Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

9 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ПАНТЕЛЕЙМОН КУЛИШ

Сомко и Шрам как идеальные романтические образы казацкой старшины (по роману «Черная рада»)

В романе П. Кулиша «Черная рада» рассказывается о событиях 1663 года, известные в истории Украины как времена Руины. Много гетманов появилось после смерти Б. Хмельницкого, каждый из которых стремился воцариться на всей Украине по обе стороны Днепра. И очень трудно было народу разобраться, кто из этих кандидатов заботится о своих выгодах, а кто беспокоится о судьбе Украины. По мнению П. Кулиша, народ ошибся на Черной раде, когда избрал себе гетманом И. Брюховецкого. История Украины могла бы двигаться совсем в другом направлении, если бы Сомко победил на тех выборах.

Сомко представляется автору повести идеальным гетманом. Человек Божий говорит о нем: «... он и умом, и славой взял над всеми...». Ссылаясь на летописи, рассказчик описывает Сомка как казака, который выделялся среди других и своей красотой, и всерьез: «И уже не ступит, или заговорит, то действительно по-гетьманськи». Брюховецкий явно уступает Сомкові в этом, но казакам именно то и не нравилось, что гетман сильно отличается от них и осанкой, одеждой и языком. Кроме того, Сомко был гордым человеком, что всегда говорит в глаза то, что думает: так он обозвал Брюховецкого, на то время еще чуру Иванца, свиньей, за что тот и вз'ївся на него. Это не нравится казакам, но Сомко имел единственную в жизни цель - объединить Украину под единой гетманской булавой: «Вот пусть только Господь нам поможет сложить вместе два берешь Днепровские, тогда мы позаводимо всюду правнії суды, школы, академии, типографии, поднимем Украину вверх и возвеселим души тех великих киевских Ярославов и Мономахов». Вот какую благородную цель лелеял Сомко! Автор романтизирует своего героя, показывая, что его душой владеет единственная страсть - Украина. Кроме нее, он ничего не видит. За эту его страсть обижается на гетмана невеста Леся: она своим девичьим сердцем быстро поняла, что «только его и мысли, что о гетманские порядки». Наряду с судьбой Украины ничего не весит и жизни, считает Сомко. «Что вам биться за мою голову, когда погибает Украина!» - крикнул он своим товарищам, когда они хотели его защищать от людей Брюховецкого.

Такими же пламенными патриотами есть верные товарищи Сомика, такие, как Шрам. Полковник и священник в одном лице, он не может сидеть в своем полковом месте спокойно, когда видит, как раздирают надвое Украину. «Как надо спасать Украину, безразлично мне и лета,-и раны. Обновится яко орля юность моя», - говорит он о себе. Да и другие персонажи характеризуют его как «сумасшедшего», «навіженош», потому что не может Шрам усидеть на одном месте, хотя имеет и имение, и почтенные лета. Судьба Украины волнует его больше, чем личное горе. Не плакал он тогда, когда принесли ему сына, семь раз насквозь пробитого пулями, а заплакать он может, думая о родной земле и о беззаконии, которое царит на ней.

Сомко погиб от рук Брюховецкого. Шрам тоже трагически погиб. Как говорит рассказчик, они «полегли от беззаконного меча уважаемыми главами». Но не легла их слава.

Итак, хоть не удалось этим казакам за жизнь довести свое дело до конца, но у таких людей всегда найдутся последователи, ибо они своей страстной любовью, своим саможертовним жизнью подавали примеры всем последующим поколениям.