Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Трагедия влюбленного сердца в лирической драме и. я. франка "зів'яле листя"


 

Иван Яковлевич Франко... Не всегда я воспринимала его по достоинству. Прочитав не одну его сборник, я стала сравнивать его с Фаустом. Только Франко в начале жизненного пути открылось то, что герой Гете познает в конце жизни, но разве избежал дух нашего поэта личных мучений и трагедий, разочарований и страданий, через которые проходит Фауст? Нет, Франко страдает гораздо больше, хоть знает: высшее благо - это труд для общества, он вынужден пройти через ад насмешек и издевательств, через чистилище неразделенной любви. Именно в "Увядшем листе" поэт оставил частицу своего внутреннего "я", воспроизвел лично пережитое.

Десять лет... Много это или мало. Именно в течение такого времени рождалась сборник Ивана Франко "Увядшие листья", которая своей красотой, глубоким чувством принадлежит к лучшим образцам мировой поэзии.

Трагедию влюбленного сердца - "Увядшие листья" можно сравнить с временами года, в течение которых растет, крепнет, зеленеет, цветет и вроде бы умирает дерево, дерево любви автора.

Его первая любовь пришла к нему весной, в мае, когда только начинает появляться молодые, совсем зеленые листья. Эта любовь наивная, как ребенок, робкая, невинная и чистая, она делает весь окружающий мир раем без забот и обид.

Потом приходит лето, а с ним и вторая любовь, тайная, недоступная, как "святыня". И вот где-то в конце лета приходит третья и последняя. Она прекрасная, как природа серпеневої поры, когда стоит сильная жара. Эта пора самая любимая, радостная, дорогая, незабываемая - это память о прошедшем лете. И эта любовь пленит его сердце, проникает внутрь его. Это была влюбленность в очаровательные глаза с яркими, страшными искорками жажды; в стройную фигуру, в тихую, свободную, разумную речь. Это была любовь, которая выковала в его сердце силу, непокорность судьбе, радость, искренность, кротость, делала его свободным, пробуждала в нем воспоминания о юность, весну. Но он не нужен той, которую носит в своем сердце, которая смеется над ним, с ним гордая и недоступная, она разбивает его надежды, чаяния, мечты, говоря: "Не надейся ничего", разбивает его дух, мысли, безгранично преданное сердце "рвется из него на волю". И теряя свою возлюбленную, он теряет смысл жизни. Теперь ему надо "темная ночь, звезды, люди", потому что нет ее, она ушла и забрала его любовь, как забирает осень тепло солнца. Но и в осени есть теплые, похожи на летние, дни, те что дают автору новые надежды, веру в ее"доброту, щирість.Він обвиняет "бури мира", "разочарований муки" в том, что они сделали ее такой. Автору хочется, чтобы ее лицо бледное, тревожные глаза, вся стать ее дрожащая, словно мимоза, все произнесло: "Не верь!" Но это только мираж, остатки лета, и на смену теплым дням приходят холодные, ветреные, но еще не способны превратить в лед сердце, что еще желает принять на себя удар ее горя, оживить свое счастье. Потому что счастье без нее - "звук пустой". Осенние ветры понесли ее, но дорогой образ оставили, образ в котором оскорбленное сердце не хотело дать приют, гнало от себя, хотело забыть и не могло. Прощает лирический герой ей то, "что смеясь она убила его любовь", потому что не знала, что убивает, что "похоронила его любовь в склепе", приваленому камнем. Но она является ему во сне: высокая фигура, прямая и стройная, большие глаза, глубокие, темные, образом гароної цветка"сон травы", от запаха которой опьянела его душа.В ее руках был ключ от счастья, и она потеряла его, "взглядом холодным спихнула сердце любящее в темный ров без дна". Потому что она не хочет, чтобы любящее сердце этот ключ со дна добыло, и рай закрытый распахнуло. Через это он хочет забыть ее, выкинуть из мыслей, сердца, души... и не может. И бессилие порождает в его сердце ненависть к красоты и силы, света и песни. Он ненавидит любовь, чувства, жизнь, он лишь желает забвения и покоя.

Будучи таким, что " лишь в думах киснет, но к девушке приступить не умеет", он начинает сожалеть о своей неуверенности, о гонениях ее образа, бегство от нее. Он мечтает о силе, которая бы открыла двери для него в ее сердце. "За один ее поцелуй най горю сто тысяч лет", он готов отдать за это душу черту. Она же открывает свое сердце, но не для него, а для другого. Лирический герой хочет забыть ее имя, никогда его не произносить, никогда не смотреть в ее лицо, но желает ей "деток своих любить, ласкать, быть верной своему мужу". Теперь без нее он запутался в жизни, "не может жить, не может сгинут, нести не может ни покинут проклятый сей жизни бремя!" Она гзасила огонь, теперь он" век не окрепнет", она убила его, сделала его равнодушным ко всему, "условие с жизнью он разодрал, - он умер". Теперь, когда сердце пустое, он не хочет жить жизнью сироты, что получил в наследство тяжелые скорби: "одна - то сердце мягкое, вторая - то мужской род, третья - то гордая душа". Уже в руках его блестит "холодный инструмент", назначенный к сердцу, которое покинул птица любви, который спасет его от страданий, от несчастной жизни.

Холодная осень уже вступила в силу, передала ее студенному ветра, зрива слабое листьев, которое падает на землю ярким разноцветным ковром, кружит в осеннем вальсе. Большое, могучее дерево стоит совсем один, голый, пугает своим длинным черным ветвями. Его еще ранней осенью покинули птицы. Возможно тропинке мимо это дерево пройдет "последняя любовь" поэта, пройдет по увядшем листе, и не замилується его красотой, не заметит грозного дерева, на котором уже не поют птицы, на которое дует холодом ветер осени, ветер неудач, тяжелой жизни.

"Увядшие листья" - это не просто несколько "пучков" увядшие листья лирических признаний, но и лирическая драма во всех смыслах этого слова, драма самого Франка, а не только лирического героя. Это трагедия влюбленного сердца. Это цветущая весна, которая изменилась на суровую зиму.