богач Бородай за упрямство прогнал Цепкую с работы, он "понес в серни горькое чувство ненависти на судьбу, которая разделила людей на хозяина и работ-ника...". Каждый из этапов жизни Чипки выразительно очерченный благодаря тонкому психологическому анализу его поведения. Резкие переходы вич надежд счастливо жить на своем добрые до горьких отчаянных настроений раскрывают взволнованную душу героя. Особенно поразила несправедливость Цепкую, когда за право работать на собственной земле чиновник цинично требует взятки. В этот момент Цепкая потерял веру в справедливость. В его сердце уже в который раз закипела ненависть, к сожалению, не только к угнетателям, но и ко всем людям.
Отсюда - слепое, стихийное бунтарство попираемой, обворованной человека. Раздумывая над личной недолей, над всенародным бедствием, Цепкая все глубже осознает социальные корни господствующей несправедливости. Для него становится очевидным, что на труженика "налегли" и помещик, поп, шинкарь, и "свой брат-богатырь", "всем желается поездить" на шее бесправного крестьянина. Под влиянием дурного "общества" Цепкая опустился на самое дно жизни. Однако добро в его натуре на какое-то время победило. Он стеснялся своего давнего беспутстве "той кривой дорожки". Пошли разговоры о земство, о выборах гласных, и Цепкая призывает общину защищать свои интересы. Когда Цепкую приказом губернатора было выведено из управы "по неблагонадежности". то эта обида стала последним толчком, что столкнул правдоискателя на тропу слепой мести. Грабежи, убийства сводят на нет его протест. Кровь невинных людей страшным клеймом заплямовує Цепкую. С правдоискателя он превратился в уголовного преступника.
Гриша, ближайший приятель детских лет Чипки выбирает другой жизненный путь. Меряя босыми ногами пыльные батрацкие пути, Гриша мечтал о "дом теплый". Неудачи, невзгоды, лишения породили у хозяйственного парня эгоизм, безразличие к судьбе других, стяжательство. Даже дружба с Цепкой Гриша пытался использовать для собственного обогащения. Нескрываемое злорад-ство по Чипки оскорбление своего товарища - это так же своеобразная трагедия Григория.
Максим Гудзь - это еще один яркий тип трагической личности, "пропащей силы". Душа Максима рвалась к энергичного дела, на широкий простор. Казарма сломала его нетривиальную силу. Максим страдал от бессмысленной службы-муштры. Когда ему попала в руки "граматка", самостоятельно освоил азбуку и научился по церковных книжках читать. Водка, к которой Максим привык, требовала денег, и он не стесняется грабить людей, обирать солдат. Всякими неправдами Максим обогащается и возвращается в деревню через тридцать лет с деньгами и "заслугами". Максимов хутор становится пристанищем грабителей. Морально испорчен солдатчиною, Максим живет единственной страстью - обогащением.
Трагедия человеческой личности наиболее трогательно воссоздана в образе Матрены. Матрена - одна из самых трагических фигур в украинской литературе. С психологической убедительностью мотивировано последний шаг женщины. Она была готова отдать ради сына все. И, не выдержав страшных испытаний, которые упали на ее седую голову, не снеся кровавому разбою Чипки иметь разоблачает его преступление. Так образ матери-страдалицы, ее честные, справедливые решения и действия приобретают символическое звучание: это сама справедливость, сама человеческая совесть наказывали и преступление, и преступника, кем бы он не был. Такой поворот в развитии образа этой трагической личности показывает неизбежность победы добра над злом как одной из нравственных основ нашего народа.
2.Відтворення настроений человека через образы природы в сборнике Солнечные кларнеты Павла Тычины.
Сборник "Солнечные кларнеты" (1918) стала этапным событием в украинской литературе. Л. Новиченко назвал ее одним из наймузикальніших творений в мировой поэзии.
Мир "Солнечных кларнетов" полон и звонких, и пастельных красок и звуков. Световые и звуковые краски создают световую музыку солнечных кларнетов, которые, по определению одного из исследователей П. Тычины А. Никовского, напоминают "что-то вроде длинных блестящих трембит в руках ангелов... Кларнеты - это сурьмы света, космического ритма, трембиты, сотканные из лучей".
В стихотворении "Рощи шумят" чувствуем гармоничное сочетание человеческих чувств и красоты природы. Поэзия пронизана молодецкой жаждой жизни, счастливыми сподіван-ниями. Замечательный иеизаж изображен бережно подобранными друг к другу красками. Лирический герой, увлеченный красотой родной земли, счастливый от единения с этим прекрасным гармоничным миром, который полон мелодий, цветов, благодатных чувств. В первой строфе автор использует параллелизм и синонімічну тавтологию, характерные для этой поэзии.
Обычный пейзаж под пером художника предстает удивительно прекрасной картиной, наполненная сказочно-волшебными мелодиями. Мелодичность достигается с помощью соответствующей ритмики, повторов, ассонансов, аллитераций.
В поэзии "Арфами, арфами..." в символическом образе девушки-весны заложенное оптимистическое предчувствие испытаний и тревог, которые предстанут перед украинской нацией. Они накладываются на пласт личных ожиданий лирического героя. Поэзия прочитывается как многогранное и праздничное восприятие личной весны и весны нации. Их молодости, буйство сил, надежды, тревоги, ожидания взлета, победы.
Уже в "Солнечных группы кларнетов" наблюдаем знаменитые неологизмы П. Тичи-ны: самодзвонні арфы, ніжнотонні думы.
В поэзии "Арфами, арфами...", кроме музыкальных образов, создан роскошный зрительный образ-символ молодой весны. За изысканными тропами (метафоричними эпитетами, сравнениями) возникает персонифицированный образ прекрасной девушки, к ногам которой склоняются и цветы, и прозрачные дожди и громы, и радуги. Каждая поэзия из сборника Тычины Солнечные кларнеты " - это развернутая метафора, которая тонко передает мелодию слова и трепет души.
Сборник "Солнечные кларнеты" завершалась небольшой поэмой "Золотой гомон", которая является гимном весеннему солнцу, повносиллю бытия. Предчувствие долгожданной свободы, вера в национальное и социальное освобождение находят отклик в природе, которая соответствует лирическому герою "золотым гомоном".
Такой радостно возбужденным, очікуючою, напряженной входила в XX век украинская нация. Душа П. Тычины выразила это ожидание радости с необычайной силой. Национальный оптимизм начала века с одной Из определяющих черт стихов сборника "Солнечные кларнеты", которые делают ее редким явлением искусства. Надо подчеркнуть, что к приемам того высокого художественного стиля, который стал определяющим в сборнике "Солнечные кларнеты", поэт обратился уже в начале своего творческого пути.
В природе, которую воспринимал как величественный храм, лучезарный собор и к которой относился с обожанием и поклонением, видел юный поэт источника жизни и любви. Восхищение полнотой жизни выражено в образах и звучании поэзии "Вы знаете, как липа шелестит...". Шелест липы, сон старых рощ, месячные весенние ночи - символы молодого чутье, что купается в безграничной Вселенной. Стихотворение характеризуется исключительной музыкальностью, восхищением звучание украинского слова. В нем - прекрасная чувственная картина украинской ночи.
|
|