Статья
Трагедия родного края в драме Леси Украинки "Боярыня"
Лесю Украинку называют в народе дочерью Прометея, ибо именно она переняла от Тараса Шевченко и понесла дальше эстафету правды, добра и человечности. Ее лирика полна глубокой страстности, нежной задушевности, искренней любви к родной земле, к своему непокоренного народа.
Ведущее место в лирике Леси Украинки занимает тема любви к
родного края, который она хотела видеть свободным и счастливым. Эта тема больше всего раскрывается в ее поэме "Боярыня".
"Боярыня" проникнута сравнением общественно-политической атмосферы Украины и Московии в эпоху Руины, подчеркиванием ее очевидных разногласий, она была неприемлемой, враждебной для ідеолоєів тоталитаризма, что пытались обезличивать целые народы, между тем эта драма по-новому освещает все творчество нашей великой поэтессы.
Драма вводит читателя в сложные времена истории Украины - сутки, которая своей конфликтностью, борьбой, стремлением Украины к объединению и независимости была созвучна стремлениям нашего народа в начале ХХ века.
В общественно-национальные взаимоотношения между Украиной и Россией, в те времена, когда гетман Дорошенко стремился объединить Левобережья и Правобережья в единое государство, пытался вернуть Украине свободу и независимость.
На историческом фоне ХVII века Леся Украинка рассматривает ряд проблем, одна из них - трагедии родного края.
Носителем этой проблемы в драме "Боярыня" образ Оксаны. Именно через трагедию жизни дочери казака автор доказывает нас к размышлению над трагедией Украины.
Полюбила Оксана молодого казака Степана, который будучи на службе у царя в Москве, с казака стал боярином. После бракосочетания она едет с мужем в Москву, где жизнь Оксаны стало жизнью в неволе. От невыразимой тоски по родному краю, не в силах снести унижения, которое ей,как украинцы довелось ощутить в Московщине, она смертельно заболела. Все время пребывания на чужбине она внутренне противостоит тому, что ее окружает: быта, обычаям, отношениям между людьми. Не воспринимает она русского одежды. Не может девушка привыкнуть и к тому, что ей нельзя было самой ходить, нельзя "с мужчинами женщине пробовать при беседе", тогда как в Украине женщина в почете. Не могла понять Оксана и того, что молодежь побирается через сваху. Возмущает ее "поцілуйний обряд". Удивляет героиню то, что не слышно пения в Московии. Она называет себя пленницей, а Московщину - тюрьмой:
А что же? Разве я здесь не как татарка?
Сижу в неволе? Ты разве не ходишь
под ноги стелиться своему господину, как хану?
Везде сваи, плети... Холопов продают...Чем не татары?
Трагическая судьба Оксаны:
Я погибаю, в'яну, жить так не могу...
И эта судьба является олицетворением судьбы Украины под властью России. Леся Украинка выступала против такого порабощения, против того отношения московского барства к украинцам, которое оскорбляло, унижало наш свободолюбивый народ, народ с героическим прошлым, древней культурой и высоким уровнем морально-этических принципов, а не против российского народа.
Наш народ, по утверждению Леси Украинки, заслуживает большое уважение и полноценное самостоятельное бытие.
Судьбоносным оказался псевдоним или, точнее, геонім для поэтессы. Она оставалась незрадливо верной своей родине в самые трудные годы. Не с кровью Косачей унаследовала Леся независимый дух и волю к созиданию государства Украина, отдав ей свой ум и сердце, как Драгоманова?
|
|